Герхард Шредер выполнил в пятницу первую часть затеянного им опасного маневра по досрочному переизбранию на третий срок в качестве федерального канцлера. Он потребовал от парламента откровенного ответа, доверяют ли ему немецкие депутаты, и сделал все, чтобы ему выразили недоверие. Причем, сделал это несмотря на горячие возражения своих товарищей по Социал-демократической партии Германии (СДПГ) и их коллег по правящей коалиции из партии "зеленых".
Следующим звеном в хитром плане Шредера является роспуск парламента и досрочные выборы в бундестаг. Он готов рискнуть и пойти на них, даже с учетом почти 20-процентного отставания в популярности от своих ближайших соперников - христианских демократов.
Идти на такие экстраординарные меры бундесканцлера заставляют веские причины. В мае социал-демократы потерпели сокрушительное фиаско в земле Северный Рейн-Вестфалия. Это - самый индустриально развитый регион Германии, которым социал-демократы правили без малого 40 лет.
37 процентов голосов, отданных за СДПГ на майских выборах, против 45 процентов, полученных ХДС, стали последней каплей в переполненной чаше терпения Шредера. Он понял, что дальше ждать нельзя. Досрочные выборы необходимы ему для того, чтобы его правительство могло продолжить объявленные экономические реформы. Дело в том, что после поражения правящей коалиции в 11 из 16 федеральных земель, все инициативы Шредера и его кабинета могут быть блокированы верхней палатой немецкого парламента - бундесратом, в котором заседают представители немецких регионов.
Между тем, реформы, направленные на уменьшение роли государства в социальном обеспечении, и попытки сделать рынок трудовых ресурсов более гибким и приспособленным к реалиям современного мира, оказались крайне непопулярными, вызвав волну протестов.
К началу 2005 года количество безработных в Германии превысило 5 миллионов человек, что стало максимальным показателем за последние годы. Такого уровня безработицы в стране не было с начала 1930-х годов. Между тем, придя к власти в 1998 году, Шредер крайне опрометчиво пообещал снизить уровень безработицы вдвое, с тогдашних четырех миллионов человек до двух миллионов. В течение первого срока вследствие благоприятной экономической конъюнктуры все больше немцев действительно получали работу, но после 2002 года, когда лидер социал-демократов переизбрался на второй срок, процесс пошел вспять.
Для преодоления экономической стагнации Шредер стал применять либеральные инструменты фискальной и социальной политики, то есть снижение социальных расходов, в том числе и на пособие по безработице при одновременном уменьшении уровня налогообложения. Особое недовольство электората вызвало покушение на социальные гарантии. В частности, лицам, не имеющим работы, ограничили срок проживания на пособие одним годом. Под угрозой лишения пособия безработные теперь должны соглашаться на любой предложенный вариант занятости, независимо от их предпочтений.
Что касается дальнейшей судьбы плана Шредера в отношении досрочных выборов, то его судьбу теперь, по германской конституции, будет решать президент страны Хорст Келер. Должность его во многом является представительской, то есть президент не имеет реальных властных полномочий, но в некоторых случаях, как, например, в нынешнем, его слово может оказаться решающим.
В частности, Келер теперь должен подумать, имеются ли в результате предпринятой Шредером комбинации серьезные основания для назначения досрочных выборов парламента, которые, по идее, должны были бы состояться только в следующем году. Поскольку доверие действующему канцлеру выразили менее половины из 601 депутата бундестага, Шредер имеет право попросить у президента распустить парламент. На раздумья Келеру отводится три недели. Если он согласится, то перевыборы должны будут пройти в течение 60 дней. Наиболее вероятной датой проведения общенационального голосования в таком случае является 18 сентября.
Президент наверняка прислушается к общественному мнению, поскольку большинство граждан страны, крупнейшие ее партии, а также финансовые рынки положительно относятся к перспективе проведения досрочных выборов. Однако Келер может и отказаться, поскольку инициатива Шредера несколько спорна с конституционной точки зрения. К тому же соратник канцлера по партии депутат Елена Хоффман и ее коллега от партии "зеленых" Вернер Шульц готовятся подать судебные иски.
Законодатели недовольны перспективой отрыва от насиженных мест и ввязывания в новую избирательную кампанию, а потому утверждают, что для вынесения вопроса о доверии на голосование парламента не было никаких веских причин.
И вот, если президент все-таки откажется распускать парламент, то тогда в отставку придется подать уже Шредеру, чего, как он сам ранее признавался, он категорически делать не хочет. Как многие считают, в этом случае кресло бундесканцлера займет Франц Мюнтеферинг, возглавивший социал-демократов в феврале прошлого года, когда Шредер счел за благо покинуть этот пост, чтобы его падающая популярность меньше навредила партии.
Следует заметить, что аналогичный прецедент с вынесением вотума недоверия, роспуском парламента и досрочными выборами имел место в 1982 году. Тогда инициатором этого трюка стал Гельмут Коль, которого не удовлетворяло имеющееся в распоряжении христианских демократов незначительное парламентское большинство. Он хотел сделать так, чтобы голоса его соратников по партии были решающими при принятии законов, и это ему в итоге удалось. В марте 1983 года на досрочных парламентских выборах консерваторы завоевали подавляющее большинство мест в бундестаге. Конституционный суд Германии тогда согласился с этим шагом, хотя и не без оговорок.
Еще за десять лет до этого досрочные выборы сконструировал социал-демократический канцлер Вилли Брандт - большой друг Советского Союза. В 1972 году он победил на выборах, которые фактически стали референдумом по вопросу укрепления связей с СССР и его союзниками.
Противников Шредера возглавляет Ангела Меркель, которую часто сравнивают с Маргарет Тэтчер. Немецкая "Железная леди" возглавила консерваторов из Христианско-демократического союза (ХДС) пять лет назад. В случае ее победы, а такой исход весьма и весьма вероятен, она станет первым в истории Германии канцлером-женщиной.
Решение выдвинуть именно ее кандидатуру было принято на совместном заседании руководящих органов Христианско-демократического и Христианско-социального союзов. К середине июля блок планирует обнародовать совместную предвыборную программу. Следует отметить, что у христианских демократов нет партийной организации в Баварии, тогда как христианские социалисты являются исключительно баварским образованием. В бундестаге региональные и федеральные консерваторы традиционно образуют единую фракцию ХДС/ХСС.
Консерваторы собираются проводить в жизнь экономические реформы по примеру Британии, где за 15 лет был достигнут заметный положительный результат. На это и рассчитывают избиратели, уставшие от неудачной внутренней политики социал-демократов, рейтинг которых в прошлом году снизился до рекордно низких 25 процентов.
Между тем по сравнению с другими странами, входящими в Евросоюз, именно Германия является локомотивом экономического роста. Немецкая индустрия по-прежнему показывает чудеса конкурентоспособности. Вполне возможно, что результаты происходящих сейчас в немецкой экономике изменений почувствуются уже в следующем году. Вот только лавры очередных спасителей Германии могут достаться уже не тем, кто начал реформы, а тем кто, наблюдал за ними со стороны. Но таковы законы политической жизни.