В субботу 25 июня в Москве прошла очередная акция "Критической массы" - стихийного сообщества велосипедистов, пытающихся привлечь внимание к себе и проблеме автомобилизации городов. Около ста человек с велосипедами собрались на Тургеневской площади и направились в сторону ВВЦ - неторополиво (со скоростью около 15 километров в час), но шумно, с громким бибиканьем, гудением, завыванием сирен и победным криком. От ВВЦ группа поехала в Сокольники, после чего вернулась к Чистым прудам. Такое развлечение велосипедисты Москвы устраивают себе раз в месяц - каждую последнюю субботу.
"Акции критической массы - это не просто развлекуха, это достаточно эффективное средство пропаганды, популяризации идеи о том, что автомобиль - это не святая корова, что пора развенчать культ автомобиля, пора перестать ставить акцент на автомобилизации городов. В нашем обществе очень многие решения принимаются исходя из интересов автомобилистов, хотя их в среднем всего около 15 процентов. Остальные 85 процентов вынуждены под них подстраиваться," - сказал корреспонденту Ленты.Ру Дмитрий Кокорев, один из идейных вдохновителей "Критической массы" в России.
На Западе "Критическая масса" существует уже более 10 лет. Движение зародилось в Сан-Франциско - самом либеральном и антиамериканском городе США. В первой акции 1992 года приняли участие около 60 велосипедистов. С каждым месяцем их количество увеличивалось на 700 человек. Вскоре подобные акции начали проходить и в других городах Америки, а потом движение перекинулось и на Европу. В праздновании 10-летнего юбилея "Критической массы" приняли участие более 5 тысяч человек только в Сан-Франциско. Постепенно активисты "массы" стали связывать свои акции не только с транспортной политикой, но и с другими общественными проблемами - например в 2003 году, во время войны в Ираке, велосипедисты блокировали движение транспорта под лозунгом "Bikes not bombs" - "Велосипедам - да, бомбам - нет!".
При этом участники движения всегда подчеркивают, что у них нет никакого централизованного руковоства. Свои акции они называют "organized coincidence" - "организованным совпадением": "Мы просто едем домой... все вместе!" "Критическая масса" сознательно придерживается эстетики "ксерократии", распространяя копии листовок, значки и маленькие наклейки от человека к человеку. У "массы" нет офиса, нет общего лидера, а ее международный сайт представляет собой набор ссылок на "Критические массы" в 400 городах пяти континентов.
Первые "Критические массы" в России стали проходить с 2002 года. Поначалу количество участников не превышало 30 человек. Но в течение 2005 года велопротестом заинтересовались экологические организации - "Гринпис", "Социальный экологический союз", "Москвичи за трамвай", "Россия без машин". За счет этого количество активистов "Критической массы" значительно возросло - к движению присоединилось около 200 человек.
Если на Западе велосипедисты ведут себя по отношению к автомобилям довольно нагло - перегораживают улицы, сознательно устраивают пробки, да еще ездят в час пик - то российская "Критическая масса" пока что не готова заявить о себе столь агрессивно. "Для нас это все-таки праздник, флэшмоб, "покатушки". Мы ездим по субботам, когда на дорогах особенно никого нет, и стараемся оставлять хотя бы одну полосу движения свободной," - говорит Дмитрий Кокорев. Тем не менее, даже при такой мирной политике московская "Критическая масса" уже успела столкнуться с сопротивлением властей: 12 июня, в день праздника, который велосипедисты переименовали в "День независимости от автомобилей", "Критическая масса" в количестве более 200 человек привлекла к себе внимание ОМОНа, и несколько человек были задержаны. К более массовым акциям Москва, похоже, еще совсем не готова; в Лондоне, например, к ежемесячным "покатушкам" все давно привыкли: активистов велопробега всякий раз сопровождает колонна полицейских на велосипедах - они следят за тем, чтобы машины не давили участников.
У московской "Критической массы" нет конкретных требований, как, например, у велосипедистов Нью-Йорка, которые добились от городских властей решения о реконструкции Бруклинского моста с учетом их требований. В Москве это скорее стихийный способ самовыражения - плюс безусловное счастье от общего движения по улице. "Не стоит ожидать немедленного результата, - говорит Кокорев. - Было бы наивно думать, что наши акции сразу повлекут за собой какие-то изменения. Добиваться каких-то конкретных преобразований - например, лоббировать велосипедные дорожки, - этим должны заниматься другие организации, инициативу которых мы, безусловно, поддержим. Критическая масса - это утопическая модель общества будущего, где каждый отвечает сам за себя, где непосредственные действия граждан формируют климат и атмосферу в стране. В первую очередь "Критическая масса" стремится постепенно доносить людям эту идею и показывать ее на практике".
Юлия Вишневецкая