Как это ни грустно, современный мир трудно удивить чрезвычайными происшествиями, особенно если они происходят в неблагополучных странах или "горячих точках". Сообщая о том или ином драматическом событии, многие СМИ добавляют слово "очередной" - взрыв, пожар, обстрел... В этом случае имена людей, пострадавших или погибших в результате произошедшего, растворяются в общем потоке новостей, также становясь "очередными" для большей части общества. Однако если драма разворачивается там, где ее меньше всего ждут, шансы на то, чтобы вызвать сострадание у окружающих, гораздо выше. В данном случае жертвами стали жители благополучных США, Финляндии и Эстонии, а катастрофа произошла во время короткого рутинного перелета между двумя прибалтийскими столицами.
Вертолет S-76 финской авиакомпании Copterline с 12 пассажирами на борту вылетел из Таллинна в среду в 12:40 по местному времени. Через 18 минут, перелетев Финский залив, он должен был приземлиться в Хельсинки, как происходило все пять лет, в течение которых действует этот маршрут - каждый день по 28 раз. Однако уже через несколько минут (от трех до пяти, по разным данным) люди услышали со стороны воды два громких хлопка и увидели, как ни с того ни с сего машина пикирует в воду носом вниз. Никаких признаков дыма или огня при этом не наблюдалось.
Катастрофа произошла примерно в пяти километрах от берега, недалеко от острова Найссаар. Прибывшие к месту происшествия эстонские, а затем финские спасатели, по их словам, увидели над водой хвостовую часть вертолета, однако позже машина полностью скрылась из вида. Вскоре власти Эстонии объявили, что нет никакой надежды найти кого-то из пассажиров вертолета живыми. Премьер-министр страны выразил свои соболезнования родственникам и близким погибших, двое из которых были американцами, четверо - эстонцами и восемь человек, в том числе двое пилотов, - финнами.
Поисковая операция на море осложнялась продолжающимся штормом, которым многие были склонны объяснять и крушение вертолета. Пытаясь установить местонахождение тел погибших, к затонувшей машине спустили подводный аппарат, который обследовал вертолет и участок рядом с ним. Так и не получив никаких результатов, спасатели решили действовать без помощи машин. Спустившиеся под воду водолазы увидели на глубине 45 метров целую машину без видимых повреждений, внутри которой находились все 14 погибших - каждый на своем месте, пристегнутый ремнем безопасности.
Руководители поисковой операции приняли решение сначала достать со дна тела людей, а затем уже вертолет, однако в среду все работы пришлось приостановить из-за сильного ветра и высоких волн. По словам представителя министерства внутренних дел Эстонии, спасатели готовы возобновить операцию, как только погодные условия перестанут представлять для них опасность. По последним данным, на поверхность уже поднято тело одного из погибших.
Между тем на обоих берегах залива официальные лица и представители авиакомпании Copterline обсуждают различные версии катастрофы. Первоначально их было три - плохие погодные условия, техническая неисправность вертолета и теракт. Последнюю из них группа по расследованию аварии уже отвергла. Первые две исключил глава авиакомпании Кари Льюнгберг, однако он обосновывает свое мнение одной лишь уверенностью в надежности и безупречном техническом состоянии его машин. Эксперты также не исключают, что причиной аварии могло стать столкновение с птицей. Выяснить, что же произошло на самом деле, скорее всего, удастся только после того, как вертолет поднимут на поверхность.
Кроме того, еще предстоит идентифицировать тела жертв катастрофы. Для этого из Финляндии в Эстонию уже прибыла группа судмедэкспертов. Известно, что на вертолете летела жена главы эстонской кондитерской фабрики Kalev Оливера Крууда, Руута, а также его сестра Кристел Солл. Две другие эстонки были выпускницами Эстонской музыкальной академии - Лииза Суустер и Каролина Кременетски. Из восьми финнов пятеро были сотрудниками организации по охране труда. Как пишет финская газета Iltasanomat, сначала они собирались возвращаться в Финляндию на пароме, однако его отменили из-за плохой погоды, и они поменяли билеты, так как на работе их ждали срочные дела. А эстонская газета Eesti Paevaleht выяснила подробности об одном из пилотов - по данным журналистов, его звали Петер Эрикссон, и в 1994 году он как спасатель принимал участие в спасательной операции после гибели парома "Эстония". Известно кое-что и об американцах. Как сообщает BBC, двое граждан США 86 и 46 лет ехали из Эстонии со свадьбы.
Катастрофой маршрутного вертолета над Балтикой еще долго будут заниматься различные службы и органы власти Эстонии и Финляндии. Навсегда ее запомнят близкие погибших. А тем временем уже на другой день после крушения полеты из Таллинна в Хельсинки возобновились...
Екатерина Рогожникова