Бывший СССР
20:24, 11 июля 2005

Кто бы сомневался? Курманбек Бакиев уверенно и ожидаемо победил на президентских выборах в Киргизии

Петр Бологов

Почти 90 процентов голосов, отданных за ведущего кандидата, его колоссальный отрыв от ближайших преследователей, явка более 75 процентов избирателей, отсутствие серьезных инцидентов при голосовании и робкие намеки на "несерьезные, технические нарушения" - вот основные характеристики прошедших в Киргизии выборов президента. Безоговорочную победу, как и предполагали многие, одержал Курманбек Бакиев, который фактически встал у политического руля страны сразу после свержения Аскара Акаева. Единственный, кто мог составить конкуренцию Бакиеву - народный любимец Феликс Кулов - шел с ним в одной связке. Такой жесткий сценарий прошедших выборов, не оставляющий возможности главным действующим лицам, а также всей массовке в лице киргизского народа импровизировать, наводит на мысли о том, что мартовские события этого года, когда Акаев лишился власти, а республика - порядка, лишь внешне напоминали "революцию тюльпанов", а по сути стали "дворцовым переворотом".

Без сучка, без задоринки

После того, как почувствовавшие вкус к мятежу киргизские оппозиционеры, или называющие себя ими люди, в течение нескольких месяцев после изгнания Акаева продолжали захватывать государственные учреждения и всячески дестабилизировать обстановку в стране, наблюдатели ожидали от предстоящих президентских выборов настоящего накала страстей. Еще свежи были воспоминания о разгромленном Бишкеке и толпе, в июне штурмовавшей Дом правительства. Охочие до сенсаций журналисты готовились к выборам во всеоружии, но вместо захватывающего киргизского боевика, навевающего воспоминание об "Алых маках Иссык-Куля", получили официальную документальную кинохронику под названием "Как Бакиев занял место Акаева".

Подготовка к выборам не была омрачена даже конфликтами с наблюдателями, что для республик СНГ в последнее время крайне несвойственно. Только один раз - в конце июня - Центризбирком республики решил отказать в аккредитации Организации по наблюдению за выборами в странах СНГ (CIS/EMO). По словам председателя ЦИК Туйгунаалы Абдраимова, указанная организация распространила 27 июня заявление, в котором обвинила ЦИК в намеренном затягивании процесса аккредитации. Таким образом, посчитал Абдраимов, CIS/EMO попыталась шантажировать Центризбирком, намекнув, что деятельность комиссии "связана с происками политических сил, которые вовсе не прочь проявить правовой произвол". Но и этот конфликт не получил продолжения. Напротив, перед самым проведением голосования секретарь высшего совета CIS-EMO Виктор Кармацкий отметил готовность Киргизии провести выборы на высшем уровне. По крайней мере, по сравнению с весенними выборами в парламент, когда та же организация зафиксировала многочисленные нарушения, в том числе связанные с использованием административного ресурса.

Впрочем, Кармацкий не исключил вмешательства властей в процесс народного волеизъявления и на этот раз. "Исполняющий обязанности президента КР Курманбек Бакиев декларирует в СМИ равные возможности для всех кандидатов, однако за два месяца чиновников не переделать, и у нас есть жалобы, особенно из глубинки, что местная администрация и УВД пытаются кое-где давить на людей, оказывая тем самым медвежью услугу одному из кандидатов", — заметил наблюдатель. В интервью "Росбалту" Кармацкий также отметил примерно "десятикратное преимущество в СМИ" одного из кандидатов в президенты, не назвав его имени. Но и так всем понятно, что речь шла именно о Бакиеве. "Даже по мониторингу бишкекской прессы за один день мы определили, что этот кандидат упоминался в газетах 11 раз, в то время как все остальные — по одному разу", — сказал Кармацкий.

ПОДСЧЕТ ГОЛОСОВ В КИРГИЗИИ, кадр телеканала "Россия"
Lenta.ru

Секретарь CIS-EMO озвучил то, что беспокоило большинство наблюдателей, но все они, видимо, сочли, что Киргизия в этом году и так пережила достаточно потрясений, чтобы лишний раз разжигать страсти. В результате голосование прошло гладко, как могло бы пройти, например, в соседнем Узбекистане, Казахстане или Туркменистане, что может свидетельствовать как о единодушии киргизского народа, так и том, что демократия в этой стране продолжает носить специфический, среднеазиатский характер, какой носила и при Акаеве.

