19 июля в одном из самых мирных районов Чечни, Надтеречном, произошел крупный и очень хорошо спланированный теракт. Вчерашние события в Знаменском не могут не напомнить о другом теракте, который был совершен в том же самом селе два года назад и послужил началом целой серии взрывов, быстро докатившейся до Москвы.
Общественность, как обычно, успокаивают, семьям погибших обещают крупные денежные компенсации, а 21 июля в Чечне объявлено днем траура. Однако конец ли это страшной истории или только начало?
Интересно, что некоторые представители правоохранительных органов говорят о вчерашних событиях в Знаменском как о свидетельстве ослабления сил боевиков, однако эти заявления, которые должны были бы звучать утешительно, производят действие прямо противоположное. Так, командир чеченского ОМОНа Руслан Ахмадов отметил, что у боевиков нет сил на крупномасштабные военные операции, поскольку мирные чеченские жители устали от войны и больше не оказывают им поддержки. "Поэтому боевикам остается только взрывать", - фаталистически заключил Ахмадов. "И, судя по всему, они намерены вновь этим заняться", - добавил глава ОМОНа для тех, кто еще чего-то не понял.
Ахмадов также сообщил, что, по оперативной информации, для этих целей боевики подготовили 15 террористов-смертников, мужчин и женщин, отмечает газета "Коммерсант". Министр внутренних дел Чечни Руслан Алханов эту информацию опроверг, однако уже сегодня сотрудники ФСБ предотвратили попытку совершения в Самаре серии терактов. Как сообщили ИТАР-ТАСС в пресс-службе управления ФСБ РФ по Самарской области, "одна из северокавказских организованных преступных группировок планировала совершить в Самаре серию взрывов с использованием самодельных взрывных устройств".
Заместитель министра внутренних дел республики Ахмед Дакаев отметил, что, по одной из версий следствия, теракт в Знаменском - не более чем тщетная попытка запугать руководство МВД и сотрудников милиции, которые в последний год так доблестно сражаются с бандформированиями, что перешли в наступление. То есть опять же получается, что вчерашний теракт - свидетельство слабости боевиков.
В то же время с весьма оптимистичными заявлениями выступил президент Чечни Алу Алханов. По его словам, по подозрению в совершении теракта в Знаменском уже "есть задержанные". При этом Алханов подчеркнул, что известны имена не только исполнителей, но и организаторов терактов, однако назвать их в интересах следствия, как сообщает "Интерфакс", он отказался. "Что касается заказчиков, то в этом нет никакого сомнения, что заказчиками являются Басаев и отморозки", - заявил тот же Алханов ранее. В МВД Чечни, по данным газеты "Труд", раскрыть имена боевиков обещали до конца текущей недели.
Так или иначе, остается надеяться на спецоперации, запланированные, по сообщению ИА Regnum, МВД и УФСБ Чечни для предотвращения новых терактов.
Работающая на месте событий следственная бригада, как сообщает "Кавказский узел", восстановила картину событий. Накануне днем, в 12 часов 49 минут по московскому времени, в дежурную часть Надтеречного РОВД поступило радиосообщение от сотрудника территориального отделения милиции, в котором говорилось, что в селе Знаменское на улице Лесной у дома 29 из автомашины "Жигули" без номерных знаков неизвестные люди открыли огонь по автомашине УАЗ с милиционерами. На место событий сразу выехали четыре служебных машины с руководством РОВД и следственной группой, которые обнаружили в Знаменском УАЗ с трупом неизвестного человека, одетого в форму. В 13 часов 10 минут по московскому времени, когда взрывотехник Бислан Топчаев приготовил инструмент для осмотра автомобиля, взорвалась спрятанная в машине самодельная бомба мощностью 10 килограммов в тротиловом эквиваленте.
В результате 15 человек, среди которых десять сотрудников милиции, сотрудник ФСБ, двое детей, женщина и пенсионер, погибли и еще несколько десятков получили ранения различной степени тяжести. По словам Дакаева, все погибшие милиционеры - офицеры, в числе которых руководители отделов и подразделений райотдела милиции: начальники уголовного розыска, паспортно-визовой службы, криминальной милиции, заместитель начальника изолятора временного содержания, командир огневого взвода.
Данные о пострадавших до сих пор разнятся - депутат Государственной Думы Ахмар Завгаев, прибывший в Надтеречный район сразу после теракта, заявил о 27 раненых, а директор Центра медицины катастроф при Минздраве Чечни Умар Ахъядов в интервью ИТАР-ТАСС сказал, что с травмами различной степени тяжести обратились 37 человек (позднее одна женщина скончалась в больнице). НТВотмечает, что среди раненых четыре ребенка. Пострадавшие госпитализированы в больницы Знаменского, Моздока и Ростова-на-Дону. Пять тяжелораненых будут доставлены в Москву.
В МВД отмечают, что боевики несколько изменили свой обычный почерк. "Обычно они подрывают машины, а рядом закладывают дополнительный фугас - для следователей. У нас это называют методом двойного подрыва. А тут подрыв был одинарный, но с не менее тяжкими последствиями", - подчеркнули в министерстве. Для подрыва УАЗа, отмечает "Кавказский узел", использовался 152-миллиметровый артиллерийский снаряд, усиленный пластитом и смесью селитры и алюминиевой пудры, который приводился в действие с помощью радиосигнала.
