Экономика
22:49, 3 августа 2005

Кроссовки за 3,8 миллиарда долларов Adidas намерена приобрести все доступные акции Reebok. Сделка оценивается в 3,8 миллиарда долларов.

Александр Амзин (журналист, независимый медиаконсультант)

Третьего августа советы директоров немецкой компании Adidas-Salomon и ее ближайшего конкурента Reebok единогласно поддержали соглашение, согласно которому Adidas приобретет все доступные акции Reebok по 59 долларов за штуку. Сделка оценивается в 3,8 миллиарда долларов, причем предлагаемая цена акций перекрывает цену закрытия 2 августа на 34,2 процента.

Обе компании рассчитывают завершить сделку в первой половине 2006 года. Конечно, Reebok еще предстоит получить одобрение от акционеров, а Adidas - от антимонопольных органов, но главный шаг к тому, чтобы догнать лидера рынка, сделан.

Чего-то подобного давно следовало ожидать, ведь значительную часть рынка спорттоваров контролируют всего несколько компаний. При этом лидирует Nike, второе место занимает Adidas, а третье - Reebok. Кстати, новость о готовящейся покупке Reebok появилась вскоре после того, как компания Puma заявила о намерении догнать Adidas и Nike путем скупки ряда активов и вхождения на новые рынки.

При этом характерно, что размеры компаний, входящих в первую тройку крупнейших производителей спорттоваров, сильно различаются. Так, если рыночная капитализация Nike составляет 22,5 миллиарда долларов, то Adidas стоит гораздо меньше - 8,2 миллиарда долларов, а Reebok - всего 2,6 миллиарда.

Adidas

Покупка Reebok - крупнейшее приобретение Adidas с 1998 года, когда компания приобрела Salomon. Ожидается, что Reebok позволит удвоить продажи Adidas на американском рынке, на котором традиционно лидирует Nike. Эксперты уверены в том, что сделка в долгосрочном плане чрезвычайно привлекательна для Adidas.

В конечном счете, обе компании только выиграют от сделки, так как значительно сократят издержки, объединив производство, распространение и исследовательские подразделения. По словам главы Adidas Херберта Хайнера, приобретение уже в первый год увеличит доходы компании, а в первые три года сэкономит 120-125 миллионов евро.

Доходы Reebok растут быстрее, чем доходы Adidas. Поэтому в Adidas считают, что новое приобретение обеспечит рост продаж в Европе и в Северной Америке, ведь уже два года подряд выручка от североамериканских продаж Adidas в среднем сокращается на 13 процентов.

Покупка Reebok также увеличит долю Adidas на мировом рынке кроссовок до 28 процентов, что довольно близко к доле рынка Nike, составляющей 31 процент. Так как баварская компания получит и бизнес по производству одежды, принадлежащий Reebok, ей достанутся лицензии на поставку формы NBA и NFL.

Самые крупные бои ожидаются на американском рынке по производству кроссовок. В прошлом году доля Adidas на этом рынке составляла 8,9 процента, доля Reebok - 12 процентов, а доля Nike - 36 процентов. Вместе Adidas и Reebok увеличат продажи до 11,7 миллиарда долларов, в то время как показатель Nike - 13,7 миллиарда - останется неизменным.

Кроме того, Adidas и Nike предстоит суровая схватка в преддверии Чемпионата мира по футболу в 2006 году. Так, в прошлом году Adidas умудрилась продать 6 миллионов футбольных мячей Roteiro и миллион пар кроссовок PredatorPulse. Теперь она сможет удвоить усилия.

После заявления о покупке акции Adidas выросли на 1,2 процента.

Reebok

Фактически Reebok получила предложение, от которого она не сможет отказаться. Сумма, предложенная Adidas, в 10,7 раза превышает годовой доход Reebok до налогообложения и амортизации и составляет 90 процентов годовой выручки. В свое время схожие условия Adidas успешно предложила и Salomon.

Кроме всего прочего, продажа Reebok другой компании может решить проблему выбора преемника нынешнего главы компании, Пола Файрмена (Paul Fireman). В случае, если сделка успешно завершится, Файрмен, год назад сменивший на этом посту Джея Марголиса (Jay Margolis), сможет с легким сердцем подать в отставку.

При этом Adidas получит не просто меньшего конкурента, но и свежую кровь, так как Reebok развивается чрезвычайно динамично - только за второй квартал текущего года ее прибыль выросла на 71 процент - и это несмотря на то, что продажи обуви из так называемой "классической" линейки сократились.

В российском филиале Reebok пока не смогли прокомментировать заявление и заявили, что ждут инструкций американского офиса (штаб-квартира Reebok находится в Массачусетсе). В любом случае, утверждает Юрий Баев, гендиректор ЗАО "РБК Розничная торговля", представляющей Reebok в России, у российского филиала заключен контракт со штаб-квартирой до конца 2007 года.

Заключение

Почти все помнят кроссовки Adibas, Abibas и даже Abidas, изготовленные в подпольных цехах и использующие преимущества торговой марки Adidas. Надо заметить, что продукция Nike, Reebok и той же Puma подделывается таким образом гораздо реже.

Именно число подражаний и подделок говорит о популярности бренда выразительнее всего. Страшно себе представить, какую силу приобретет Adidas, получив поддержку от такого сильного союзника, как Reebok. Впрочем, здесь стоит на секунду усомниться в искренности Adidas - дело в том, что аналитики часто сравнивают нынешнее приобретение с приобретение Salomon, бренда Freedom Action Sports, ведущего производителя товаров для зимних видов спорта.

И если сделки действительно похожи, то следует надеяться, что Reebok не повторит судьбу Salomon - ведь, как известно, с начала мая полным ходом идет продажа Salomon компании Amer Sports Corporation. Сделка завершится к осени 2005 года, но не стоит думать, что Adidas просто обменяла зимний актив на летний - вполне возможно, что положение Reebok под крылом немецкой компании не так устойчиво, как можно было бы предположить, и скорее напоминает положение бомбы под фюзеляжем, которую в точно рассчитанный момент сбросят на Nike.

< Назад в рубрику