Пятого декабря 1991 года было опубликовано Заявление по внешнему долгу СССР, подписанное Межгосударственным Советом по наблюдению за обслуживанием долга и использованием активов. Россия, как правопреемница Советского Союза, брала на себя обязательство выплатить все суммы по этому долгу, освободив, таким образом, братские республики от каких-либо финансовых обязательств. С тех пор прошло более десяти лет, и вот некогда братские республики решили "презлым ответить на предобрейшее", как говаривал царь Иван Васильевич в незабвенной комедии Гайдая. Освобожденные от необходимости расплачиваться с кредиторами, страны Балтии, а также некоторые республики СНГ, решили потребовать от Кремля очередных финансовых уступок. На этот раз в виде компенсаций за годы неволи, проведенные в составе "империи зла" - СССР.
Не будем проводить аналогии с Западом, поскольку тяжело себе представить, что Шотландия вдруг потребует от британской короны миллиарды фунтов за многовековую оккупацию, а боевики Ирландской республиканской армии в обмен на свое оружие и взрывчатку попросят Лондон компенсировать им моральный и материальный ущерб. В Европе мыслят совсем другими категориями, до которых бывшие братские республики, увы, пока не доросли. И как бы ни презирали в Риге или Таллине, Киеве или Тбилиси российскую "совковость", именно на ней пока базируется ментальность политиков бывших советских республик. Правда, иногда сторонники поставить Россию "на счетчик" апеллируют к ситуации с Германией, которая согласилась выплатить Израилю компенсацию за годы Холокоста. Но тут ситуация совсем иная - Израиль же не требует от Турции, как правопреемницы Османской империи, рассчитаться за сотни лет оккупации Святой земли. Что касается притеснения по национальному признаку, которое так часто любят упоминать всуе в Прибалтике, то в таком случае можно вспомнить латышских стрелков, Иосифа Сталина и прочих деятелей с "окраин СССР", без которых "коммунистический режим" представить невозможно.
Не стоит думать, что вопрос о компенсациях возник сегодня - идея, словно лишай, расползалась по всему постсоветскому пространству долгие годы. Но лишь теперь она наконец оформилась в виде конкретного решения правительства конкретной страны, а именно Латвии.
В мае парламент Латвии принял в окончательном чтении декларацию "Об осуждении коммунистического и тоталитарного советского строя" и его приспешников. В документе не только осуждался коммунистический режим СССР - это бы никого не удивило - но и были собраны все претензии к России, в том числе морального, правового и финансового характера. В декларации парламентарии, в частности, указали на необходимость "требовать у России возмещения ущерба за причиненные советским строем убытки". Для этого депутаты предложили кабинету министров в трехмесячный срок создать рабочую группу, которая подсчитает объем соответствующего ущерба. Чтобы определить его с наибольшей точностью, предполагалось запросить у России доступ к "кремлевским архивам".
Этого латвийским законодателям показалось мало. Депутаты поручили правительству начать репатриацию бывших советских военнослужащих. Ранее сейм вообще потребовал "ликвидировать последствия оккупации", то есть вывезти из Латвии около 500 тысяч русскоязычных жителей. Вместо них на сытные латвийские хлеба планировалось возвратить латышей, живущих в Сибири и прочих российских территориях, куда они были вывезены во времена СССР. Правительство с полной ответственностью отнеслось к поручению депутатов, и в указанные сроки комиссия была создана.
Премьер-министр Латвии Айгар Калвитис заявил, что первой задачей комиссии будет выработать методологию и оценить опыт других стран в подсчете такого ущерба. Помимо подсчета кремлевского долга комиссия также должна определить количество жителей страны, высланных в ходе массовых депортаций. Через три месяца комиссия должна будет доложить правительству о результатах своей работы. По мнению премьера, создание комиссии не является "новым или недружественным жестом, который мог бы ухудшить отношения с Россией". Калвитис, по всей видимости, полагает, что в Москве расценят такой шаг Риги как жест доброй воли, который укрепит взаимопонимание двух стран и снимет все спорные вопросы. Утром деньги - вечером стулья, одним словом.
Любопытно, как Латвия будет подсчитывать суммы, которые она бы хотела получить с России. В местной прессе уже приводились самые различные цифры. Крупнейшая республиканская газета "Латвияс авизе" сообщила, что еще в 1990 году доктор экономических наук Модрис Шмулерс подсчитал: убытки Латвии составили 63 миллиарда рублей.
