Наука и техника
00:40, 28 июля 2005

Янки, гоу бэк США легко отразили первое же антиамериканское выступление стран - членов ШОС

США отыграли у Шанхайской организации сотрудничества одну авиабазу - "Ганчи", которая расположена в аэропорту "Манас" в Киргизии. Выводить ее не будут. Об этом в понедельник по окончании переговоров с главой Пентагона Доналдом Рамсфелдом заявил исполняющий обязанности министра обороны Киргизии Исмаил Исаков.

Партия, которую американцы продолжают разыгрывать вот уже несколько лет, идет на поле, на котором традиционно инициатива была за Россией (правопреемницей СССР) - в Средней Азии. За эти годы многое изменилось. Появились новые влиятельные игроки - Китай, Индия, Пакистан. Другие, такие как Россия, теряют свои позиции одну за другой. В начале июля, собравшись вместе, Россия, Китай, Казахстан, Узбекистан, Таджикистан и Киргизия предприняли атаку на позиции США. Однако Америка сумела легко отбить завоеванное обратно. Судя по всему, дело решила старая добрая гвардия - американские доллары.

Напомним, на саммите Шанхайской организации сотрудничества, который прошел в Астане 5 июля, страны-участницы приняли заявление, в котором Америке довольно ощутимо намекнули, что ее военное присутствие в регионе пора заканчивать. Члены ШОС "считают необходимым, учитывая завершение активной фазы антитеррористической операции в Афганистане, чтобы соответствующие участники коалиции определились с конечными сроками временного использования объектов инфраструктуры и пребывания военных контингентов на территориях стран - членов ШОС", - говорилось в документе. Другими словами, "когда же вы уже отсюда уйдете?", спросили у США государства, почувствовавшие себя силой, способной осадить самих американцев. "Никогда, потому что вы в нас нуждаетесь", - ответили те. И это совершенная правда.

После саммита официальные лица трех стран, непосредственно причастных к американскому присутствию в Средней Азии - Киргизии (авиабаза "Ганчи"), Узбекистана (авиабаза "Ханабад") и Таджикистана (в Душанбе находится база, на которой дислоцированы военные из Германии и Франции) сделали заявления, подтвердившие твердость намерений избавиться от американских военных. Смысл всех заявлений сводился к одному - спасибо, нам больше ваши военные не нужны, мы уж как-нибудь сами, тем более, что в Афганистане работы для американцев уже почти не осталось - там теперь царят демократия и правопорядок.

Доналд Рамсфелд на пресс-конференции в Бишкеке. Кадр телеканала "Россия", архив
Lenta.ru

И пусть на деле аргументы лидеров стран ШОС не выдерживают критики - ведь никакой стабилизации в Афганистане не было и нет. Да, там выбрали президента, но выборы в парламент еще впереди, и проведение их также потребует колоссальных усилий от США (правда, президент Бакиев, выступая по российскому телевидению, почему-то заявил, что законодательный орган Афганистана уже тоже выбрали). Да, отряды движения "Талибан" терпят поражение за поражением, и талибы уже вынуждены силой набирать в свою армию детей, однако они продолжают нападать на правительственные учреждения, устраивать теракты против американских солдат, в общем, существенно дестабилизировать обстановку.

Удивительно было другое - три среднеазиатских страны, выступив с заявлениями проти военного присутствия США на своей территории, продемонстировали, что способны пожертвовать сиюминутной выгодой ради достижения общерегиональных интересов. Ведь известно, что Пентагон щедро платит по счетам. Только Киргизии американские военные ежегодно перечисляют 45 миллионов долларов за пользование землей и инфраструктурой "Манаса", добавляя к этому еще 25 миллионов за заправку самолетов горючим. На этом фоне решительные слова, прозвучавшие из Бишкека, Душанбе и Ташкента, казались особенно весомыми - жертвуя собственной выгодой, страны ШОС доказывали всему миру, что они серьезные внешнеполитические игроки в своем регионе.

Но видимо, это была игра ради игры. Те же киргизы очень скоро дали понять, что все их заявления следует понимать на особенный лад. Министр иностранных дел Киргизии Роза Отунбаева в интервью журналу Welt так и заявила - принятое в Астане заявление является скорее началом диалога, а не концом дружбы. Что ж, диалога так диалога - беседовать в Бишкек поехал министр обороны США Доналд Рамсфелд. Какие аргументы в пользу американских баз привел он в этой беседе, остается неизвестным, но зато итог этого разговора известен всем.

