Ситуация, которая сложилась в отношениях между Россией и Польшей после того, как в Варшаве были избиты российские подростки, дает повод заподозрить Москву в стремлении обострить и без того не самые простые контакты с польским руководством. Причем представляется, что желание это обоюдное - в Варшаве как будто охотно принимают правила игры и не уклоняются от конфликта.
Началось все 31 июля в Варшаве. В этот день около шести часов вечера по местному времени трое российских подростков 15-16 лет (дети российских дипломатов - Артем Коновалов, Кирилл Левин и Алексей Кудрявцев) с одноклассником из Казахстана (все они учатся в школе при посольстве России) возвращались из кино. Ребята говорили между собой по-русски, поэтому привлекли внимание компании бритоголовых молодых людей в возрасте от 19 до 25 лет. К слову сказать, подобный тип юнцов распространен и в России - бритые молодчики в спортивных костюмах, как правило агрессивно настроенные. Вряд ли можно назвать этих поляков идейными скинхедами, которым, кстати, спортивные костюмы вообще-то чужды. Это скорее "примкнувшие", чьи хулиганские выходки продиктованы свойствами невоспитанной натуры, а не идейными соображениями.
Так или иначе, шайка хулиганов, поняв, что перед ними русские, начала скандировать антироссийские лозунги и всячески оскорблять детей дипломатов. Затем они неожиданно напали на подростков и принялись их жестоко (так писали российские СМИ, которые, надо отметить, вообще не скупились на брутальные эпитеты) избивать. Нападавших было около 15 человек. Они отняли у россиян деньги, мобильные телефоны, сорвали с шеи цепочки. Ребята вырвались к автобусной остановке, но избиение продолжалось и там. По некоторым данным, хулиганы пустили в ход кулаки во второй раз после того, как отобрали у своих жертв документы и выяснили, что они граждане РФ. Но эта версия отметает изначальную трактовку событий, поскольку антироссийские выкрики (если они имели место) говорят о том, что нападавшие изначально знали, с кем имеют дело.
Все закончилось тем, что пострадавших подростков доставили в одну из варшавских больниц, где польские медики зафиксировали многочисленные ушибы, синяки и ссадины. Но диагноз польских врачей не удовлетворил российскую сторону. Врач посольства РФ в Варшаве Наталья Заказчикова, также обследовавшая подростков, сказала, что "у юношей множественные ушибы головы, повреждены лица, надломленные и выбитые зубы, у одного переломан нос, а у двоих - сотрясение мозга первой степени; все они нуждаются в дальнейшем медицинском наблюдении".
Затем взгляды сторон на происшедшее разошлись не только с медицинской точки зрения. Если в посольстве РФ со ссылкой на слова потерпевших утверждали, что нападение было организовано и являлось запланированной провокацией, то польские власти считали избиение россиян прискорбной случайностью. По словам представителей варшавской полиции, нападение не было преднамеренным - "пьяная толпа из 15 хулиганов могла напасть с целью ограбления на кого угодно". Однако такая точка зрения не устроила российских дипломатов и их руководителей в Москве.
Польскому МИДу была вручена нота протеста, которая, как правило, означает, что потерпевшая сторона ждет официальных извинений. В ноте выражалась неприемлемость ситуации, когда жизнь и здоровье российских граждан, проживающих на территории Польши, оказываются под угрозой. Стало очевидно, что россияне не склонны недооценивать ситуацию, а, по всей видимости, намерены ее, наоборот, переоценить. Выбитые зубы и украденные мобильники грозили обернуться крупным международным скандалом. И надо сказать, что российской стороне удалось своего добиться - скандал действительно удался на славу, чему в немалой степени способствовали российские СМИ, всячески раздувавшие конфликт.
Польша, как поступила бы в данной ситуации любая другая страна, пообещала найти и наказать нападавших. Через своего посла в РФ Стефана Меллера Варшава полностью исключила националистический характер происшедшего. "Я абсолютно уверен, что это исключительно криминальная проблема, которая не имеет никакого отношения к российско-польским отношениям", - заявил посол. По словам Меллера, было установлено, что нападавшие принадлежали к группировке скинхедов. "Для скинхедов важно, что это были иностранцы, но на их месте могли оказаться и поляки, которые бы чем-то не понравились бандитам", - отметил дипломат. По его мнению, антироссийские настроения в Польше отсутствуют.
