Главным итогом прошедшего в Астане саммита лидеров стран-участников Шанхайской организации сотрудничества (Россия, Китай, Казахстан, Узбекистан, Таджикистан, Киргизия) стало, по мнению большинства западных СМИ, не столько расширение ШОС за счет новых стран, получивших статус наблюдателей, сколько озвученное наконец на уровне глав государств нежелание видеть в Средней Азии американские войска. И дело тут вовсе не в нескольких сотнях солдат Пентагона, а в появлении силы, полагающей, что справиться с любой проблемой в регионе она сможет сама - без вмешательства вездесущего Вашингтона.
Официальная формулировка, согласно которой американцы должны, наконец, вспомнить о том, что они в Средней Азии всего лишь в командировке, звучала следующим образом: члены ШОС "считают необходимым, учитывая завершение активной фазы антитеррористической операции в Афганистане, чтобы соответствующие участники коалиции определились с конечными сроками временного использования объектов инфраструктуры и пребывания военных контингентов на территориях стран - членов ШОС". Если перевести это с дипломатического языка, то станет понятно, что Штатам намекнули на то, что в их присутствии в Киргизии и Узбекистане, а именно там базируются американские части, эти страны более не нуждаются. А поскольку Декларация ШОС была подписана всеми участниками организации, то, следовательно, от соседства "звездно-полосатых" мечтают избавиться и в Пекине, и в Москве.
Как заявил один из участников российской делегации на саммите, "в конце концов, мы никого не торопим". Россия, по словам дипломата, тоже участник антитеррористической коалиции, и американские базы были развернуты в регионе с согласия Кремля, "но раз операция в Афганистане подходит к концу, то надо сказать, сколько времени конкретно понадобится для ее полного завершения". В свою очередь глава МИД России Сергей Лавров сказал, что "задачи по локализации и обезвреживанию тех остатков экстремистов, которые проникают в регион из Афганистана, способны решить теперь соответствующие структуры ОДКБ и ШОС". Следовательно, спасибо, дорогие друзья из Белого дома, но вы свое дело сделали и теперь можете отдыхать, а ваши военные в качестве туристов нас мало интересуют.
Любопытно, что о ситуации в Афганистане на саммите вообще практически не говорилось - во всех выступлениях использовались обтекаемые формулировки, вроде "борьбы с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом" или "обеспечения стабильности и безопасности в регионе Центральной Азии". Только президент Узбекистана Ислам Каримов затронул в своей речи афганскую тематику.
По словам самого критикуемого в последнее время в Вашингтоне президента, "рост наркоторговли там (в Афганистане) вырос неизмеримо, а деятельность международной коалиции не сказалась позитивным образом, чтобы помешать этому". Из того, что говорил Каримов о последних событиях в регионе, "свидетельствующих о выходе на поверхность только отдельных проявлений далеко идущих геополитических планов, конечной целью которых является изменение баланса сил и доминирование в Центрально-Азиатском регионе", становится очевидным, кто мог оказаться инициатором напоминания Вашингтону, что американцам пора убираться восвояси.
О том, что именно Каримов мог быть заводилой в нелегком деле деамериканизации Центральной Азии, говорит и то, что узбекские власти уже намекали американцам на нежелательность пролонгирования их военной миссии в республике. Часть своих солдат Пентагон с авиабазы "Карши-Ханабад" уже вывел в Киргизию и Афганистан. Думается, что теперь этот процесс получит продолжение. Тем более, что в ходе последнего визита Каримова в Москву была достигнута договоренность о проведении крупнейших в истории двух стран совместных военных учений. Узбекистан и Россия также подписали меморандум, в котором Москва обязуется оказывать военную и военно-техническую помощь Ташкенту.
В том числе зафиксирован важный пункт сотрудничества, связанный с возможностью размещать российские силы на узбекской территории в случае кризисных ситуаций в Центральной Азии. Узбеки готовы предоставить России десять своих аэродромов, в том числе и "Ханабад-Карши". Вряд ли в Ташкенте рассчитывают на то, что россияне будут жить на этой базе одной дружной семьей с американскими военными.
Что же касается киргизской базы "Манас", то сразу после государственного переворота в стране, имевшего место в марте этого года, новые власти заверяли, что никто США из Киргизии не попросит. Однако в компании Пекина и Москвы в Бишкеке видимо решили, что могут позволить себе избавиться от военного присутствия США.
