Россия
01:28, 6 июля 2005

Преображение Кавказа В "зону антитеррористических операций" предлагается включить Ингушетию, Дагестан и Северную Осетию

Северный Кавказ ждут большие перемены. По данным немецкого журнала Spiegel, комиссия по расследованию теракта в Беслане уже подготовила для правительства соответствующие рекомендации. В "зону антитеррористических операций", которая до сих пор ограничивалась Чечней, комиссия предлагает включить Ингушетию, Дагестан и Северную Осетию.

Эта мера позволит решить и упомянутую полномочным представителем президента России в Южном федеральном округе Дмитрием Козаком проблему власти в северокавказских республиках. Как еще две недели назад сообщила газета "Московский комсомолец", в своем закрытом докладе президенту страны Козак охарактеризовал сложившуюся на Кавказе систему административного управления как корпоративно-клановую. Впрочем, из этой публикации следует, что более всего Козака как представителя президента России не устраивает неэффективность этой власти.

Действительно, в северокавказских республиках, входящих в состав России (за исключением, может быть, Адыгеи), обстановку спокойной не назовешь. Однако спокойной она не является и в Чечне, несмотря на все блок-посты и "точечные спецоперации". По сути, на юге России в течение долгих лет идет гражданская война. И вот режим "антитеррористической операции" - слова, которыми прикрывают нынешнее положения дел в Чечне, - предлагается распространить на соседние с ней регионы.

Таким образом, "зачистки" и просто "проверки паспортного режима", которые происходят в населенных пунктах Чечни, станут обычным явлением и в Дагестане, Алании и Ингушетии. А значит, обычным явлением станет и исчезновение мирных граждан (которых задерживают для проверки представители федеральных сил, как недавно признал президент Чечни Алу Алханов).

Некоторые утверждения Козака, приведенные в той публикации, совершенно верны: руководить таким образованием, как Южный федеральный округ, крайне сложно, и пока значительная часть региона управляется неэффективно. Однако, при всей истинности отдельных тезисов, статья в "МК" остается "сливом" - псевдоутечкой информации, организованной именно для того, чтобы все могли ознакомиться с "секретом". То есть с идеей о необходимости смены региональных властей (что возможно, например, при укрупнении регионов и займет немало времени) или "закручивания гаек" (что, безусловно, можно проделать куда быстрее).

И, разумеется, для государства проще применить силу, чем изменить курс.

Удачным и весьма своевременным подтверждением тезиса о неэффективности деятельности местных властей стал случай с чеченской станицей Бороздиновская, которую "зачистили" неизвестные в камуфляже. По словам жителей станицы, вооруженные люди убили двоих и увели с собой 11 человек. После этого станичники сбежали в Дагестан. Это далеко не первый случай подобного рода, но именно на этот случай полпред Козак обратил внимание.

Чтобы успокоить беженцев, первый вице-премьер правительства Чечни Рамзан Кадыров пообещал лично обеспечить их безопасность. Однако федеральный центр счел необходимым дать собственные гарантии безопасности станичников: полпред Козак объявил, что ряд жителей Бороздиновской будет включен федеральную программу защиты свидетелей.

Ситуация с нападением людей в камуфляже на мирных жителей повторилась через месяц, в ночь на 4 июля. 10 человек с автоматами явились в село Цеси Шаройского района Чечни, взломали замок на двери частного дома и, выведя во двор троих его обитателей, расстреляли их. На сей раз нападавшие были в масках, а не в майках с надписями "Ямадаевец", как в Бороздиновской. Зато они исправно разговаривали между собой по-русски.

Возможно, свидетели заметили и еще что-нибудь, что поможет отыскать убийц. А у федеральных властей появился еще один повод говорить о необходимости наведения порядка в Чечне силовыми методами. Каковые потом можно будет применять и вне Чечни.

В пользу расширения "зоны операции", по мнению парламентской комиссии по Беслану, говорят и события в других республиках Северного Кавказа. По данным немецкого журнала, в проекте доклада парламентской комиссии содержатся замечания о "систематических провалах" действий спецслужб в Северной Осетии и в Ингушетии.

Действительно, учитывая, что террористы спокойно готовились к нападению на школу в тренировочном лагере, а потом легко смогли добраться до Беслана, деятельность северокавказских спецслужб иначе как провальной не назовешь. Равно как и работу местных правоохранительных органов - с учетом того, что захваченная террористами бесланская школа номер 1 находилась в пяти минутах ходьбы от отделение милиции, а также памятуя о том, как была организована операция по освобождению заложников.

Однако, если верить немецкому журналу, в рабочих документах комиссии по Беслану нет никакой критики по адресу министра внутренних дел России Рашида Нургалиева и начальника внутренних спецслужб страны Николая Патрушева (не говоря уже о президенте России). То есть бесланский теракт, стоивший жизни 330 заложникам, не причинит вреда главам силовых ведомств. Даже напротив: происшедшее может быть ими использовано, так как даст силовикам повод и возможность приступить к "закручиванию гаек".

Немецкие журналисты утверждают, что комиссия, занимающаяся делом Беслана, находится под большим давлением Генеральной прокуратуры, которая боится за свою версию событий. Эту версию разрушают как показания в суде Нурпаши Кулаева, единственного задержанного участника захвата школы, так и показания свидетелей и потерпевших. Однако сами потерпевшие не рассчитывают на то, что итоговый доклад комиссии откроет правду о событиях в Беслане и назовет имена виновников.

Действительно, комиссия несколько раз откладывала первоначально намеченное еще на март обнародование своего отчета. Теперь речь идет об октябре. Кроме того, жители Беслана сомневаются, что комиссия огласит свои выводы о причинах гибели столь большого количества заложников. Между тем и свидетели, и потерпевшие продолжают настаивать на том, что спецподразделения российской армии 3 сентября во время штурма школы использовали огнемет и что большинство людей погибли, потому что на них обрушилась горящая крыша спортзала.

Зато, как утверждает Spiegel, в проекте доклада комиссии назвал ряд мер, которые позволят сделать работу МВД и ФСБ на Кавказе (да и по всей стране) еще более эффективной. Во-первых, предлагается отменить введенный еще президентом Ельциным мораторий на смертную казнь (эту меру предлагается применять к террористам). Во-вторых - создать специальный орган, контролирующий объем предоставляемой журналистам информации о чрезвычайных происшествиях. Этого, в сочетании с расширением зоны проведения контртеррористической операции на несколько республик, по замыслу составителей доклада, будет вполне достаточно для установления и поддержания порядка на юге России.

И Беслан не повторится.

Мария Мстиславская

< Назад в рубрику