6 июля российский бизнес всколыхнуло пугающее известие - арестованы акции "Сибнефти". К счастью, люди, которые с тоской произнесли "Началось...", ошиблись. Оказывается арестовано уже арестованное - государственная компания "Роснефть", как следовало из заявления ее главы Сергея Богданчикова, заявила о том, что часть акций "Сибнефти" должна принадлежать ей по искам "Юганскнефтегаза".
Но обо всем по порядку.
Наша история начинается, когда "ЮКОС" был огромной перспективной компанией, а трейдеры расставались с его акциями за 15 долларов, а не за полдоллара, как сегодня. Тогда еще не сидел Михаил Ходорковский, а если бы кто-то произнес тогда навязшее в зубах словосочетание "дело ЮКОСа", его бы мягко поправили - "сделка ЮКОСа".
Речь идет о 3 октября 2003 года. Именно в этот день компании "ЮКОС" и "Сибнефть" решили осуществить слияние и называться в будущем "ЮКОС"-"Сибнефть". Из-за проблем, с которыми спустя три недели столкнулась компания, началась процедура развода. Однако "ЮКОС" уже получил 92 процента акций "Сибнефти" в обмен на свои 26, и процедура затянулась.
Результатом длительных баталий менеджментов двух компаний в роли арбитра-прокуратуры получилось следующее - слияния не произошло, а 34,5 процента акций "Сибнефти" оказались у "ЮКОСа". В дальнейшем с ними произошло то, чего больше всего боялся менеджмент "Сибнефти" - их арестовали в рамках дела "ЮКОСа".
Тем временем Роман Абрамович, который контролирует "Сибнефть", решил продать свою компанию. Покупателям же были необходимы акции компании. "Роснефть" знала, где их можно взять.
"Роснефть" - уникальная компания, так как это единственная нефтяная компания в России, полностью принадлежащая государству. Именно "Роснефти" удалось то, что вряд ли бы удалось кому-либо - купить легендарный "Байкалфинансгруп", только что ставший обладателем основного добывающего актива "ЮКОСа" - "Юганскнефтегаз" - за 10 тысяч рублей.
Кроме того, "Роснефть" - компания самостоятельная. Ее менеджмент показал недюжинные способности к тому, чтобы сопротивляться даже таким монстрам как "Газпром", представляя свой актив невыгодным для приобретения.
Но самое чудесное в этой компании - это то, что в рамках исков "Юганскнефтегаза" к "ЮКОСу" она претендует на наиболее привлекательные активы опальной компании. Поэтому нет ничего удивительного в том, что по требованию компании в числе прочих активов были арестованы и акции "Сибнефти". Правда, стоит отметить, что все 34,5 процентов "Роснефти" получить не удастся - в результате героических усилий менеджмента "Сибнефти" 14,5 процентов акций по решению суда Чукотского автономного округа будут переданы "ЮКОСом" основным акционерам.
По словам главы "Роснефти" Сергея Богданчикова, интерес его компании к "Сибнефти" ограничивается тем, что акции "Сибнефти" принадлежат "ЮКОСу". А "ЮКОС", по словам Богданчикова, должен "Роснефти" 3,5 миллиарда долларов. Господин Богданчиков сообщил, что его интересует, чтобы им вернули 3,5 миллиарда долларов, желательно живыми деньгами.
На самом деле, Богданчиков, возможно, недоговаривает, так как по последним данным "Сибнефть" проходит предпродажную подготовку, и одним из основных потенциальных покупателей является именно "Роснефть". Кроме того, вряд ли "ЮКОС" сейчас или в ближайшее время вообще сможет избавиться от своих активов, ведь, в частности, эти самые акции "Сибнефти" арестованы в рамках уголовного дела, возбужденного против главного бухгалтера ЮКОС ФБЦ Ирины Голубь.
Следует думать, что арест с активов "ЮКОСа" не снимут до тех пор, пока опальная компания не расплатится с государством. Впрочем, можно предположить, что двойной арест акций необходим "Роснефти" для того, чтобы в конечном итоге избавить "ЮКОС" от чрезвычайно щедрых дивидендов, которые он получит по акциям "Сибнефти".
И здесь наша история делает еще один поворот.
Роман Абрамович был каким угодно, но он никогда не был непоследовательным - даже в своих самых сумасбродных начинаниях. В любых его действиях есть смысл, иначе было бы непонятно, каким образом он стал одним из самых богатых людей в мире.
Так вот, последовательность Абрамовича заключается в том, что фактически из российских активов у него осталась только доля в "Сибнефти". Доля, надо сказать, немалая - инвесткомпании Millhouse Capital, через которую Абрамович контролирует "Сибнефть", принадлежит 57,5 процента акций компании. Таким образом, если менеджмент "Сибнефти" заявляет о том, что готов выплатить в качестве дивидендов за 2004 год почти 2,3 миллиарда долларов, это означает, что Абрамович через Millhouse получит более 1,3 миллиарда.
