В ночь на субботу 23 июля на одном из самых известных и популярных египетских курортов произошла серия взрывов, жертвами которых стали более 80 человек. Взрывы в Шарм-эль-Шейхе стали самой серьезной акцией террористов с 1997 года, когда экстремисты убили возле Луксора 58 иностранных туристов и четверых египтян.
Согласно официальной информации, всего в Шарм-эль-Шейхе произошли три взрыва, один - в отеле Ghazala Gardens, в главный корпус которого врезался террорист-смертник на начиненном взрывчаткой автомобиле, второй - на стоянке у отеля Movenpick Jolie Ville, где другой террорист оставил пакет с взрывчаткой, и третий - на стоянке маршрутных такси у Старого рынка.
Как предполагают, у старого рынка взорвалась заминированная машина, подобная той, при помощи которой был осуществлен взрыв в отеле Ghazala Gardens. По всей видимости, террористы направлялись на ней к другому отелю, по которому должны были нанести удар, однако из-за дорожных пробок или еще по какой-либо причине не успели доехать до цели и выбрали для взрыва наиболее многолюдное из доступных им мест. Всего, по приблизительным подсчетам, террористами было использовано до 500 килограммов взрывчатки.
По предварительным сведениям, акция террористам вполне "удалась" - по последним данным, число погибших в результате терактов достигло 88 человек, число раненых превышает 200 человек. Большинство погибших - египтяне, хотя, по разным сведениям, среди жертв терактов могут граждане из Великобритании, Голландии, Саудовской Аравии, Катара и Турции. Ранения получил также один российский турист.
Сразу после терактов ответственность за взрывы взяла на себя некая ячейка "Аль-Каеды". По одним сведениям, это ранее неизвестная "Организация "Аль-Каеды" в Леванте и Египте", по другим - "Бригады "Аль-Каеды" Абдуллы Аззама в Сирии и Египте". Было заявлено, что взрывы являются местью за все преступления, совершенные против мусульман.
На следующий день о своей ответственности за теракты объявила третья группировка, также ранее неизвестная - "Моджахеды Египта". В заявлении "моджахедов" говорится, что теракты устроили именно они, а не "Организация "Аль-Каеды" в Леванте и Египте", и что все иностранцы должны убираться из Египта.
Насколько серьезно следует воспринимать все эти заявления - неизвестно. Все они появились на малоизвестных экстремистских интернет-сайтах, в то время как основные сайты террористов "Аль-Каеды" пока никак не комментируют египетские события. Стоит отметить, что после каждого крупного теракта о своей ответственности за него заявляют различные малоизвестные или вовсе неизвестные террористические группировки. Что же касается действительных его исполнителей, то часто они сообщают о себе лишь через некоторое время, либо не сообщают вообще.
В результате ряда спецопераций на Синайском полуострове задержаны уже более 90 человек, подозреваемых в причастности к произошедшему.
По последним сведениям, в деле о взрывах на курорте Шарм-эль-Шейх появился "пакистанский след" - полиция распространяет фотографии нескольких выходцев из Пакистана (по разным сведениям, от шести до девяти человек), остановившихся в одном из отелей Шарм-эль-Шейха (не пострадавшем от терактов) и пропавших после взрывов. Как предполагают, именно они могут оказаться непосредственными исполнителями терактов.
Существует опасение, что по меньшей мере три террориста, осуществивших взрывы, могли остаться в живых и в настоящий момент готовят новые теракты - речь идет о двух людях, оставивших заминированную машину у Старого рынка, а также о том человеке, который оставил пакет с взрывчаткой на стоянке у отеля Movenpick Jolie Ville.
Как именно террористы смогли провезти такое количество взрывчатки на курорт, считающийся одним из наиболее охраняемых туристических объектов в Египте, неизвестно. По предварительной версии, машины проникли в Шарм-эль-Шейх по пустыне, минуя дороги и КПП полиции. Находившаяся в них взрывчатка была скрыта под овощами.
По одной из версий, теракты в Шарм-эль-Шейхе могут оказаться связанными с прошлогодними терактами в Табе, в результате которых погибли 34 человека. Полиция уже взяла ДНК-пробы у родственников людей, подозреваемых в причастности к взрывам в Табе, чтобы сравнить их с ДНК останков террористов-смертников, извлеченных из-под обломков отеля Ghazala Gardens.
Так же, как и в случае с терактами в Табе, полиция подозревает, что помощь террористам, устроившим взрывы в Шарм-эль-Шейхе, могли оказать бедуины. Уже идет интенсивная проверка бедуинских деревень, находящихся недалеко от курорта, в которых, как подозревают, могут укрываться исполнители терактов.
Напомним, что тогда, по официальной версии, теракты на границе с Израилем организовала палестинская террористическая группировка, направившая их против израильтян. В случае же с Шарм-эль-Шейхом, как отметили источники в полиции, может оказаться важным то обстоятельство, что взрывы в Египте практически совпадают по времени с серией терактов в Великобритании. Учитывая, что в обеих странах в организации терактов подозревают выходцев из Пакистана, речь может идти о глобальной, хорошо скоординированной акции.
Несмотря на все возможные политические причины, вызвавшие этот теракт, и политические заявления, которые он может породить, основной удар террористы нанесли не по "политике", а по "экономике" - по туристической отрасли страны. Несомненно, значительная часть иностранцев, находящихся в Египте, после терактов в Шарм-эль-Шейхе покинет страну.
Еще больше потенциальных туристов из стран Западной Европы и США пересмотрят свои планы и решат воздержаться от посещения страны, оказавшейся на передовой террористической войны, и Египет, в котором доход от туризма является чуть ли не основным источником поступлений в бюджет, может опустеть, как после теракта в Луксоре.
Некоторым утешением для египтян может служить лишь то обстоятельство, что уж одного-то источника туристов они точно не лишатся. Как показывает практика, граждане бывшего Советского Союза не дадут испортить себе отпуск ни природным катаклизмам, ни международному терроризму.
Михаил Ткаченко