В 1991 году называлась цифра в 83,9 миллиарда, что по тогдашнему курсу равнялось 46,6 миллиарда долларов. Аппетиты росли, как на дрожжах: в конце девяностых прозвучала сумма в 60-100 миллиардов долларов. С учетом того, что весь государственный бюджет Латвии составляет в долларовом эквиваленте примерно 5 миллиардов, складывалось впечатление, что латыши просто захотели одним махом обеспечить себе безбедное существование за счет России лет на 20 вперед.
Возглавивший правительственную комиссию юрист Эдмунд Станкевич пока затрудняется назвать какие-либо конкретные цифры и даже не знает, сколько времени потребуется для подсчета размеров компенсации. В то же время некоторые политики не стесняются делать свои прогнозы. "Нет таких денег, которые могли бы компенсировать ущерб, который понесла Латвия - ее люди, ее культура, ее производство, ее сельское хозяйство!", - с надрывом заявил "Времени новостей" Леопольд Озолиньш, депутат сейма от "Союза "зеленых" и крестьян" и один из самых ярых борцов за признание оккупации Латвии.
box#2082983
По его словам, минимальная ставка для России составляет 20 миллиардов долларов, а по большому счету, Кремлю надо выплатить миллиард за каждый год оккупации. Нетрудно подсчитать, что это "всего лишь" 51 миллиард. Правда, Озолиньш не уточнил, считает ли он годы, проведенные Латвией под фашистской Германией, годами оккупации. Если их вычесть, то Москва сэкономит три миллиарда.
Латвия не одинока в своих попытках предъявить России финансовые претензии. Пополнить свою казну за счет золотовалютных резервов РФ мечтает и Литва. Парламент этой республики потребовал от Кремля 20 миллиардов долларов компенсации за ущерб, "нанесенный советской оккупацией". Эстония скромно пристроилась в очередь с такой же набившей оскомину формулировкой, но ее претензии оцениваются "всего" в 4 миллиарда.
Украина в своих претензиях пошла дальше. Как известно, сразу же после распада СССР государства СНГ подписали соглашение о так называемом нулевом варианте, согласно которому все долги в прошлом единой страны взяла на себя Россия. Это соглашение ратифицировали все страны Содружества, кроме Украины. Не стоит думать, что "щирые" граждане "незалежной" вдруг решили, хоть частично, расплатиться по счетам СССР - все гораздо проще - Киев решил оспорить у России часть советского зарубежного наследства.
Депутаты Верховной Рады решили, что общая стоимость зарубежного имущества бывшего СССР тянет не меньше чем на 400 миллиардов долларов. Посему украинские парламентарии заявили, что Украина имеет право на 12,1 миллиардов от этой суммы. Плюс к этому Киев претендует на 42,1 тонны золота из российского золотого запаса. Аналогичные претензии выдвинула гордая и независимая Грузия. Сегодня в Тбилиси выдвигают требование компенсировать Грузии 5 миллиардов долларов. В такую сумму оценены военная техника и материальные ценности, вывезенные в Россию с территории Грузии после развала СССР. Помимо этого, Тбилиси требует миллиард долларов, на который российские военные в республике нарубили деревьев и вытоптали травы - именно в такую сумму грузины оценивают ущерб, который, согласно официальной формулировке, российские военные базы причинили местной природе.
"Золотая лихорадка", в которой вместо легендарного Клондайка фигурирует Центробанк РФ, охватила и Азербайджан. Депутат Милли меджлиса (парламента) республики Захид Орудж предложил сформировать специальную парламентскую комиссию для подсчета суммы компенсации, которую Россия должна выплатить Азербайджану за нанесенный ущерб. Причем в своих требованиях парламентарий пошел дальше своих латвийских и литовских коллег - он полагает, что Москва обязана заплатить по счетам как СССР, так и Российской империи, насильно включившей в свой состав разрозненные феодальные княжества, существовашие на территории нынешнего Азербайджана. Депутат считает, что все жертвы сталинских депортаций и репрессий, а также событий 20 января 1990 года, когда советские войска подавили антиправительственные выступления в Баку, имеют права потребовать у Москвы денег за нанесенный ущерб. "Речь идет более чем об одном миллиарде долларов", – полагает Захид Орудж. Между тем высказывания другого азербайджанского политика - бывшего советника по внешней политике президента республики Вафы Гулу-заде свидетельствуют, что "золотая лихорадка" способна поражать и центральную нервную систему: Гулу-заде настаивает на том, что Россия должна расплатиться и за бакинскую нефть, благодаря которой СССР выиграл Великую Отечественную войну.
