В Сингапуре на 117-й сессии МОК определилась столица ХХХ летних Олимпийских Игр. После четырех туров голосования президент МОК Жак Рогге объявил о том, что право проведения Олимпиады доверено Лондону. Поклонники Парижа были шокированы, ведь их город изначально считался претендентом на победу. Поклонники Москвы восприняли новость спокойно, ведь российская столица выбыла из борьбы уже в первом туре.
В отличие от Парижа, Москва изначально считалась аутсайдером олимпийской гонки. Многие удивлялись, что российская столица вообще вошла в пятерку финалистов, но ведь если сравнить Москву и, например, Лейпциг или Гавану, то результат объективно будет в пользу российского мегаполиса. Так что все было справедливо. Но одно дело - бороться с Буэнос-Айресом, а совсем другое - с таким монстрами, как Мадрид, Нью-Йорк, Лондон и Париж.
Был создан Заявочный комитет "Москва-2012", должным образом настроено общественное мнение, и началась работа. Для победы в олимпийской борьбе нужны были серьезные аргументы, и у Москвы они на самом деле были. Например, спортивные объекты российской столицы готовы в большей степени, чем у других кандидатов. Около 70 процентов спортивных сооружений Москвы могли бы принять Олимпийские Игры уже сегодня. Уникальная концепция "Олимпийская река", позволявшая провести все соревнования в черте одного города, выглядела очень привлекательно.
Были получены финансовые гарантии, необходимые для проведения в городе столь масштабного мероприятия, фактически разработан план генеральной застройки города - не только спортивных объектов, но и транспортных развязок, гостиниц. В общем, на словах, если не вдаваться в детали, все было довольно гладко. Но при ближайшем рассмотрении оказалось, что планы эти состряпаны наскоро и продуманы далеко не до конца.
Во время презентации заявки на сессии МОК в Сингапуре генеральный менеджер комитета "Москва-2012" Александр Чернов много и уверенно говорил о достоинствах московского транспорта (ни словом не обмолвившись о километровых пробках), о чистом московском воздухе (и в этот же день Росгидромет опубликовал данные, согласно которым накопление вредных примесей в атмосфере столицы превысило ПДК в 2,5 раза), о зеленом городе, где на каждого жителя приходится по 16 квадратных метров насаждений, о готовности передать под зеленую зону 450 гектаров промышленных земель.
Но слова, тем более в день выборов, особого впечатления на членов МОК произвести уже не могли. Чьи бы то ни было слова - президента, премьер-министра, мэра, вице-президента МОК. Ведь Москва не смогла предоставить четкий график строительства новых объектов, данные по вопросам ценовой политики в области рекламы, по выплатам в бюджет Паралимпийских Игр за использование маркетинговых прав, по детальному плану реконструкции всех 23 готовых к проведению Олимпиады спортивных объектов, по вопросам обеспечения безопасности, по наличию в городе необходимого количества гостиничных номеров.
Оценочная комиссия МОК, посетившая Москву в марте, обратила внимание на все недостатки. Рассуждения Владимира Путина и Михаила Фрадкова об историческом выборе, о месте России на карте мира, о возможности резко изменить судьбу всей страны остались не услышанными. Президент МОК Жак Рогге четко сказал, что именно по этим причинам его организация четыре года назад уже выбрала Китай, а теперь пришло время объективного анализа. Он подтвердил, что, по мнению МОК, Москва к Олимпиаде не готова.
Вопросы, которые Москва оставила без ответа, остальные кандидаты проработали четко. Париж, модная столица мира, оперировал стабильной экономической ситуацией, которой страна добилась при Жаке Шираке. Транспортных проблем в Париже не возникло бы никаких, безопасность была гарантирована на высшем уровне, были бы соблюдены все маркетинговые права МОК, окружающая среда вообще не заметила бы проведения Олимпиады.
Особенно впечатляло наличие гостиничного фонда, едва ли не треть номеров которого уже была бы забронирована специально к 2012 году по фиксированным ценам. Но по сравнению с той же Москвой французская столица никак не могла похвалиться наличием достаточного количества спортивных объектов. Смущение вызывало и отсутствие в Париже места для проведения соревнований по парусному спорту.
Неудачное расположение Олимпийской деревни не добавило очков заявке Парижа. Плюс ко всему на презентации члены МОК ввели Заявочный комитет "Париж-2012" в полное смущение простым вопросом - почему по официальным данным комитета поддержку заявке оказали 90 процентов французов, а по данным МОК, предоставленных независимыми агентствами - всего 46 процентов.
В заявке Мадрида оценочная комиссия МОК также разглядела слабое место - слишком маленький бюджет. У Нью-Йорка возникли серьезные проблемы со строительством олимпийского стадиона. К тому же в 2010 году зимняя Олимпиада пройдет в Ванкувере, так не слишком ли много спортивных событий для Северной Америки за два года? Зато заявка и презентация Лондона выглядели очень серьезно. После того как комитет "Лондон-2012" возглавил лорд Себастьян Коэ, шансы британской столицы стали расти.
Упор в лондонской заявке делался на интегрирование проведения Олимпиады с существующей городской инфраструктурой, тщательную проработку всех финансовых аспектов и процесса продажи билетов, тщательно продуманную постройку Олимпийской деревни, учитывающую пожелания спортсменов, внимательное отношение к спортсменам-инвалидам (Паралимпиада пройдет после Олимпиады). Заявка же была представлена настолько профессионально, что после ее презентации Лондон отобрал часть голосов у других кандидатов.
МОК обратил внимание на все аспекты. Гигантомания, которая была присуща Барселоне-92, Атланте-96 и Афинам-2004, уже никого бы не впечатлила. Основной принцип хозяев спортивного праздника - проведение Олимпиады должно приносить прибыль, а не разорение. А иначе придется, как Афинам, тратить 100 миллионов долларов в год, чтобы поддерживать в надлежащем состоянии пустующие олимпийские объекты или расходовать гигантские средства по примеру Барселоны, чтобы содержать в мало-мальски пригодном состоянии никому не нужный громадный парк в предместье. Англичане умеют вкладывать деньги так, чтобы они приносили доход.
Первый тур: Москва - 15 голосов, Нью-Йорк - 19, Мадрид - 20, Париж - 21, Лондон - 22
Второй тур: Нью-Йорк - 16, Париж - 25, Лондон - 27, Мадрид - 32
Третий тур: Мадрид - 31, Париж - 33, Лондон - 39
Четвертый тур: Париж - 50, Лондон - 54
Андрей Сенцов