Вячеслав Иваньков, известный в криминальных кругах как Япончик, не виновен в убийстве двух граждан Турции. Такой вердикт 18 июля вынесли присяжные на основании показаний свидетелей обвинения. Кроме того, сыграл свою роль и тот факт, что сторону Иванькова приняли некоторые известные артисты.
"Иваньков вор, но вор честный", - заявил вскоре после начала судебного процесса популярный шансонье Вилли Токарев, лично знакомый с Япончиком. Таким парадоксальным образом артист пытался довести до сведения общественности мысль о том, что Япончик никого не убивал, а преступления хоть и совершал, но - исключительно в рамках своей "профессии", которой всегда был верен. Профессией же этой были кражи.
Первый срок Вячеслав Иваньков получил в 1966 году. Тогда ему было 26 лет. Однако, по данным милиции, воровать Иваньков начал с 14 лет и, дорожа своим воровским реноме, уже тогда решил ни за что и ни под каким видом нигде не работать. И своему решению он никогда не изменил, из всех видов добывания средств используя только незаконные. За что, разумеется, регулярно садился в тюрьму.
Однако это не лишило его интереса к жизни и даже к искусству. Япончик активно заводил знакомства не только среди общественных деятелей, но и среди артистов эстрады. И это сослужило Япончику хорошую службу. В 1981 году Иваньков в очередной раз лишился свободы. Он был осужден на 14 лет, но уже в 1991 году был освобожден. Тогда за вора в законе ходатайствовали известные певцы, артисты, правозащитники.
После выхода из тюрьмы Япончик решил покинуть холодную Родину. Проведя в России меньше года, он вместе со съемочной группой режиссера Ролана Быкова вылетел в США. Там он и остался, для упрочнения своего положения заключив брак с американской гражданкой.
Сразу после появления Иванькова в Нью-Йорке в Бруклине заметно возросло количество заказных убийств выходцев из бывшего СССР. По данным ФБР, в основном погибали люди, чем-то неугодные Япончику. Но хотя за криминальным авторитетом велось наблюдение, арестовать его не удавалось. Лишь в 1995 году представился подходящий случай. Тогда к Япончику с просьбой решить небольшую финансовую проблему обратились знакомые. По их словам, два предпринимателя, тесно связанные с "Чара-банком", получили от этого банка крупную сумму, после чего скрылись в США.
Япончик потребовал, чтобы бизнесмены вернули деньги. И вскоре был арестован по обвинению в вымогательстве. В 1997 году суд США приговорил его к девяти годам и семи месяцам заключения. В 2004 году, после девятилетнего заключения (семь месяцев ему "скостили" за примерное поведение), он был экстрадирован в Россию по запросу Генпрокуратуры.
Разговоры о "кровавых" подвигах Япончика в России тоже ходили давно, но доказать его причастность к таким преступлениям не удавалось. Лишь в 2000 году положение дел изменилось - у следствия по делу об убийстве двоих граждан Турции появились свидетели, по фото опознавшие в убийце Япончика. Тогда-то Генпрокуратура и направила в США запрос об экстрадиции Иванькова, а прокуратура Москвы заочно предъявила Иванькову обвинение в убийстве.
Суть дела была такова: в феврале 1992 года Иваньков вместе со своим другом, "вором в законе" Вячеславом Сливой, сидел в ресторане "Фидан" на Рязанском шоссе. После того как оба авторитета пообедали и собрались выходить, у раздевалки ресторана началась перестрелка. По версии следствия, Иваньков обиделся на трех турков за то, что те отказались пропустить его к гардеробщику первым, и застрелил двоих из них, а третьего ранил. Сам Иваньков утверждает, что никого не убивал.
Это дело с самого начала вызывало серьезные сомнения в части доказательств у всех, кто следил за процессом. Больше того, о том, что дело не имеет судебных перспектив, еще на стадии предварительных слушаний заявил следователь Моспрокуратуры Давид Оганян. Следствие утверждало, что опознал Иванькова охранник, который в тот день дежурил на входе у ресторана. Однако в суде этот свидетель заявил, что Иваньков вовсе не похож на того убийцу. Утверждения прокуратуры не подтвердили и другие свидетели обвинения.
Кроме того, за Иванькова опять вступились. В невиновности Япончика уверял журналистов певец Вилли Токарев. Кстати, Токарев даже написал песню, чтобы поддержать Иванькова во время судебного процесса. Текст и аудиозапись этой песни, призывающей Япончика "подождать еще немного", были переданы Токаревым в суд. Желание написать песню про Япончика выразил и певец Александр Кальянов, также побывавший в суде. "Меня очень волнует его судьба. Тем более, в деле много непонятного", - объяснил артист.
Вообще говоря, особого воздействия на общественное мнение и не требовалось. Дело разваливалось на глазах. 18 июля все 12 присяжных единогласно признали Япончика не виновным в инкриминируемом ему преступлении. Иваньков был освобожден прямо в зале суда - ведь после такого вердикта приговор, вынесение которого было назначено на 19 июля, превратился в простую формальность.
Любопытно, что если бы прокуратура прекратила дело в связи с истечением срока давности по совершенному преступлению, то Иваньков, хотя все равно был бы освобожден от уголовной ответственности, был бы хотя бы признан виновным. Однако прокуратура прекращать дело не стала. "Вот они и нарвались на оправдательный приговор",– слегка позлорадствовал адвокат Иванькова Юрий Ракитин.
Впрочем, прокуратура Москвы твердо намерена обжаловать решение суда.
А чем теперь займется сам Вячеслав Иваньков, неизвестно. Не исключено, что литературной деятельностью. Адвокаты Япончика сообщили журналистам, что, находясь в заключении, он написал цикл стихов, а также сказки для детей и автобиографический роман под рабочим названием "Против ветра".
Мария Мстиславкая