Подобные суммы выплат наводят на мысль, что Абрамович собирается продать компанию и пытается забрать нераспределенную прибыль. Такой процесс называется декапитализацией и считается одним из косвенных признаков предпродажной подготовки компании. Он также иногда применяется для того, чтобы снизить стоимость компанию, так как покупатель не готов заплатить за нее справедливую цену.
Конечно, сам по себе процесс декапитализации пятой по величине нефтяной компании России ничего не означает. Менеджмент "Сибнефти", например, утверждает, что судить о намерении избавиться от компании по выплатам дивидендов - все равно, что гадать на кофейной гуще, тем более что крупные дивиденды - визитная карточка "Сибнефти".
Официально о выплате дивидендов и их точном размере "Сибнефть" объявит на ближайшем совете директоров. А это означает, что пока у потенциальных покупателей есть время приобрести побольше акций нефтяной компании.
Кстати, о покупателях. Поговорим о двух самых крупных - о тех, которые хотели бы получить контрольный пакет.
В начале июля предприниматели узнали о том, что "Сибнефть" будут покупать. В качестве основного претендента называли "Газпром", который уже давно ищет себе немаленькую, но послушную нефтяную компанию для того, чтобы диверсифицировать свой бизнес (то, чем сейчас торгуют в "Газпроме", Алексей Миллер называет обидным словом "монопродукт"). "Газпром" хочет создать свое нефтяное подразделение "Газпромнефть" на базе какой-либо нефтяной компании.
Напомним, что до недавнего времени все были твердо уверены в том, что активы для "Газпромнефти" предоставит "Роснефть". Однако "Роснефть" добилась того, что "Газпром" не рассматривает ее в качестве подходящей нефтяной компании, формально - из-за большой задолженности компании. В действительности же, скорее всего, из-за того, что "Роснефти" не хватает послушности, зато в избытке амбиций.
Поэтому "Газпром" обратил свое внимание на "Сибнефть" Романа Абрамовича, которая привлекла его своей компактной структурой и большой управляемостью. Кроме того, у компании Абрамовича, если ей оставить прибыль, уходящую из года в год акционерам, есть огромный потенциал для развития.
Таким образом, нет ничего удивительного в слухах о том, что "Газпром" завершает переговоры о покупке контрольного пакета "Сибнефти" у основных акционеров. Говорят, что "Газпром" призвал в помощники и Royal Dutch/Shell, роль которого во всей этой истории точно неизвестна, но упоминание - впечатляет.
Однако "Газпром" не единственный претендент на "Сибнефть".
Как мы видим, у "Роснефти" есть свой интерес в "Сибнефти". Целью госкомпании, в свою очередь, является монполизация нефтяной отрасли - не больше и не меньше. Фактически, правительство, использующее "Роснефть" в своих целях везде, где это возможно, выделило компании роль "собирателя нефтяных активов российских".
Экономная "Роснефть" может также попробовать купить часть акций у основных акционеров и миноритариев, а часть получить благодаря нынешнему аресту акций, принадлежащих ЮКОСу. Впрочем, может случиться и так, что правительство вновь решит провести аукцион, но и тогда, скорее всего, акции перейдут в конечном итоге к "Роснефти".
Конечно, у "Роснефти" есть неоспоримое преимущество - поддержка силовых ведомств и общая поддержка курса компании по передаче активов "ЮКОСа" принадлежащей государству "Роснефти". Кроме того, у "Роснефти", в отличие от "Газпрома", есть определенная свобода маневра, так как она в конечном итоге может попробовать перепродать акции "Сибнефти" "Газпрому", если кремлевские кураторы обеих компаний сумеют толком решить, что России нужнее - нефтяной монополист или нефтегазовый.
Нет никаких сомнений - на этом наша история, делающая один поворот за другим, не заканчивается. В частности, неизвестно, как поступит Абрамович после продажи своего самого известного российского актива - уедет ли из страны или, напротив, примет предложение Владимира Путина и вторично станет губернатором Чукотского автономного округа.
Кроме того, неизвестно, разрешит ли государство, ставшее недавно владельцем "Газпрома", тратить свои же деньги на покупку такого актива как "Сибнефть", даром что контрольный пакет этой небедной организации, приносящей более двух миллиардов долларов в год, стоит около 8 миллиардов долларов.
И, наконец, самое интересное, о чем еще никто пока не задумывался, завороженный битвой государевых титанов. Какой актив надумал приобрести последовательный Абрамович, раз оставил "Сибнефть" без лишних средств?