Мир
00:10, 19 июля 2005

Саддаму предъявили первое обвинение Подробности о том, как развивается суд над бывшим иракским диктатором

В воскресенье, 17 июля, особый трибунал Ирака, созданный специально для показательного суда над бывшим диктатором страны Саддамом Хусейном, предъявил ему первое обвинение.

Суд над Хусейном

Довольно быстро догадавшись, что никакого ОМП на территории Ирака нет, США и Великобритания решили "сменить легенду" и заявили, что достаточным основанием для военного вторжения на территорию суверенной страны является спасение страждущего народа Ирака от клики кровавого диктатора.

Спасение, в целом, удалось. Достаточно быстро руководство саддамовского Ирака было устранено. Большая часть ближайших соратников Хусейна оказалась в плену у американцев. Сыновья Саддама Удай и Кусай были уничтожены еще в июле 2003 года, а спустя пять месяцев в тайном убежище был обнаружен и схвачен сам иракский диктатор. Но, поймав Саддама, США столкнулись с трудной проблемой, не зная, что с ним теперь делать.

Если бы речь шла не о Саддаме, а, к примеру, об Осаме бин Ладене, подобных трудностей бы не возникло. На бин Ладена возложена ответственность за теракты 11 сентября 2001 года, и международное сообщество, вполне равнодушно отреагировавшее на вторжение США в Афганистан, не менее равнодушно позволило бы США сделать с "террористом номер один" все, что угодно.

В случае с иракской операцией поддержка США со стороны международного сообщества была значительно менее единодушной. Кроме того, США прекрасно понимали, что "справедливый суд, в котором Саддам так долго отказывал своим подданным", обещанный Саддаму президентом Бушем, будет немного странно смотреться в исполнении оккупационных сил.

Не очень хотелось США и выносить дело на рассмотрение какого-либо международного суда, подобного Гаагскому трибуналу, - как потому, что Вашингтон не смог бы гарантировать исход этого трибунала, так и потому, что защищающийся Саддам мог привлечь внимание общественности к некоторым фактам, о которых США сейчас вспоминать не любят (например, к нежной дружбе между самим Хусейном и рейгановской администрацией в 1980-х годах).

Наилучшим выходом из сложившейся ситуации был бы гуманный суд силами самого иракского народа, организованный правительством освобожденного Ирака. В июле 2004 года Саддам был передан временному правительству страны (оставшись при этом под охраной американских солдат), и особый трибунал, созданный специально для суда над диктатором, приступил к сбору и анализу улик его многочисленных преступлений.

40 неизвестных

В одном из первых официальных заявлений относительно формирования особого трибунала руководство Ирака пообещало включить в него только тех судей, семьи которых не пострадали в результате правления Саддама Хусейна. Это условие должно было позволить трибуналу избежать предвзятого отношения к Хусейну, а иракцам - и всему мировому сообществу, которое, несомненно, будет с интересом следить за этим процессом - избежать предвзятого отношения к трибуналу.

Насколько хорошо руководство Ирака справилось с поставленной задачей, неизвестно, так как единственная официально обнародованная информация о составе трибунала ограничивается именем его руководителя. Председательствует над судьями Раед Джухи, который, собственно, и сообщил о первом обвинении в адрес Хусейна.

Имена остальных членов трибунала (всего в него входит около 40 судей и государственных обвинителей), ради их безопасности, будут названы лишь после того, как начнется судебный процесс над Саддамом. Эти меры предосторожности совсем не лишние, так как значительная часть населения Ирака теплых чувств к ним не питает. Напомним, что в марте 2005 года один из предполагаемых членов трибунала, судья Барвиз Махмуд Марвани, был застрелен.

Трибунал наделен полномочиями рассматривать обвинения в геноциде, преступлениях против человечности и военных преступлениях, совершенных Саддамом и его приспешниками в период с 1968 по 2003 год. Эксперты отмечают, что основной обязанностью судей будет не столько доказать, что подобные преступления имели место - это могут подтвердить многочисленные свидетели и это достаточно хорошо задокументировано иракским руководством того времени, сколько установить, что ответственность за эти злодеяния должен нести непосредственно Саддам Хусейн.

Защита Саддама

Защищать Саддама на суде будет достаточно пестрая компания из примерно полутора тысяч добровольцев как из стран Запада (США, Франции, Италии), так и из мусульманских стран (Ирак, Иордания, Ливия), которую возглавляют 22 профессиональных юриста.

По всей видимости, между адвокатами Хусейна нет единодушия относительно того, кто и как должен руководить деятельностью защиты. Различные адвокаты регулярно выступают с жалобами на интриги как со стороны своих коллег, так и со стороны родственников Хусейна. Недавно о своей отставке объявил главный адвокат Саддама Хусейна Зияд аль-Хасавни. Мохаммед аль-Рашдана, его предшественник на этом посту, был смещен с него семьей Хусейна, заявившей, что адвокат лишь использует этот громкий процесс для саморекламы.