Надо сказать, что Декларация не слишком переполошила Вашингтон. На традиционном брифинге в Белом доме официальный представитель государственного департамента Шон Маккормак заметил, что наличие военных баз Пентагона в Центральной Азии "определено двусторонними соглашениями".
"Использование этих объектов является частью усилий по оказанию помощи афганскому народу в строительстве демократии и процветания", - заявил вашингтонский чиновник в традиционном стиле заокеанских радетелей чужих интересов и добавил, что "наше присутствие в этих государствах и наша деятельность там идут на пользу обеим сторонам". Собственно о графике вывода войск, на определение которого намекнули члены ШОС, Маккормак не сказал ни слова, так что вывода делайте сами - раз удобно и тем и другим, то к чему вообще говорить о расставании? В то же время пресс-секретарь Пентагона Лоуренс Ди Рита полагает, что присутствие американских войск в Узбекистане является внутренним делом этой страны и если в Ташкенте захотят от них избавиться, то это не создаст проблем для США, поскольку Америка располагает в регионе множеством других военных баз для проведения операций в Азии. Эти слова, согласитесь, сомнений не вызывают.
Помимо множества решений, которые носят скорее виртуальный характер и мало напоминают руководства к действию, на саммите было озвучено и консолидированное отношение всех членов организации к революционным переменам на постсоветском пространстве, причем отношение довольно-таки негативное. "Если понаблюдать за этими "цветочными" революциями, мы больше наблюдаем то, что пришедшие к власти пытаются снова перераспределить экономику, переприватизировать и себе прихватить. Если так будет продолжаться, никакой заботы о народе, их благосостоянии, не светит даже в будущем. Пусть они не обижаются", - заявил президент Казахстана Нурсултан Назарбаев. Его поддержал и Каримов, которого смело можно назвать главным "контрреволюционером" СНГ. Говоря о трагических событиях в Андижане, узбекский лидер отметил, что их нельзя рассматривать вне контекста "тех серьезных событий, которые происходят вокруг нас в глобальном мире и на постсоветском пространстве". "На этот раз, - заявил Каримов, - сценаристы и режиссеры всего этого опирались или использовали те религиозные, экстремистские, радикальные силы, которые когда-то в общем-то этими же режиссерами и сценаристами назывались как террористы и как экстремисты, с которыми так успешно боролись в Афганистане".
Взяв на себя роль главного антагониста Запада, президент Узбекистана обратил внимание участников саммита на то, "с каким упорством сегодня НАТО продвигается на территорию Закавказья, с каким упорством стремится попасть и усилить свое присутствие в Центральной Азии". После этого, считает Каримов, многие вещи станут просты и понятны, в том числе, почему США, НАТО и все их нисходящие "так заинтересованно пытаются повлиять на процессы, происходящие в нашем регионе, и опираются на всю ту трагедию, которая случилась в Андижане".
Любопытно, что в числе участников саммита, как известно, была и Киргизия, где революция, тоже попадающая под раздел "цветочных", успешно победила и готова узаконить свои итоги на предстоящих 10 июля в республике выборах президента. То, что возражений со стороны киргизской делегации на гневные реплики других лидеров не последовало, в лишний раз говорит о том, что революции как таковой в стране не случилось. Аскара Акаева, который, по мнению его оппонентов, засиделся в президентском кресле, сменили другие люди, ни на миллиметр не скорректировав курс внутренней и внешней политики. Обычная смена власти неконституционным путем, хотя Каримов использовал более брутальный термин, охарактеризовав киргизскую революцию как "уличный разбой".
Делегация Китая, понятное дело, не встревала в разговоры вокруг "цветных" революций, однако в целом позиция Поднебесной выразилась в поддержке борьбы с подобными формами продвижения демократии на постсоветском пространстве. В этой связи стоит напомнить, что ранее в Пекине однозначно одобрили методы Каримова, которые тот использовал, наводя порядок в Андижане, поэтому можно предположить, что метать гром и молнии в адрес революционеров представителям КНР в Астане не позволила лишь традиционная китайская вежливость.
Помимо тех стран ШОС, которые являются полноправными членами организации, в Астану прибыли и делегации стран, которые получат такой статус в ближайшем будущем. В первую очередь это Монголия, которая уже входит в ШОС в качестве наблюдателя, а также Иран, Индия и Пакистан, которые стали ими как раз в столице Казахстана. Сейчас в очереди на получение статуса наблюдателей стоят и некоторые другие страны. Трудно не признать то, что любая международная организации, в которую стремятся государства масштаба Индии или Пакистана, между прочим, не ходящие друг у друга в приятелях, уже может заявить о себе в полный голос.
