Ослабление европейской экономики продолжается. Пока Великобритания и Германия решают свои внутренние проблемы, стараясь не допустить хронических сбоев, еврозона раз за разом снижает прогнозы экономического роста, стараясь не думать об огромном пенсионном дефиците и отвратительных экономических показателях.
Экономика Европейского союза входит в пятерку самых крупных в мире, уступая по величине лишь экономике США. На третьем месте - Китай, на четвертом - Япония, на пятом - Индия (данные The World Factbook). Все это многотриллионные экономики со своими проблемами. Однако именно экономика Евросоюза в 2004 году росла медленнее всех, а в 2005 году, вероятно, еще больше замедлит свой рост, не достигнув даже прошлогоднего показателя в 2,4 процента.
Действительно, экономика США в прошлом году сумела вырасти на 4,4 процента, китайская - на умопомрачительные 9,1 процента, японская - на 2,9 процента, индийская - на 6,2 процента. Конечно, Китай и Индия - это развивающиеся страны, однако от того, что мы их такими называем, им не легче преодолевать инерцию, характерную для всех крупных экономик.
Из каких же компонентов состоит экономика Евросоюза? Из четырех стран-чемпионов - Великобритании, Германии, Италии и Франции - и кучки небольших развивающихся стран, поставляющих для двухсотмиллионного организма ЕС дешевую рабочую силу и инфраструктуру, требующую развития. Три "чемпиона", Германия, Франция и Италия, составляют 75 процентов ВВП еврозоны и львиную долю ВВП Евросоюза. Как же они росли в прошлом году? А вот как. Экономика Германии выросла на 1,7 процента. Экономика Италии - на 1,3 процента. Франции - на 2,1 процента. То есть лидеры Евросоюза растут медленнее, чем весь Евросоюз в целом.
Тем интереснее, что старая Великобритания не подвела - ее экономика выросла на 3,2 процента, обогнав даже Японию. Стоит добавить, что эта страна не входит в еврозону. Кроме того, ее показатель "долг/ВВП" составляет, в отличие от развитых соседей, лишь 40 процентов, являясь лучшим среди четырех лидеров ЕС. Да и госдолг королевства не так велик - всего 700 миллиардов долларов, что раза в два меньше, чем у остальных "развитых" стран.
Перейдем теперь к росту ВВП в еврозоне. В ходе своей июльской встречи европейские министры финансов признали, что темпы роста экономики в ближайшее время сократятся. Прогнозы, которые они делают, неутешительны - в 2005 году экономика 12 стран еврозоны вырастет всего лишь на 1,3 процента. Евроминфин уже весной пересматривал прогноз, ожидая, что еврозона сможет вырасти хотя бы на 1,6 процента. Теперь же, похоже, приходится ориентироваться на Италию, Португалию и Нидерланды - страны еврозоны, показавшие худшие темпы роста в 2004 году. При этом нет никакой гарантии, что в третьем и четвертом кварталах прогноз вновь не пересмотрят в сторону понижения.
Дело тут не только в итальянской рецессии. Индекс потребительской уверенности, один из самых важных макроэкономических показателей, в июне достиг годичного минимума. Показатель безработицы приближается к пятилетнему максимуму.
При этом страны-лидеры Евросоюза хронически страдают от бюджетного дефицита и тратят огромные суммы на обслуживание государственного долга. Министры финансов на своей встрече намекнули, что если рост экономики еврозоны опускается ниже двух процентов, то ждать улучшения ситуации с бюджетным дефицитом не стоит, а значит, европейский пакт о стабильности так и останется ничего не значащими строчками на листе бумаги.
Европейский Центробанк может пойти на крайнюю меру - уменьшить ставку рефинансирования, чтобы стимулировать деловую активность. Впрочем, это единовременная мера, которая переведет европейскую экономическую систему в новое состояние неустойчивого равновесия, принципиально не изменив ситуацию в целом.
Тем временем самому Евросоюзу ждать помощи неоткуда - Великобритания и Германия так озабочены собственными проблемами, что просто не имеют возможности играть в альтруизм.
До сих пор мы мало говорили о Германии, а ведь эта страна заслуживает того, чтобы рассказать о ней подробнее. Начать следует с того, что это точно такой же нарушитель пакта о стабильности, как и остальные евролидеры. При этом немцы уверены, что бюджетный дефицит их страны в лучшем случае будет удовлетворять требованиям пакта лишь в 2007 году.
