Спустя считанные часы после теракта в Лондоне на одном из исламистских сайтов появилось заявление доселе неизвестной группировки, назвавшей себя "Тайная организация "Аль-Каеды" в Европе", которая взяла на себя ответственность за серию взрывов в столице Великобритании.
Разумеется, после любого теракта появляется множество людей, желающих приписать себе эту "заслугу", и называют ли они себя "Тайная организация "Аль-Каеды" в Европе", "Бригады Исламбули" (как это было после взрыва российских самолетов летом 2004 года) или "Сверхсекретное крыло "Исламского джихада" в Антарктиде", но их заявления ничего не говорят ни о тех, кто действительно стоит за терактами, ни о целях настоящих преступников.
Как правило, спецслужбы государства, по которому нанесен удар, не обращают особого внимания на подобные заявления, более или менее догадываясь, кто на самом деле стоит за терактом. С лондонскими взрывами, похоже, дело обстоит иначе: британские спецслужбы находятся в полном замешательстве и не могут ни подтвердить, ни опровергнуть "тайную "Аль-Каеду", не располагая никакой информацией об организаторах теракта.
Представители британских спецслужб категорически опровергли распространенные ранее израильским новостным агентством информацию о том, что в четверг Скотланд-Ярд предупредил о возможном теракте израильское посольство в Лондоне, в результате чего министр финансов Израиля Биньямин Нетаниягу даже принял решение отказаться от посещения Израильского экономического форума, который должен был открыться недалеко от Ливерпуль-стрит как раз в момент произошедшего там взрыва.
Британцы утверждают, что ни информаторы в рядах потенциальных террористов, ни электронное наблюдение не предоставили никакой информации о том, что в Лондоне готовится столь масштабный теракт. Возможно, в дальнейшем вновь обнаружится какая-либо не дошедшая до начальства должностная записка или не до конца переведенный документ, но пока что расследование придется начинать "с нуля".
Судя по всему, немногим больше информации и у американских спецслужб. Так, министр национальной безопасности США завил, что задержанный недавно в Пакистане боевик "Аль-Каеды" рассказал о подготовке терактов на железных дорогах, но никаких сведений о месте проведения этих терактов получить не удалось. Кто именно мог провести эти теракты, американцы также не знают.
Скорее всего, Скотланд-Ярд слегка хитрит, когда говорит, что не имеет ни малейшего представления о том, что может стоять за терактом в Лондоне. Весьма вероятной представляется причастность к взрывам мусульманских радикалов и, следовательно, того самого международного терроризма, с которым Великобритания столь активно борется в Афганистане и в Ираке.
Разумеется, в Великобритании есть и своя собственная террористическая группировка, которой по силам было бы организовать подобную акцию, однако Ирландская республиканская армия (ИРА) в последнее время воздерживается от кровопролитных терактов, стремясь выйти из подполья и перейти от террористической борьбы к политической. Что же касается исламистов, то в их распоряжении есть и силы, и средства, и мотивация для того, чтобы осуществит подобный теракт в столице страны, являющейся главным союзником США по антитеррористической коалиции.
Что же касается взрыва в автобусе на Тависток-сквер, то там, как предполагается, такое же взрывное устройство привел в действие террорист-смертник, либо оно могло взорваться преждевременно. Так или иначе, нельзя не заметить, что теракт в Лондоне практически повторяет теракт в Мадриде, осуществленный весной 2004 года, ответственность за который была возложена непосредственно на "Аль-Каеду".
Между тем, учитывая гибкость и общую неопределенность структуры "Аль-Каеды", не так важно, какому именно ее ответвлению, филиалу, ячейке, связанной или не связанной с ней группировке припишут организацию этих взрывов. Основной обязанностью британской полиции сейчас является установить непосредственных исполнителей теракта и предотвратить его повторение.
В настоящий момент эксперты изучают фрагменты взрывных устройств, а также две неразорвавшиеся бомбы, которые были обнаружены на месте одного из терактов (где именно - в метро или в наземном транспорте - представители полиции не уточняют). По всей видимости, эти бомбы являются самыми ценными уликами, которыми располагает полиция, так как анализ использованной взрывчатки а также самой конструкции бомб сможет дать достаточно точный ответ на вопрос, кем они могли быть сделаны. Кроме того, полиция надеется установить, погибли ли исполнители теракта в результате взрывов, или остались живы и могут готовить новые подобные акции.
По сведениям журналистов, исполнителей теракта полиция намеревается искать среди двух категорий экстремистов. Прежде всего, речь может идти о людях, прибывших в Великобританию из стран Северной Африки. Спецслужбам известно, что их ячейки активно действуют в Великобритании с 1990-х годов. Именно выходцы из стран Северной Африки причастны к мадридским взрывам. Между тем, в последние годы полиция столкнулась с тем, что радикальные группировки организовывают граждане Великобритании, выросшие в стране, но прошедшие обучение в лагерях подготовки террористов за рубежом.
Так или иначе, террористы, если они уцелели, скорее всего находятся в глубоком подполье, и, учитывая, что у Скотланд-Ярда нет ни малейших сведений о том, где их искать, шансы на их задержание представляются достаточно призрачными. Что же касается людей, спланировавших теракт, то они, вероятнее всего, покинули пределы Великобритании еще до его осуществления.
Разумеется, по времени серия лондонских терактов была приурочена к открытию саммита "большой восьмерки" в шотландском Глениглсе. Первые взрывы раздались именно тогда, когда к главам государств G8 обращался премьер-министр Великобритании Тони Блэр. Но дело в том, что саммит был посвящен прежде всего вопросам экономическим, в частности - вопросам помощи беднейшим странам мира, которые, вроде бы, не должны слишком интересовать террористов.
Скорее всего, саммит просто предоставил террористам удобную возможность для действия, так как все спецслужбы страны были брошены на обеспечение безопасности высоких гостей в Шотландии и на борьбу с антиглобалистами, террористическая же угроза в Лондоне временно отошла на второй план.
Еще одно событие, к которому теоретически могли быть приурочены теракты, это решение Международного Олимпийского комитета, в среду постановившего провести в Лондоне Олимпиаду 2012 года. Однако и здесь террористы то ли запоздали - решение уже принято и в пятницу МОК подтвердил, что не намерен переносить Олимпиаду - то ли поторопились - сорвать Олимпиаду 2012 года можно терактами в 2012 или, в крайнем случае, 2011 году, но уж никак не в 2005 году.
Вряд ли теракт как-то особенно повлияет и на внутреннюю политическую ситуацию Великобритании. В отличие от мадридского теракта, ставшего одной из главных причин поражения на выборах сторонников военной операции США в Ираке и, фактически, приведшего к выводу из Ирака испанских войск, лондонские взрывы произошли уже после того, как в стране состоялись все возможные выборы и Тони Блэр, убежденный сторонник военной операции в Ираке, вновь возглавил правительство страны.
Немедленно после терактов Блэр дал понять, что они никак не повлияют на его решимость продолжать ранее избранную политику, и можно предположить, что так оно и будет. Разумеется, теракты нанесли удар по репутации премьер-министра, но Блэр без большого ущерба выдерживает самые разные удары, уже третий срок оставаясь премьер-министром Великобритании. По всей вероятности, выдержит и этот.
Не смогут теракты способствовать и выводу британских войск из Ирака и Афганистана. Более того, после взрывов в Лондоне любые попытки противников участия Британии в американской военной операции будут выглядеть как попытка пойти навстречу террористам, вызвавшая, в случае Испании, единодушную критику мирового сообщества.
Михаил Ткаченко