Но Россия этим не удовлетворилась. Президент РФ Владимир Путин назвал варшавский инцидент преступлением, и с этими словами, в общем, не поспоришь. Но глава государства, так же как и российские дипломаты, был склонен рассматривать происшедшее не просто как криминальный эпизод, а как "недружественный акт" по отношению к России, словно российских подростков избивал кабинет министров Польши в полном составе. Путин поручил своей администрации "вступить в контакт с польскими коллегами и понять, что делают польские власти для того, чтобы адекватно отреагировать" на инцидент с избиением.
Поляки официально извиняться перед Кремлем отказались, найдя довольно любопытное объяснение для чересчур эмоциональной реакции Москвы. По словам руководителя администрации президента Польши Вальдемара Дубановского, после того, как Польша поддержала "оранжевую революцию" на Украине, "следовало ожидать подобных ситуаций". Москва, по его словам, "хочет использовать любой повод" для того, чтобы наказать Варшаву за поддержку Виктора Ющенко. Вряд ли украинский президент подпишется под словами Дубановского - кому захочется быть причастным к "избиению младенцев"?
Спустя два дня после того, как разгорелся скандал в Варшаве, в здание польского посольства в Москве полетели помидоры. Как сообщили в ГУВД российской столицы, аспирант института Российской истории на пару с журналистом газеты "Спецназ России" облили стену фасада здания посольства Польши, расположенного на улице Климашкина, томатным соком и бросили в нее три помидора. Таким образом участники этой овощной акции хотели продемонстрировать свое возмущение в связи с инцидентом в Варшаве. Милиция составила протокол по данному факту, и метатели помидоров были отпущены. Поляки особо не возражали, поскольку даже не заметили акции протеста - соком было облито здание, находящееся далеко от основного корпуса.
Вряд ли именно помидоры подвигли польский МИД в тот же день направить в Москву ноту, в которой было выражено искреннее сожаление в связи с тем, что произошло в Варшаве, а также с тем, что Россия склонна драматизировать ситуацию, связывая ее с напряженностью в отношениях двух стран. В ноте по-прежнему отстаивалась версия о криминальной подоплеке инцидента, которая не имеет ничего общего с ростом антироссийских настроений, как, мол, любят заявлять в Москве. По словам сотрудника департамента систем информации МИД Польши Томаша Шератикса, в министерстве не видят причин, чтобы интерпретировать происшедшее "в политических категориях". Кроме того, в ноте выражается надежда, что "достойный сожаления инцидент" не отразится негативно на польско-российских отношениях.
Синяки избитых подростков заживали, и уже казалось, что конфликт на этом будет исчерпан, но не тут-то было. События начали разворачиваться по сценарию, которых стал зеркальным отражением происшедшего с детьми российских дипломатов. Только на этот раз в их качестве выступили два сотрудника посольства Польши в Москве. 7 августа нападению неизвестных подвергся советник консула при посольстве Польши Анжей Урядко. Двое типов остановили дипломата поблизости от посольства и, действуя по традиционной хулиганской схеме, попросили закурить. Получив отказ, они начали избивать жертву. В результате поляк был госпитализирован в Боткинскую больницу с сотрясением мозга и многочисленными переломами ребер. Как и следовало ожидать, польский МИД немедленно отреагировал на этой происшествие нотой протеста, а московская прокуратура возбудила уголовное дело. Польша потребовала "найти и наказать" напавших на ее дипломата, однако до поры не стала связывать этот случай с избиением в Варшаве. "Мы надеемся, что это только хулиганская выходка, которая не имеет политического подтекста", - заявил первый советник посольства Польши в РФ Збигнев Жоньца.
Мнение польской стороны о происходящем изменилось после того, как 10 августа аналогичному нападению подвергся второй советник посольства в Москве Марек Решута. Его также избили поблизости от здания дипмиссии, на Тишинской площади. В правоохранительных органах столицы со слов потерпевшего сообщили, что на него беспричинно напал неизвестный, ударом в лицо свалил на землю и стал избивать ногами. Решуту доставили к его коллеге в Боткинскую больницу, а дальше все пошло по известному уже сценарию: МИД Польши выразил протест, МИД России выразил сожаление, прокуратура возбудила дело, а правоохранительные органы усилили охрану посольства.