Кроме того, в Германии довольно сложная политическая обстановка: у здешней оппозиции достаточно политической воли, чтобы отправить в отставку канцлера Шредера, изобразив его неудачником как в области внутренней, так и внешней политики. Сентябрьские выборы также вряд ли заставят немцев проявлять больший деловой оптимизм и явно не стимулируют потребительские расходы.
Основной проблемой Германии является высочайший уровень безработицы, который составляет 11,3 процента. Бороться с ним напрямую очень сложно - Шредеру, который попытался сократиться налоги и урезать пособие по безработице, чтобы стимулировать создание рабочих мест как со стороны работодателей, так и со стороны работников, не удалось сколько-нибудь значительно повлиять на ситуацию.
К тому же бесконечно урезать налоги тоже невыгодно - так Германия еще глубже загоняет себя в яму бюджетного дефицита. А ведь денег не хватает и на финансирование образования и науки - традиционных чистых "расходных" отраслей.
Оппозиция же уверена в собственных силах и хочет попробовать позволить работодателям меньше отчислять на соцобеспечение с тем, чтобы позволить себе нанять больше новых сотрудников. Нет ничего удивительного в том, что здесь немцы столкнулись с угрюмым и неповоротливым лобби традционно сильных в Германии профсоюзов.
Еще большее раздражение профсоюзных лидеров вызвала идея оппозиции по принятию закона, позволяющего избежать отраслевых переговоров о размерах зарплаты. Это, несомненно, добавило бы гибкости рынку труда, однако сложность заключается в том, что обеспечение единой отраслевой ставки является основой экономики Германии еще со времен Второй мировой войны.
Британия, которая выглядит на фоне других членов ЕС наиболее пристойно, тоже, к сожалению, переживает не лучшие свои времена. Проведенное недавно исследование показывает, что и ее экономика может замедлить свой рост. Треть компаний за первое полугодие текущего года испытало на себе последствия спада продаж или сокращения числа заказов. Кроме того, бизнесменов очень заботит рост издержек, так как он серьезно влияет на прибыль.
Индекс деловой уверенности, показывающий, ждут ли предприниматели новых заказов, увеличения продаж и доходов, упал до самого низкого за четыре с половиной года. Хотя сами результаты отчета были опубликованы уже после лондонских терактов, исследователи особо отмечают, что показатель деловой уверенности серьезно снизился еще в начале 2005 года.
Сократился и объем инвестиций - этот локомотив развития из-за экономической нестабильности достиг отметки двухлетнего минимума.
Все это серьезно повлияло и на рынок труда, плохое состояние которого, как мы знаем, является бичом всей Европы. Так, во втором полугодии целых 18 процентов компаний собрались увольнять сотрудников. Лишь полгода назад этот показатель был в полтора раза ниже и составлял 12 процентов.
Страдает британская экономика и от сокращения производства. Уменьшаются и траты потребителей, не желающих платить за издержки производителей.
Впрочем, экономике Великобритании еще есть, куда падать - похоже, в 2005 году она "всего лишь" опустится ниже 3 процентов, что все же не так плохо, как в случае некоторых других стран (не будем показывать пальцем, хотя это Франция), чьи министры походя превращают нижнюю границу экономического роста в верхнюю.
Кроме всего прочего, развитые страны любят делать широкие жесты. Так, страны "Большой восьмерки" решили помочь беднейшим странам мира, в частности африканским. Главы стран собрались в Шотландии и начали обсуждать вопрос списания долга бедным странам.
Конечно, с высоты положения стран "Большой восьмерки" можно сделать вид, что списание произойдет моментально - МВФ получит свои деньги от стран G8, а африканские страны смогут снова набрать кредитов и закусить гуманитарной и финансовой помощью. По счастью, против такой схемы выступила даже Россия, которую обеспокоило, что ее могут заставить потратить деньги просто за компанию, без какой-либо видимой цели, в порыве благостного гуманизма. Кстати, кто-кто, а Россия очень хорошо знает, как делится и куда идет финансовая помощь в условиях непрозрачной для кредиторов экономики.