Едва ли не самое темное место в этой истории - тело неизвестного мужчины, помещенное боевиками в автомобиль. Очевидно только одно - труп в милицейской форме использовался боевиками как приманка и должен был служить доказательством того, что машина действительно принадлежала милиционерам.
"Теракт был тщательно подготовлен, судя по тому, что взрыв совершен с помощью мины-ловушки, заложенной в автомобиль, в котором находился труп убитого военнослужащего. В настоящее время мы устанавливаем личность убитого военнослужащего", - цитирует "Страна.Ru" слова генерального прокурора России Николая Шепеля.
В то же время другие источники высказываются более туманно. "Кавказский узел" цитирует источник в МВД Чечни, который заявил, что "боевики купили или, например, угнали где-то УАЗ. Заминировали его в Ачхой-Мартане, посадили за руль человека в форме и отправили в Знаменское. Затем сообщники передали диверсанту военнослужащего, захваченного в плен. Именно его и расстреляли в УАЗе". Кого захватили, кого убили и кого куда посадили, неясно.
Личность погибшего до сих пор не установлена, так что был ли он действительно сотрудником правоохранительных органов, неизвестно. Зато есть некоторая информация об автомобиле, который был заминирован террористами. Следователи выяснили, что УАЗ боевики пригнали в Знаменское из селения Ачхой-Мартан. По сведениям "Коммерсанта", был обнаружен и допрошен человек, которому машина до недавнего времени принадлежала. Теперь известно, что он продал УАЗ, оформив на него простую доверенность.
Однако решающим для следствия, как сообщает НТВ, стала информация местных жителей о подозрительной женщине, которая появилась на автобусной остановке в Знаменском незадолго до взрыва. Неизвестная разговаривала с кем-то по мобильному телефону, а когда машина взлетела на воздух, вместо того, чтобы помочь пострадавшим, постаралась скрыться. Именно эти сообщения вроде бы вывели органы на след террористов.
Уголовное дело возбуждено по четырем статьям УК РФ: 205 (терроризм), 317 (покушение на жизнь сотрудников правоохранительных органов), 105 (умышленное убийство) и 223 (незаконное изготовление взрывчатых веществ).
В главном штабе внутренних войск МВД России "Кавказскому узлу" заявили, что возможность теракта в Знаменском определили три фактора. "Первое - снижение боеготовности внутренних войск из-за того, что районы считаются спокойными и служба медом начинает казаться. Второе - отказ от проведения инженерной разведки в населенных пунктах, что является прямой виной военного коменданта района. И третье - общее разгильдяйство военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов, которые, видимо, посчитали, что война закончена. Непроведение инженерной разведки в населенном пункте - это преступление", - подчеркнул один из старших офицеров в Ханкале.
Он пояснил, что в станицах трех районов - Надтеречного, Шелковского и Наурского, которые считаются достаточно спокойными, инженерную разведку никто не производит. "Жители этих районов крайне негативно относятся к появлению любого военного в форме на улице, поэтому мы отказались от проведения инженерной разведки внутри селений", - сообщил источник, который теперь, естественно, называет это решение ошибкой.
По его словам, после того как "армия ушла в горы", внутренние войска МВД РФ не справляются с боевиками "на равнине". "У них нет такого количества профессионально подготовленных саперов, снайперов и военнослужащих других войсковых специальностей", - отметил он.
Выходит, теракт в Знаменском 2003 года не убедил власти и правоохранительные органы, что в Чечне все же идет война и что тут могут взрывать автомобили и убивать мирных жителей. Неудивительно, что боевики решили все-таки довести до сведения соответствующих инстанций эту нехитрую мысль.
Конечно, два года назад все было не совсем так - даже страшнее. Тогда, 12 мая 2003 года, в центре села взорвался начиненный взрывчаткой автомобиль "КамАЗ", которым управлял террорист-смертник. В результате взрыва были разрушены здания администрации Надтеречного района, УФСБ, а также несколько жилых домов, погибли около 60 человек и еще около 300 получили ранения. Однако и сходств очень много.
Тогда, как и сейчас, кого-то быстро задержали и уверяли, что все в порядке. И сумма выплат семьям пострадавших была такая же - 100 тысяч рублей. Хотелось бы, чтобы на этом сходства закончились, поскольку именно тогда, как считают в милиции, Шамиль Басаев отправил смертниц для взрывов персонала военного аэродрома и военного госпиталя в Моздоке, а также для терактов на фестивале "Крылья", Тверской улице и у гостиницы "Националь" в Москве.
В итоге 5 июня 2003 года в результате взрыва автобуса с персоналом военного аэродрома Моздока погибли 19 человек, еще 24 получили ранения. Ровно через месяц две террористки-смертницы подорвали себя в толпе у входа на территорию аэродрома, где проходил рок-фестиваль "Крылья". В Тушино погибли 14 человек, десятки были ранены. Еще через пять дней сотрудники вневедомственной охраны у кафе "Имбирь" на 1-й Тверской-Ямской улице в Москве задержали уроженку Чечни Зарему Мужихоеву, когда она намеревалась привести в действие взрывное устройство. А зимой того же года, 9 декабря, в центре российской столицы, у гостиницы "Националь", вновь произошел взрыв, при котором шесть человек погибли и 14 получили ранения.