Вслед за Азербайджаном к популярной кампании "Потребуй у России денег" подключилась и Молдавия. Около ста человек, в основном бывшие узники сибирских лагерей, провели в июне митинг у посольства России в Кишиневе. По большей части собравшиеся протестовали против "насильственного" присоединения 28 июня 1940 года Бессарабии и Северной Буковины к Советскому Союзу. Председатель Ассоциации граждан против пакта Молотова - Риббентропа Якоб Головкэ заявил, что "посредством этой акции устроители призывают государственные власти России ликвидировать последствия этого пакта и выплатить компенсации тем, кто подвергся насильственной депортации либо на долгие годы оказался в концентрационном лагере".
Если это безумная тенденция не остановится, то скоро к числу жаждущих компенсаций от России прибавятся и страны Средней Азии. Казахстан, например, потребует по доллару за каждый кубометр воды исчезнувшего Аральского моря. В хвост очереди постсоветских республик могут запросто пристроиться и другие пострадавшие от советского коммунизма и российского империализма - Польша, Япония, Венгрия, Финляндия, Турция, Чехия, Афганистан и прочие. Интересно, сообразит ли Франция потребовать материального возмещения ущерба, нанесенного императору Наполеону в 1812 году?
К концу 1991 года, когда Россия взяла на себя внешний долг СССР, он составлял чуть более 100 миллиардов долларов, а спустя год вырос уже до 122 миллиардов. В апреле 2005 года президент РФ Владимир Путин признал, что решение Москвы всецело взвалить на себя финансовые обязательства Советского Союза было ошибочным. "К сожалению, пересмотреть мы его (решение по долгам) не можем и не будем это делать. Мы всегда исполняем свои международные обязательства", - сказал президент. При этом он отметил, что ни одна из бывших республик СССР, за исключением отчасти Казахстана, не в состоянии были бы обслуживать свою часть долга, если бы получили его в "наследство".
В то же время Путин заверил кредиторов, что Россия не намерена пересматривать свои обязательства, более того, планирует досрочно выплатить долги: "Экономически мы заинтересованы досрочно погасить, потому что условия, на которых были взяты эти долги, являются очень обременительными. Мы выплатили уже по процентам миллиарды долларов, и нам, конечно, выгодно освободиться от этого балласта и использовать освободившиеся средства для развития российской экономики и решения социальных вопросов".
Не стоит подозревать российское руководство, ни нынешнее, ни прежнее, в излишнем благородстве. Однако то, что проделывают сейчас некоторые соседи РФ, выглядит настоящим крохоборством, особенно на фоне серьезных социальных проблем внутри самой России. В бывших братских республиках прекрасно понимают, что наличие в стране Романа Абрамовича еще не означает всеобщего благополучия граждан этого государства. Уровень жизни среднего россиянина уступает благосостоянию гражданина той же Латвии или Эстонии, к примеру. Но это никак не останавливает тамошних политиков от новых авантюрных заявлений.
Понятно, что в Москве воспринимать всерьез все требования о материальной компенсации за годы правления коммунистов не намерены. У Кремля уже не хватает эпитетов для зарвавшихся политиков из ближнего зарубежья. Взаимной перепалкой эти дискуссии о компенсациях, как правило, и заканчиваются. В этой ситуации все громогласные заявления об ущербе, причиненном в годы СССР, представляются лишь попытками осложнить и без того непростые отношения России с соседями.
Между тем инициаторам подобных шагов следует помнить, что и у Москвы могут найтись веские предлоги направить встречные иски за ущерб, нанесенный в прошлом и настоящем их странами России. За примерами далеко ходить не нужно, достаточно вспомнить тех же латышских стрелков, зверствовавших в годы Гражданской войны в Петрограде и Москве. У России хватает такта не опускаться до экскурсов в прошлое с целью найти какой-либо повод задеть ближайших соседей. А вот соседи почему-то вместо того, чтобы жить настоящим и будущим, строя с РФ нормальные, не обремененные взаимными претензиями отношения, не оставляют своих попыток поживиться за счет России.
Некогда братским государствам хотелось бы посоветовать взять пример с Финляндии, просуществовавшей в составе России более века. В этой стране предпочитают не оборачиваться назад, что не мешает ей жить куда благополучнее, чем многим героям этой статьи.