Впрочем, призывы России вкладывать деньги в определенные проекты развитыми странами услышаны не были. Тогда нечто подобное предложила "группа небольших европейских стран", как называют ее в прессе. Реально речь идет о том, чтобы вместо широкого жеста по списанию долгов со всех, кто подходит под установленные критерии, заставить бедные страны поработать на свое же благо - провести в обмен на списание структурные реформы экономики, достичь определенных финансовых показателей.
Можно понять "группу небольших стран" - в то время когда судьбу Африки решают мировые лидеры, основными ее донорами являются Норвегия, Швеция, Дания, Люксембург и Нидерланды, а вовсе не страны "Большой восьмерки". Более того, ни одна из стран-лидеров не выполняет требование ООН, согласно которому в качестве помощи бедным странам следует выделять 0,7 процента от национального дохода.
Очевидно, что при таком бюджетном дефиците, уровне долга, слабом экономическом росте члены Евросоюза, входящие в "Большую восьмерку", просто не могут себе позволить решать еще и задачи, поставленные ООН. Следовательно, и здесь статус развитой страны нужен лишь для широких жестов.
Что же ждет европейские страны в будущем?
Одной из основных проблем развитых стран является необходимость поддерживать свой статус на высочайшем уровне. Взять, например, суверенные кредитные рейтинги развитых стран. У Франции, Германии и Великобритании эти рейтинги достигли высшей (ААА) отметки.
Впрочем, мало кто понимает, что суверенные кредитные рейтинги - вещь непрочная и зависящая от того, как страны отвечают по своим обязательствам. Не будем повторяться и жонглировать основными макроэкономическими показателями. Поговорим лучше немного о демографии.
В среднем по ЕС продолжительность жизни составляет 78 лет. Во Франции средняя продолжительность жизни составляет почти 80 лет. В Германии - 79. В Италии - 80. В Великобритании - 78. Для сравнения, в России этот показатель составляет всего 67 лет.
Хорошая жизнь европейских пенсионеров стала притчей во языцех. Слабый (часто отрицательный) прирост европейского населения - тоже известный факт. Вспомним теперь, что даже в России с гораздо меньшей продолжительностью жизни и меньшим размером пенсий наблюдается такой феномен, как дефицит пенсионного фонда, и попробуем представить себе масштабы подобного дефицита в Европе.
Кстати, за нас это уже сделало агентство Standard&Poor's, которое считает старение европейского населения одной из самых крупных угроз экономике ЕС. Нынешние высшие рейтинги лидеров еврозоны, считают специалисты агентства, это ненадолго. Уже в 2010 году (через пять лет!) рейтинги наиболее развитых страны могут начать снижение, если не будет предпринято действий по сокращению расходов на медицинское страхование и пенсионное обеспечение.
Дальше - больше. Рейтинги Франции и Германии станут спекулятивными до 2025-2030 годов. Что будет с Италией, имеющей среди стран-членов ЕС и G8 самый низкий кредитный рейтинг и находящейся в перманентной рецессии - и подумать страшно.
А ведь пенсионный кризис вполне могут приблизить и огромные массы безработных, о которых говорилось выше. Сложно сказать, в чем через 10-15 лет будет заключаться отличие этих стран, например, от набирающего обороты рейтинга России.
Перед тем, как поставить точку, хотелось бы отметить, что значимая доля проблем Евросоюза, еврозоны и других европейских стран происходит от некторого ошибочного ощущения элитарности, чаще всего присущего крупным европейским государствам.
Несомненно, сам проект Евросоюза - нечто небывалое, как и проекты вроде единой Конституции, единой валюты и единой экономики. У этой системы есть только один недостаток - она не работает, потому что не решает, а лишь объединяет все проблемы в одну.
В теории экономического равновесия Джона Нэша, о котором неэкономисты узнали из фильма "Игры разума", есть идея такого неустойчивого равновесия, в котором изменение стратегии одного игрока не приносит пользы, если ему не помогают другие игроки.
Сложно сказать, кто кому помогает в Евросоюзе. Брюссель лишь раздает штрафы, четверка лидеров делает вид, что вся Европа такая же, как они, а остальные страны даже не могут договориться о том, что лучше - их национальная валюта или евро.
Зато можно точно сказать, что ни США, ни Китай, ни Япония, ни Индия не собираются помогать Евросоюзу в его бесконечной погоне за ростом ВВП.