С разницей в 85 процентов

О том, что сам Бакиев не сомневался в своей победе, говорит его решение за два дня до выборов отказаться от участия в финальных теледебатах кандидатов. Было ли это решение принято в связи с замечаниями наблюдателей, неизвестно. Бакиев, де-факто являющийся президентом страны, обратился к избирателям и организаторам мероприятия с извинениями за то, что не сможет участвовать в финальных дебатах, так как у него запланированы встречи с избирателями в Иссыккульской области. Отказавшись от наиболее мощного рычага воздействия на электорат, Бакиев показал, что сомнений по поводу признания его главой государства уже не испытывает. С ним можно согласиться - действительно, зачем утомлять себя полемикой с оппонентами, если ты заведомо являешься победителем? Думается, реши Бакиев выступить в финальных дебатах, ему бы пришлось приложить максимум усилий, чтобы испортить свои президентские перспективы. Честно говоря, история не знает случаев, когда предвыборная ошибка кандидата позволила бы его противникам сократить разрыв в 85 процентов голосов, а ведь именно столько разделили в конечном итоге Бакиева и его "ближайшего" преследователя - омбудсмена Турсунбая Бакир-уулы. Пришедший к финишу третьим председатель Союза промышленников и предпринимателей Киргизии Акбаралы Айтикеев, так же, как и правозащитник, набрал чуть более трех процентов голосов, остальные три кандидата не смогли набрать и процента, как, впрочем, и кандидат "против всех".

После оглашения предварительных итогов голосования представители властей немедленно заявили о том, что инаугурация Бакиева состоится в самое ближайшее время, а точнее - в первых числах августа. Действительно, зачем затягивать легитимизацию президента, уже вполне освоившегося с ролью руководителя страны? Еще перед выборами спикер парламента Киргизии Омурбек Текебаев заявил, что законодатели заинтересованы в скорейшей легитимизации власти в республике и проведут внеочередную сессию для принятия присяги президента. Очевидно, что сорвать инаугурацию сейчас может только вмешательство потусторонних сил, поскольку ситуация для Бакиева сложилась крайне благоприятная.

88 процентов набранных голосов - чем не показатель доверия политику, который все еще несет на своем челе лавровый венок победителя авторитарного режима Аскара Акаева, тем более, что первые выборы, организованные новой властью, не вызвали серьезных замечаний со стороны наблюдателей? Представители западных стран, видимо, посчитали неудобным акцентировать внимание на недостатках тех, кто еще три месяца назад предстал перед всем миром в образе носителей передовых демократических идей. В противоположном лагере, где условия диктует Кремль, также вполне довольны кандидатурой Бакиева. Новый президент Киргизии устраивает Москву по той простой причине, что он, в отличие от других революционных лидеров на постсовестком простанстве - Виктора Ющенко и Михаила Саакашвили, не стал вступать в конфронтацию с Россией, угрожая выйти из СНГ и переориентировать свой внешнеполитический курс на всевозможные ГУАМы. Более того, Бакиев в лучших традициях своего предшественника активно участвовал в работе организаций, созданных по инициативе кремлевских деятелей, таких как ШОС и ОДКБ. Бишкек также поддержал инициативу ШОС призвать США и их союзников определиться со сроками вывода своих баз из Средней Азии. Кстати, выступая на пресс-конференции сразу после своего избрания, Бакиев подтвердил, что Киргизия считает возможным пересмотреть целесообразность дальнейшего пребывания американцев на авиабазе "Манас" под Бишкеком.

ФЕЛИКС КУЛОВ, фото Reuters
Lenta.ru

Как известно, единственный, кто мог составить Бакиеву конкуренцию на выборах - экс-генерал МВД Феликс Кулов, в конечном итоге решил лишний раз не дробить страну на два политических лагеря и пошел на выборы в связке с победителем. Действительно, противостояние этих двух политиков в условиях, когда Киргизия еще не отошла от привычки решать свои внутренние проблемы с помощью кулаков и стеклотары, могло обернуться новыми погромами. За Кулова традиционно выступает северная часть страны, за Бакиева - южные районы, Кулов раньше позиционировался как ставленник Запада, Бакиев - пророссийский кандидат. Решив объединить свои интересы, они не только уберегли республику от возможной междоусобицы и гарантировали себе победу на выборах, но и обеспечили новым руководителям страны статус всенародно любимых.

Единственное, что может поссорить Феликса Шаршенбиевича и Курманбека Салиевича, так это распределение полномочий в новых киргизских реалиях.

Еще будучи кандидатом в президенты Кулов упоминал о том, что видит Киргизию парламентской республикой, где основная власть сосредоточена в руках премьера. Интересно, станет ли он продолжать отстаивать свою точку зрения сейчас, когда победа Бакиева обеспечила ему пост главы правительства, ведь именно в таком качестве экс-генерал вошел в тандем Бакиев-Кулов. Заместитель Кулова в возглавляемом им политическом движении "Ар-Намыс" Эмиль Алиев заявлял в свое время в парламенте, что "полномочия президента Киргизии должны быть как у английской королевы". Депутаты не захотели превращать Киргизию в парламентскую республику и определили ее конституционное устройство как парламентско-президентской. Сомнительно, что сейчас Кулов реанимирует свою инициативу и еще более сомнительно, что Бакиев, если это все же произойдет, согласится на роль конституционного монарха.