Как заявил в интервью "Независимой газете" президент Фонда востоковедческих исследований, профессор МГИМО Сергей Лузянин, в свете явного роста международного авторитета ШОС "создание института наблюдателей и его расширение – это своего рода уловка. С одной стороны, идет международное расширение ШОС в плане увеличения состава наблюдателей, а с другой – ШОС сохраняет полузакрытый характер, и никто из наблюдателей полноправными членами ШОС в ближайшее время не станет". Кстати президент РФ Владимир Путин по ходу саммита не раз говорил именно об открытости ШОС. На итоговой пресс-конференции он, в частности, отметил, что "крепнущая кооперация в рамках ШОС не означает движения в сторону замкнутости, а напротив – принятие Индии, Пакистана и Ирана в качестве наблюдателей еще раз убедительно подтверждает принцип открытости ШОС".
Если предположить, что в дальнейшем Иран получит полноправный статус члена организации, то он станет уже третьим, после России и Китая, государством в составе организации, интересы которого постоянно вступают в противоречие с политикой США. Более того, если в Москве и Пекине предпочитают решать все спорные вопросы миром, то Тегеран не раз позволял себе крайне жесткие высказывания, подтверждая статус главного оппонента Штатов в Центральной Азии. Многие эксперты не исключают, что совместные заинтересованность ШОС в создании геополитического противовеса США в регионе может стать тем фактором, который превратит организацию в действительно работающую структуру, сплотив ее участников одной главной идеей.
Подобные тенденции не могут не волновать Вашингтон. Американские политики пока никак не прокомментировали саммит в Астане, однако группа сенаторов выразила обеспокоенность усилением России на постсоветском пространстве и предложила созвать "международную конференцию по продвижению демократии в этом регионе". Комитет сената по ассигнованиям намерен в этой связи выделить в 2006 году на программы содействия демократии и экономическим реформам в странах СНГ в общей сложности 85 миллионов долларов.
В свете решений, принятых в казахской столице, где всю ответственность за соблюдение демократических норм и сохранение стабильности, хотя бы в азиатских республиках экс-СССР члены ШОС решили взять на себя, избавив от этого тяжкого бремени Вашингтон, обеспокоенность сенаторов вполне понятна. Законодатели заявили, что "авторитарная Россия представляет собой растущую угрозу для стран в регионе, которые находятся на переходе к демократии, и противодействие этой угрозе должно быть приоритетом для США". Если уж Россия им представляется авторитарной, то что уже тогда говорить о Китае и Иране?
Самое интересное, что США в свое время сами пытались проникнуть в ШОС. По словам источников в Кремле, на неофициальном уровне американцы пытались выяснить у Москвы, будут ли их рады видеть в ШОС в качестве наблюдателей, но поняли, что официальную заявку подавать не стоит, чтобы не конфузиться. В Астане знали об инициативе Вашингтона, однако тема участия США в работе саммита даже не поднималась.
Впрочем, сами участники ШОС пока не торопятся объявлять себя противовесом Соединенным Штатам. По словам председателя комитета по делам СНГ и связям с соотечественниками Госдумы РФ Андрея Кокошина, шанхайскую организацию "нельзя рассматривать в качестве какой-либо антизападной коалиции". "Страны ШОС будут, безусловно, сотрудничать с США, странами Евросоюза по вопросам безопасности и экономического развития там, где это соответствует взаимным интересам и интересам международного сообщества в целом. При этом возможности стран, входящих в ШОС, по решению проблем международной безопасности заметно возрастают", - заметил Кокошин, дав понять, что организация не так нуждается в поддержке США, как этого хотели бы в Вашингтоне.
По мнению многих политологов, главная опасность, которая угрожает сейчас участникам всем Шанхайской организации (кроме Китая) - это вариант, при котором они попадут "из огня да в полымя", то есть, избавившись от влияния американской политики, станут заложниками интересов Пекина. Ни для кого не секрет, что внимание Китая к центральноазиатскому региону постоянно растет. КНР чем дальше, тем больше начинает позиционировать себя уже в качестве не региональной, а мировой сверхдержавы, в зону ответственности которой входит Северо-Восточная, Центральная и Юго-Восточная Азия. Однако сегодня все говорит о том, что пока призрак китайской угрозы не настораживает других членов ШОС. Или это просто американцы всем так надоели?