Нет у адвокатов Хусейна и единой линии защиты. Арабские адвокаты бывшего иракского лидера, судя по всему, разделяют его взгляды на иракскую операцию и на процессе намерены упирать прежде всего на незаконность вторжения в суверенный Ирак американских и британских сил, а также на незаконность самого суда над действующим президентом Ирака.

Западные же адвокаты намерены воздерживаться от критики иракской оккупации и иракского правительства, и доказывать, что нет никаких улик, подтверждающих личную причастность Саддама к действиям, в которых его обвиняют. В частности, они намерены вызвать в суд свидетелей, готовых под присягой показать, что Саддам никак не был причастен к газовой атаке на курдский города Халабжа в 1988 году, которая, скорее всего, будет фигурировать в одном из обвинений, предъявленных бывшему диктатору.

Представляется, что первая линия защиты имеет весьма небольшие шансы на успех, а что касается второй линии, то здесь позиции защитников Саддама сильнее. Юристы, ознакомившиеся с фигурирующими в деле документами, подтверждают, что те составлены весьма уклончиво и никаких свидетельств, однозначно связывающих Хусейна, к примеру, с истреблением курдов или шиитов, не существует.

Кроме группы, занимающейся непосредственно защитой бывшего иракского диктатора, существует международный Экстренный иракский комитет, ставящей своей целью обеспечить Хусейну и его соратникам справедливый суд. По мысли старшей дочери Хусейна Рагад, занимающейся защитой отца, комитет будет осуществлять политическую поддержку процесса, а адвокаты должны сосредоточиться на юридических вопросах и на политику не отвлекаться.

Преступления Саддама

Несмотря на то, что преступления Хусейна, согласно заявлениям официальных лиц Ирака, исчисляются сотнями, судить бывшего иракского диктатора - для ускорения процесса и экономии времени - будут по 12 обвинениям, в которых будут изложены главные его преступления. Официально выдвинуто пока что лишь одно из них - в казни жителей города ад-Дуджайль, где в 1982 году было осуществлено нападение на кортеж Саддама Хусейна.

Между тем более года тому назад Хусейну были предъявлены следующие, так называемые "предварительные", обвинения:

Таким образом, если предположить, что все предварительные обвинения станут официальными, неизвестными остаются еще четыре пункта.

Можно ожидать, что Хусейна обвинят в нарушении санкций ООН, допущенных при осуществлении программы "Нефть в обмен на продовольствие". Свидетелями по этому обвинению могут стать бывшие соратники Саддама, по некоторым сведениям, охотно дающие показания о его внешнеполитической деятельности.

Кроме того, возможны еще обвинения со стороны Ирана, с которым Ирак вел длительную и кровопролитную войну, и Израиля, территорию которого Ирак обстрелял ракетами "Скад" во время первой войны в Персидском заливе.

Суд

Когда начнется сам судебный процесс - неизвестно. Различные официальные лица иракского правительства полагают, что первого заседания суда следует ждать в ближайшие 2 - 6 месяцев, однако адвокаты Хусейна с этим не согласны. Они заявляют, что, во-первых, защита бывшего иракского диктатора еще не получила ни одного документа, касающегося его дела, а во-вторых, ситуация в Ираке остается слишком опасной для того, чтобы устраивать в стране столь важный процесс.

Один из адвокатов Саддама сообщил журналистам, что защита пыталась добиться переноса суда над Хусейном в какую-либо нейтральную страну - Нидерланды, Швецию, Австрию или Швейцарию. Другой адвокат заявил, что суд над Хусейном может начаться не раньше, чем через год.

Между тем адвокатам вряд ли удастся надолго отложить начало суда или перенести его в другую страну. И США, и правительство Ирака, судя по всему, стремятся как можно быстрее закрыть это неудобное дело и не склонны дожидаться, пока ситуация в стране нормализуется.

Можно предположить, что процесс будет длиться достаточно долго - для этого достаточно вспомнить хотя бы о бесконечном процессе бывшего президента Югославии Слободана Милошевича, "послужной список" которого значительно короче, чем у Саддама, и суд над которым проходит в значительно более спокойной атмосфере.

Что же касается результатов суда, то чрезвычайно сложно заподозрить, что трибунал, назначенный правительством, лояльным к оккупационным силам, внезапно объявит, что Хусейн невиновен в предъявленных ему обвинениях и, тем самым, полностью лишит гуманитарную американскую операцию каких-либо оснований.

Разумеется, Саддам будет признан виновным. Если и не по всем обвинениям, то по большинству из них - наверняка, причем большинство из возможных обвинений таковы, что практически гарантируют бывшему лидеру Ирака высшую меру наказания. Другой вопрос, будет ли она приведена в исполнение.

Первым делом, получив власть от американской гражданской администрации, временное правительство Ирака отменило введенный ею мораторий на смертную казнь. Разумеется, сделано это было во многом в расчете на бывшего иракского лидера, однако его адвокаты уверены, что каков бы ни был исход суда, смертная казнь Саддаму не грозит. Так, один из адвокатов сообщил журналистам о том, что казни Хусейна не допустят "американцы, британцы и итальянцы" и что лично президент Ирака пообещал ему, адвокату, не подписывать смертный приговор своему предшественнику.

Михаил Ткаченко

< Назад в рубрику