Можно, правда, попытаться угадать. К примеру, одной из причин, по которой Киргизия и Узбекистан захотели избавиться от американского присутствия, были события в Андижане. Узбекского лидера Ислама Каримова американцы обвинили в жестоком подавлении "народного восстания" в Ферганской долине. Обвинения, исходящие от супердержавы, само по себе дело довольно неприятное, но когда они звучат в присутствии американских военных - это может испортить настроение кому угодно.

Истребитель США на авиабазе "Ганчи" в киргизском аэропорту "Манас". Кадр телеканала "Россия", архив
Lenta.ru

Обвинения привели к тому, что Узбекистан не только активно включился в процесс "вывода американцев из региона", но и стал оказывать соответствующее давление на соседей. Формально между Ташкентом и Бишкеком существует неурегулированная проблема - беженцы, которые оказались в Киргизии, опасаясь преследования узбекских властей. Ташкент настаивает на их возвращении на родину, но Бишкек не возвращает их, понимая, что ждет этих людей в Узбекистане.

"Мы находимся между двух фронтов. С одной стороны, есть Международная конвенция по делам беженцев, которую Киргизия не хочет нарушать, с другой - могущественное соседнее государство Узбекистан, с которым страна связана рядом договоров и с которым нужно сосуществовать... Если Узбекистан зимой отключит нам газ и старенькие бабушки начнут умирать от переохлаждения, то это подорвет основы нашей революции", - рассказала министр иностранных дел Киргизии Роза Отунбаева в интервью журналу Welt.

Возможно, Дональд Рамсфелд во время своего визита предложил Бишкеку это уладить. Каким образом - неизвестно. Возможно, учитывая, что проблему с "Ханабадом" Пентагону также придется решать, речь может идти о каких-либо гарантиях безопасности для правительства Ислама Каримова (которое, к тому же, опасается будущих революций, инициированных из-за рубежа). Так или иначе, министр обороны США каким-то образом, скорее всего, гарантировал Бишкеку защиту от давления со стороны Ташкента.

И, наконец, главное - в среду в киргизской прессе появились слухи о том, что Киргизия получит от США беспроцентный кредит размером в 200 миллионов долларов. Если это окажется правдой, то Бишкек получил от США прямо-таки царский подарок - 200 миллионов долларов, это около 60 процентов годового бюджета Киргизии, что для президента и правительства могло стать решающим аргументом в этой игре.

По окончании визита в Бишкек Рамсфелд отправился на переговоры с другим сторонником вывода баз с территории стран ШОС - Таджикистаном. Это государство также активно сыпало заявлениями о никчемности американских военных в Средней Азии. Что предложил Доналд Рамсфелд Таджикистану, также неизвестно, но сразу по окончании переговоров с ним глава МИД Таджикистана Талбак Назаров заявил, что его страна "до настоящего времени исправно выполняет свои обязательства, принятые в 2001 году перед странами-членами антитеррористической коалиции", и что власти "впредь намерены не отходить от своих обязательств".

Су-27 взлетают с авиабазы в Канте. Кадр телеканала НТВ, архив
Lenta.ru

К слову сказать, Россия, которую американцы почти открыто обвиняли в том, что именно с ее подачи среднеазиатские страны стали выпроваживать американские базы со своей территории, в эти дни окончательно утвердила статус собственной авиабазы в Киргизии. Госдума приняла закон "О ратификации соглашения между Российской Федерацией и Киргизской республикой о статусе и условиях пребывания российской авиационной базы на территории Киргизской республики" 8 июля 2005 года, Совет Федерации одобрил его 13 июля, а Путин узаконил российское военное присутствие в Киргизии 21 числа.

Авиабазу в городе Канте создали согласно договору, подписанному в Москве 22 сентября 2003 года. Российский военный аэродром, согласно этому документу, будут оплачивать обе страны в определенных пропорциях - на нем будут базироваться авиационные части обеих стран. При этом Киргизия берет на себя обязательства по созданию всех условий для нормального функционирования базы, бесперебойному обеспечению ее каналами связи, предоставлению электроэнергии и воды на безвозмездной основе.

В этом смысле наличие двух баз-соперниц на одной территории для Киргизии - также довольно выгодное дело. С 1991 года США предоставили стране помощь на 750 миллионов долларов, и теперь, на время присоединившись к "противникам баз", Бишкек заработал еще 200 миллионов. Что ж, географическое положение помогало в истории человечества выживать не одной стране...

Павел Аксенов

< Назад в рубрику