В четверг московские власти приподнесли очередной сюприз столичным водителям. Источник в департаменте транспорта и связи Москвы сообщил, что в следующем году на рассмотрение столичного правительства поступит проект закона "О регулировании передвижения автотранспортных средств на отдельных городских территориях". Этот документ, концепцию которого подписал вице-мэр Валерий Шанцев, должен значительно ограничить движение автомобилей в некоторых районах Москвы.
Какие именно районы Москвы планируется "разгрузить", не знают, похоже, даже авторы этой идеи. Как пишет газета "Труд", разработчикам законопроекта пока поручено лишь "определить критерии" для выбора таких территорий.
Нет ясности и со способами, призванными ограничить движение в этих районах. Как вариант предлагается по четным числам пропускать на "запретные" территории только автомобили с четными номерами, а по нечетным - всех остальных. Другой способ - разрешать движение по этим районам лишь машинам со спецпропусками.
Известно также, что в отдельных районах будет запрещена или значительно ограничена стоянка автомобилей. Кроме того, будет определен перечень машин и спецтехники, которым в любое время будет разрешен беспрепятственный въезд. Это, к примеру, автомобили "Скорой помощи", милиции и пожарной охраны.
Московские власти уверены, что после принятия нового закона в столице дорожная обстановка изменится к лучшему. В выбранных районах количество транспорта уменьшится на 10-30 процентов, на 20-40 процентов повысится средняя скорость движения и на столько же снизится выброс загрязняющих веществ в атмосферу. В том, что эти цели действительно будут достигнуты, источник в департаменте транспорта и связи не сомневается, ссылаясь на заграничный опыт. "Подобная практика существует во многих странах и приносит свои результаты - пробок становится значительно меньше, и экологическая составляющая улучшается".
Не исключено, что после принятия нового закона получится "как всегда". Для этого достаточно вспомнить запрет на движение большегрузных автомобилей внутри Третьего кольца. После того как этот документ вступил в силу, на многих проспектах с утра появлялись инспекторы ДПС, "тормозящие" грузовики на пути в центр. Нередко остановленные "фуры" перекрывали половину проезжей части и собирали после себя километровые пробки.
Очень вероятно, что контроль за исполнением нового закона тоже возьмут на себя сотрудники ГАИ, а пробки будут появляться перед въездом в "запретный" район и утром, и вечером.
Хуже всего, пожалуй, придется тем, для кого в теории и придуман новый закон - жителям районов, в которых будет ограничено движение транспорта. По идее, все они должны легко получить пропуска и беспрепятственно добираться домой на своих автомобилях. Однако далеко не все москвичи живут по месту своей регистрации, и это обстоятельство непременно осложнит получение заветной бумаги.
Но самое интересное в новом законе - запрет на стоянку автомобилей. Тут сразу вспоминается массовый снос автостоянок и гаражных кооперативов, который сейчас происходит по всей Москве. На месте старых гаражей действительно появляются многоэтажные парковки, а "выселенным" автовладельцам действительно выплачивают денежные компенсации. Только вот их размера не хватает даже на десятую долю машиноместа в новом паркинге. Места для парковки во дворах уже не осталось, а если стоянку и вовсе запретят...
И наконец обратимся к целям, которые поставило перед собой московское правительство. Среди них особенно следует обратить внимание на "повышение скорости на 20-40 процентов". Сейчас в часы "пик" средняя скорость движения по столице не превышает десяти километров в час. Если все получится, то "отдельные районы" "разгонятся" аж до четырнадцати.
На самом деле, московским властям пробки нужны ничуть не больше, чем автовладельцам. И, судя по многочисленным заявлением Юрия Лужкова, чиновники понимают, что нередко причиной заторов является не желание автовладельцев "постоять", а неудовлетворительная работа сотрудников ГАИ, малая площадь дорог, недостаток развязок или мест для парковки.
Надо вспомнить, что московские власти значительно разгрузили город в 90-х годах, построив многополосную МКАД, а несколько лет назад - замкнув Третье транспортное кольцо. Центру стало легче "дышать" после того, как ограничили въезд грузовиков. И вполне возможно, что новый план столичного правительства будет осуществлен должным образом, и пробок на московских дорогах снова станет меньше.
Как ни странно, в европейских и американских городах, где автомобилей намного больше, чем в Москве, пробок зачастую меньше. Секрет движения американских городов очень прост - большое количество дорог. К примеру, весь Вашингтон пронизан параллельными улицами, находящимися друг от друга на расстоянии около 200 метров. Поэтому, если на одной дороге образуется затор, можно тут же с нее свернуть и поехать по другой.
В европейских городах дорог намного меньше, а проезжие части уже, чем в Америке. Однако в Старом Свете от пробок спасает культура самих водителей. Например в Париже, как только загорается зеленый свет, тут же трогаются и разгоняются все машины, стоявшие на светофоре. В Москве же водитель отпускает тормоз только после того, как тронется стоявшая перед ним машина.
Важно, что в Европе нет автомобилей, припаркованных на проезжей части. Тут секрет тоже прост - во всех крупных городах есть тысячи мест для парковки на наземных и подземных стоянках. Собственные паркинги есть у жилых домов, офисов, магазинов, отелей. А в Москве зачастую остановиться просто негде.
Не лишним будет напомнить, что ни в одной европейской столице нет постов ГАИ на въезде в город. У нас же сотрудники ДПС зачастую перегораживают половину дороги и тормозят поток автомобилей, останавливая машины для "проверки документов".
Что касается заграничного опыта в области "запретных" районов, то такие, к примеру, существуют в историческом центре итальянской Болоньи. Въезд туда без пропуска запрещен с семи утра до восьми вечера во все дни кроме субботы. Если нет пропуска, попасть на машине в центр можно, предоставив документ, подтверждающий резервацию в отеле или другие бумаги, обосновывающие необходимость въезда. Ограничения, действующие в Болонье, вполне логичны и обоснованы. А вот московским гаишникам, возможно, не раз придется объяснять автолюбителям, что нельзя ездить в гости к родителям по нечетным числам на машине с четными номерами.
Очевидно, что на предложение построить сеть подземных паркингов московские чиновники ответят "нет денег". Тогда можно предложить опыт американского города Себастополя (Sebastopol), который находится недалеко от Сан-Франциско. На сайте городской администрации есть страница, посвященная рационализации дорожного движения. Каждый житель города, недовольный шумом дороги, высокой аварийностью, отсутствием пешеходного перехода или чем-то еще, может подать заявление на рассмотрение специальной комиссии. Заявление платное и обойдется себастопольцу в сто долларов США. После рассмотрения бумаги комиссия по крайней мере даст ее автору полезный совет.
Затем, если потребуется, комиссия привлечет инженеров для того, чтобы поставить светофор, построить переход или расширить проезжую часть. Городские власти извиняются, что на такие проекты денег у них не хватает. И за эту работу у недовольного дорожным движением жителя Себастополя попросят уже 750 долларов.
Если, основываясь на заграничном опыте, такую практику внедрить в Москве, длина пробок, может быть и не уменьшится, не появится новых переходов и светофоров. Зато уменьшится количество недовольных.
Дмитрий Ларченко