Если бы Верховный суд РФ не отказал КПРФ в проведении всероссийского референдума, который планировалось посвятить социально-экономическим проблемам, то результаты бы показали, что подавляющее большинство россиян отрицательно относятся к последним реформам, проведенным федеральной властью. По крайней мере, так думается, если поглядеть на итоги опроса, проведенного аналитическим "Левада-центром" среди тысячи жителей России в начале лета. На этом фоне особенно резко выделяется высокая оценка, которую россияне выставили своему президенту, - по данным того же центра, Владимиру Путину по-прежнему симпатизируют более шестидесяти процентов респондентов. Для сравнения: премьер-министру - лишь каждый третий.
Из 17 вопросов, предложенных левыми партиями к референдуму, большую часть можно отнести к риторическим, в том смысле, что ответы на них можно было предугадать заранее. Результаты опроса говорят об этом красноречиво: когда речь идет о повышении зарплат, пенсий и различных социальных благах, степень поддержки подобных предложений всегда превышает 90 процентов. Приближается к этому показателю и уровень положительных ответов на вопросы о передаче в госсобственность природных ресурсов, железных дорог, трубопроводов и других прибыльных объектов, ставших предметом коммерческой деятельности, а значит, по мнению обывателей, послуживших удовлетворению чьей-то алчности. С таким же энтузиазмом поддерживают опрошенные введение мер, благодаря которым можно было бы отзывать или привлекать к ответственности неугодных народу руководителей.
Однако поистине впечатляющей выглядит оценка, которую опрошенные дали социальным и политическим реформам, реализованным государством за последний год. Так, главная инициатива президента - отмена прямых губернаторских выборов - пользуется поддержкой лишь у 10 процентов респондентов, тогда как 81 процент хотели бы вернуться к старой системе. 79 процентов опрошенных высказались за отмену самого нелюбимого в народе закона о замене льгот денежными компенсациями, и почти столько же, 78 процентов, - за отмену положений нового Жилищного кодекса. Отмена отсрочек от призыва на военную службу, действовавших в России до 1 января 2005 года, вызвала негативную оценку у 74 процентов респондентов, а поддержали ее лишь 12 процентов. Почти 60 процентам опрошенных не понравилась, что депутаты Госдумы отныне будут избираться только по партийным спискам, а не как раньше - и по спискам, и по одномандатным округам (в этом пункте, правда, больше впечатляет неведение или равнодушие россиян - почти каждый третий ничего не знает о данной реформе, либо не имеет по этому вопросу определенного мнения).
В результате, кроме вывода о том, что сторонники так и несостоявшегося референдума могут праздновать хоть и косвенную, но все же победу, бросается в глаза вот что: репрезентативный опрос, по идее отражающий мнение всех россиян, говорит о крайней непопулярности самых громких реформ нынешней власти. Но реформы ведь сами по себе не возникают, кто-то их придумывает и проводит, а значит, к этим "кому-то" и претензии? Претензии и правда есть, и немаленькие, но не ко всем, кто к этим реформам причастен. Как следует из тех же опросов общественного мнения, россияне винят в своих бедах кого угодно, только не нынешнего президента.
Чаще всего предметом критики становится правительство, Госдума и полпреды президента в федеральных округах, реже - руководители региональных администраций. И лишь на последнем месте среди "виноватых" у народа стоит глава государства. Согласно июньскому опросу "Левада-центра", деятельность Владимира Путина одобряют 66 процентов опрошенных, тогда как Михаил Фрадков, кабинет министров и полпреды пользуются поддержкой 29-ти, 26-ти и 27-ми процентов соответственно. Ровно половина респондентов высказались положительно в адрес губернаторов. При этом месяц назад каждый из этих показателей был выше, однако лишь президентскому рейтингу удалось не упасть более чем на пять процентов.
Если взять статистику "Левада-центра" с 2000 года, когда Владимир Путин был избран российским президентом, то оказывается, что действия главы государства всегда поддерживало не меньше 60 процентов опрошенных. Самым неудачным месяцем для нынешнего российского президента стал август 2000 года, когда один за другим произошли теракт в переходе на Пушкинской площади, авария атомохода "Курск" и пожар на Останкинской башне. По всей видимости, склонность народа к "очернению" августа (со времен дефолта 98-го года) сработала и на этот раз, кроме того, свой вклад в сгущение красок внесли средства массовой информации. Однако затем вплоть до второй половины 2004 года рейтинг Владимира Путина неуклонно рос, остановившись на значениях, колебавшихся вокруг 80 процентов. "Звездный час" президента наступил в ноябре-декабре 2003 года, после ареста одного из самых успешных на тот момент российских олигархов Михаила Ходорковского, - к Новому году Путина поддерживали 84 процента опрошенных. Начавшееся с середины прошлого года падение симпатий к президенту, вызванное, скорее всего, общим снижением доверия к власти в связи с серией терактов и неоднозначными реформами, не поколебало его позиций как самого "невиноватого" политика в России.
В то же время деятельность правительства на протяжении последних пяти лет положительно оценивали значительно меньшее количество опрошенных, иногда рейтинг кабинета министра напоминал рейтинг президента, только со знаком минус. Чуть более популярной была фигура председателя правительства - в период Михаила Касьянова свои голоса ему иногда отдавали более половины респондентов. Лишь раз рейтинг премьер-министра составлял 80 процентов - в январе 2000 года. Правда, эту должность тогда занимал Владимир Путин, которого воспринимали в то время как своеобразного "кризис-менеджера", принявшего власть из ослабевших рук Бориса Ельцина.
Хотя, конечно, удивляться нечему. Те, кто внимательно следил все пять лет путинского правления, и последние полгода в особенности, за выпусками теленовостей, публикациями в печати и интернет-СМИ, знает, какая важная миссия лежит на плечах российского президента. Он стоит на самом пике вертикали власти. Его дело - формулировать общее направление развития России, выдвигать инициативы и спускать их вниз. Дело остальных - реализовывать, то есть ежедневно сталкиваться с множеством побочных обстоятельств и своенравных людей, которые так и норовят испортить блестящий замысел президента. Путин же в эти дрязги не вмешивается, предоставляя подчиненным возможность проявить самостоятельность. Лишь когда в народе поднимается волна недовольства, а представители властных структур начинают виновато переминаться перед телекамерами, он вновь появляется на сцене, чтобы - нет, не признать свою долю вины за ошибки, а публично указать на них все тем же своим подчиненным.
Так было уже не раз, и это касается не только социально-экономических проблем. Какие бы катаклизмы ни происходили в стране, президент почти всегда держится на заднем плане, наблюдая за тем, как чиновники рангом пониже - премьер-министр или руководитель соответствующего моменту министерства - объясняются с избирателями. Именно это, в первую очередь, позволяет Путину избежать гнева народного, потому что виноватым всегда оказывается тот, кто пытается оправдать ошибки властей, а не тот, кто умеет сохранить хорошую мину при плохой игре.
Екатерина Рогожникова