Однако после случая с Решутой Варшава спохватилась, и посольство Польши в РФ выпустило специальное сообщение для прессы: "Учитывая имевший место три дня тому назад инцидент, в результате которого вблизи посольства был серьезно избит административно-технический сотрудник польской дипмиссии, мы начинаем думать, что речь идет о хулиганах с плохо направленным, но отчетливо сформированным политическим самосознанием". По мнению дипломатов, в обоих случаях действовала одна и та же группировка "профессионалов" и "у всего произошедшего имеются политические предпосылки". Словом, Варшава, как ранее в случае с подростками Россия, также обнаружила основания для серьезного дипломатического конфликта между двумя странами.
Более того, посольство Польши в Москве фактически перешло на осадное положение. По итогам прошедшего в среду экстренного совещания посол Стефан Меллер запретил сотрудникам покидать территорию посольства в одиночку и без крайней на то необходимости. В свою очередь, московское ГУВД выделило дипмиссии усиленную охрану. По словам замначальника управления информации ГУВД Евгения Гильдеева, если раньше здание посольства охраняли два милиционера, то уже после первого нападения на польского дипломата около здания дипмиссии днем стали дежурить пять сотрудников, а ночью четыре. А теперь, после того как был избит второй польский дипломат, около здания постоянно будут находиться автопатруль и три пеших наряда.
Одновременно между российскими правоохранительными органами и польским посольством произошла словесная перепалка: дипмиссия посчитала, что ГУВД и прокуратура ничего не делают для того, чтобы задержать напавших на дипломатов, а российская сторона, наоборот, обвинила поляков в намеренном затягивании следственных действий. По словам представителей ГУВД, они уже задержали четверых подозреваемых в избиении Урядко, однако он не только не опознал их, но и отказался приехать к следователю для составления фоторобота. Да и вообще, утверждают в милиции, дипломаты не допустили следователей до разговора с потерпевшими. "Для чего это так затягивается, непонятно", - заявил представитель ГУВД.
В четверг варшавская полиция сообщила о задержании двух скупщиков краденого, у которых были найдены вещи, отобранные у российских подростков теми самыми скинхедами. "Сами хулиганы еще на свободе, но теперь их задержание - только вопрос времени", - заявил в этой связи один из высокопоставленных офицеров полиции. Ранее в Варшаве уже задерживались подозреваемые в избиении, но впоследствии все они были отпущены за отсутствием доказательств их вины. Если на этот раз полиция действительно напала на след настоящих преступников и полякам удастся доказать, что все они - простые хулиганы, то российскому МИДу придется проглотить горькую пилюлю или ввести в практику обострение отношений с любым государством, на территории которого были ограблены граждане РФ. Ведь и раньше россиян в Польше, а также других европейских (и не только) странах били и грабили, но все эти эпизоды заканчивались полицейскими разбирательствами, не перемещаясь в кабинеты, где творится высокая политика.
И все равно не все так просто у России с Польшей. По мнению доктора исторических наук, сотрудника института информации Российской Академии наук Алексея Миллера, несмотря на то, что в Москве явно преувеличенно отнеслись к инциденту в Варшаве, не исключено, что нападение на подростков действительно было продиктовано антироссийскими настроениями. И Москва на них отреагировала очень чутко. Россия, считает Миллер, является элементом внутренней политической борьбы в Польше. "Я думаю, что в ближайшее время эскалация всяких антирусских выступлений в Польше будет продолжаться, потому что осенью у них выборы. А говорить о состоянии польской политической сферы в каких-то цензурных словах очень трудно, потому что там происходят чудовищные вещи. Люди грызут друг друга, фактически это чудовищное вырождение нормального демократического дискурса. И в этом смысле Россия становится очень удобной темой, на которой можно зарабатывать очки", - заявил Миллер.
Если следовать логике Миллера, то конфликт с Россией и даже избиение дипломатов в Москве может быть выгодно определенным политическим силам в Польше. В таком случае встает вопрос, а зачем России нужно было раздувать всю эту историю? Разве что в качестве упреждающего шага, дескать, попробуете играть на русофобии - не оберетесь скандалов? В целом во всей этой эпопее с дипломатами и их сыновьями гораздо больше вопросов, чем ответов. Алексей Миллер считает, что изменить ситуацию в двусторонних отношениях Россия сейчас не способна. Пока в Польше используют тему России для внутренней политической борьбы, ни одно заявление Москвы, считает он, здесь не поможет. Насильно мил не будешь.