Напутствие от Акаева

Говоря о том, что выборы президента в Киргизии, как и вся предвыборная кампания, прошли как по маслу, не стоит думать, будто бы именно такое развитие событий устраивало абсолютно всех в стране. Накануне голосования в республике были нейтрализованы две группы распространителей листовок радикального исламского движения "Хизб ут-Тахрир" и обнаружена подпольная типография, где они печатались. На квартире, где базировались исламисты, были найдены стопки листовок с призывом к свержению действующего государственного строя. Помимо этого на многих периферийных избирательных участках в день выборов были замечены плакаты с призывом "не голосовать за неверных". Рассматривать это как серьезную попытку вмешаться в ход голосования вряд ли стоит - "Хизб ут-Тахрир" пытаются прилепить ярлык главного возмутителя спокойствие во всей Средней Азии, однако обвинения чаще всего оказываются необоснованными. И все же Бакиеву и его команде стоит учесть опасность усиления исламистов в стране - лимит "демократических революций" страна уже исчерпала, и не исключено, что в случае разочарования в нынешнем руководстве население Киргизии повернется лицом к радикальным силам.

АСКАР АКАЕВ, фото Reuters
Lenta.ru

В связи с завершившимся процессом распределения мест на политическом Олимпе Киргизии, любопытно было узнать мнение по поводу сложившейся ситуации человека, которые руководил республикой долгие пятнадцать лет - Аскара Акаева. В интервью "Коммерсанту" перед выборами своего преемника экс-президент выразил надежду, что теперь политическая жизнь в Киргизии стабилизируется. "Я надеюсь, что Бакиеву и Кулову удастся навести порядок. Лично я поддержал этот тандем с самого начала. После того, что произошло 24 марта, возникновение тандема Бакиев–Кулов – это безусловное благо. Это компромисс между политическими элитами, между Севером и Югом. Сохранение тандема вселяет в меня надежду на стабильность", - заметил Акаев. По его словам, Бакиев относится к умеренной оппозиции, которой можно доверять и с которой можно сотрудничать, однако в стране есть и оппозиция "радикальная". Именно она, считает президент, виновата в том, что президентские выборы прошли не 30 октября, как было оговорено в законодательстве, а 10 июля, причем после лишения бывшего правителя власти в результате "антиконституционного государственного переворота".

Расточая дифирамбы Бакиеву и Кулову, Акаев вместе с тем отметил, что к власти их привела, как это не парадоксально, наркомафия. "Первоначально большую роль играли и наркобароны – и северные, и южные. Они же открыто в парламенте говорили, кто сколько привел боевиков, рассчитывая на соответствующее вознаграждение при дележе власти. Боюсь, что им (бывшей оппозиции) еще придется расплачиваться за свой союз с наркомафией: она будет требовать многого взамен", - напророчествовал экс-президент.

Lenta.Ru об итогах революций: Киргизия1/6 часть суши: Акаев улетел, проблемы остались

Любопытно, что самому Акаеву не удалось поддержать свои слова действиями и отдать голос Бакиеву. Посольство Киргизии в Москве, где находится Акаев, не внесло фамилии членов его семьи в список для голосования. Комментария по этому поводу получить не удалось. А вот дочь экс-президента Бермет Акаева, кстати, лишенная совсем недавно решением суда депутатского мандата, заполнила свой бюллетень. По поводу выбранной кандидатуры она ответила, что "проголосовала за того, кто не приведет страну к развалу". Разделила ли она таким образом предпочтения своего отца, неизвестно.

Сразу после своего избрания, выступая перед журналистами, Бакиев прояснил некоторые моменты своего грядущего правления. Он сообщил, в частности, что не намерен отказываться от союза с Куловым и предложит его парламенту в качестве премьера. О дальнейших перспективах этого тандема Бакиев предпочел не высказываться. Вместе с тем он заявил, что намерен оставить всех уже утвержденных министров на их должностях, то есть Кулову вряд ли будет предоставлена возможность формировать кабинет. Новоизбранный президент, как уже говорилось, подтвердил принятое на саммите ШОС решение актуализировать вопрос нахождения американских военных на территории Киргизии, что, вкупе с его заявлениями о близости позиции Москвы и Бишкека по всем стратегическим вопросам, не оставляет сомнений в том, на кого будет ориентироваться Киргизия, строя свою внешнюю политику.

"Время безвластия навсегда ушло", - сказал на пресс-конференции Бакиев. То есть под событиями, положившими конец правлению Аскара Акаева и приведшими к власти новых людей, можно подвести черту. То, что раньше воспринималось как очередная "цветная революция", завершилось переходом Киргизии под руководство политика, которого с полным правом можно назвать пророссийски настроенным. Помнится, в марте этого года в Москве не слишком-то и старались сохранить для Акаева президентский пост. Тогда это казалось странным, сейчас - ничуть.

< Назад в рубрику