Среда 27 июля, в отличие от вторника, стала днем радостных автоновостей. Московский приказ о "зачистке" автомобилей без номеров назвали незаконным, дороги обещали улучшить, процедуру техосмотра и регистрации автомобилей - упростить. Настораживает одно - непопулярные меры (лишение прав за езду без номеров) уже на бумаге и подписаны, а перемены к лучшему лишь обещаны.
О том, что дороги в России станут лучше, сегодня на пресс-конференции заявил министр транспорта РФ Игорь Левитин. Левитин обещал покупать материалы для дорожных покрытий только по конкурсу - самые лучшие. А если дорога "сломается" - поставщики будут ремонтировать ее за свой счет - их обяжут предоставлять пятилетнюю гарантию на материалы. Кроме того, контролировать состояние дороги будет не та организация, что ее "чинила" - а третья сторона, которой не выгодно закрывать глаза на недостатки.
В общем, все замечательно. Кроме одной фразы, которая вместе с этими обещаниями фигурирует в сообщении агентства "Интерфакс": "Росавтодор планирует до осени подготовить ряд документов". То есть, соответствующие правила еще не только не приняты, но и не написаны. А обещанного, как извесно, ждут обычно чуть дольше, чем "до осени".
C другой стороны, Росавтодору (Федеральному агентству) сейчас очень нужно показать свою эффективность. Ведь именно это ведомство сегодня на своей пресс-конференции упомянул глава аппарата правительства РФ Сергей Нарышкин. Нарышкин сейчас главный по административной реформе, и в его полномочия в частности входит борьба с бюрократией в нашем государстве. И Росавтодор был упомянут им именно в этой связи, передает РБК.
box#2082904
По мнению Нарышкина, в агентстве очень много "лишних" ФГУП (федеральных государственных унитарных предприятий), и до конца текущего года специальная комиссия рассмотрит вопрос о том, что с ними делать - ликвидировать, объединять или приватизировать. И, видимо, от действий по контролю за дорогами будет зависеть судьба Росавтодора, а возможно, и самого Игоря Левитина.
Начальник борьбы с бюрократией на своей пресс-конференции зажег еще один "свет в конце туннеля". Среди проявлений той самой бюрократии Нарышкин небезосновательно упомянул процедуры проведения техосмотра, регистрации автомобиля в ГАИ и снятия его с учета. Чиновник был довольно лаконичен, и пожалуй, самой конкретной фразой про "светлое будущее" можно считать обещание "сократить объем техосмотра, упростив его процедуру". Настоящая конкретика появится к концу года, когда будут разработаны "типовые регламенты оказания государственных услуг", в число которых войдут и техосмотр, и процедура регистрации транспортных средств.
Зато сейчас мы сами можем помечтать о том, как должен выглядеть этот регламент, а соответственно и процедура ТО. Все должно начинаться с письма, которое автовладелец находит в почтовом ящике - там говорится, что срок действия талона ТО вскоре истекает, и приведен список ближайших организаций, которые проводят технический контроль и их телефоны. Дальше он звонит по телефону, записывается на определенное время, приезжает на площадку осмотра, предоставляет документы на "рецепшн". А после диагностики, которая от силы должна занять 15 минут, ему выдается лист обнаруженных неисправностей и, если все в пределах допуска, новый талон техосмотра.
У нас же почему-то кроме площадки осмотра в ГАИ существуют многочисленные "окошки", между которыми надо носить "бумажки". А перед окошками - длинные очереди. После того как наконец попадаешь на площадку к эксперту, он неожиданно находит дефекты, которые по ГОСТу "определяются визуально на неподвижном автомобиле". В результате - день потерян, техосмотра нет. Какие внезапные неисправности найдет следующий эксперт - не известно.
То, что техосмотр у нас проводит госавтоинспекция, которая никак не заинтересована в улучшении качества этой услуги, можно сравнить с ситуацией, когда в ресторане плохо кормят, а заодно штрафуют посетителей за то, что они голодные.
В среду Минюст осторожно раскритиковал распоряжение начальника московской милиции о борьбе с автомобилями без номеров. Напомним, что Владимир Пронин разрешил всем своим подчиненным, работающим на улицах города, (и ДПС, и ППС) доставлять водителей таких машин в ОВД, "пробивать" их по базам данных и даже брать отпечатки пальцев. Несмотря на благую цель - борьбу с преступлениями на автомобилях без номеров - Минюст считает это распоряжение неправомерным, поскольку подобные нормативные акты в силах принимать только министерство, в данном случае МВД.
Скорее всего, вежливое заявление представителя министерства юстиции не случайно. Дело в том, что в компетенцию Минюста входит регистрация всех межведомственных правовых актов, а также документов, затрагивающих права и свободы граждан - только после этого они вступают в силу. Судя по тому, что ни в одном новостном сообщении не сказано "Минюст отказал в регистрации", никто его и не просил распоряжение Пронина регистрировать. А это значит, что доставку водителей в отделение милиции и взятие у них отпечатков пальцев в московском ГУВД посчитали процедурами настолько "внутриведомственными", что права и свободы граждан они точно не затронут. Не дотянутся.
Никто не спорит, что ездить без номеров плохо. Ездить на неисправной машине - еще хуже. Давать или брать взятки - ужасно. Вообще, нет ничего хорошего в нарушении закона. Однако законы и другие нормативные акты пишут люди, люди их исполняют и люди же их исполнение контролируют. И почему-то все три стороны делают это не по-людски.
Дмитрий Ларченко