Широкая общественность узнала о готовящейся амнистии капиталов еще в конце апреля, так как это было обещанной "бомбой" в послании президента Федеральному собранию.
Фактически президент в своей лаконичной манере предложил следующую схему: разрешить гражданам задекларировать капиталы, накопленные несколько лет назад, во время очередного визита в налоговую инспекцию. При этом власть настаивает только на двух условиях - граждане должны уплатить в казну 13-процентный налог и внести амнистированные суммы в российские банки.
Затем наступила тишина - в послании к Федеральному собранию и так было множество заданий для министров. До публичного обсуждения амнистии капиталов руки у правительства дошли лишь в начале августа, когда Алексей Кудрин заявил, что государство готовит "что-то вроде амнистии по доходам физических лиц", и сообщил, что Минфин уже подготовил законопроект.
Появились и первые подробности. Согласно в целом одобренному правительством плану амнистии, на репатриацию капиталов решено выделить полгода. Амнистию чиновники хотят провести с 1 января по 1 июля 2006 года. Министр финансов на заседании пообещал, что нормативная база будет готова к концу года.
В целом власть положительно относится к амнистии капиталов, но оценка возможной отдачи сильно различается.
Так, в Совете Федерации в эффективности реформы сомневаются и отмечают, что такие реформы следовало проводить лет десять назад, а теперь многие бизнесмены не захотят ворошить прошлое. Однако есть у реформы и активные сторонники. Они напоминают, что амнистия капиталов уже имела место в странах бывшего Советского Союза. Например, Казахстан выручил от амнистии 500 миллионов долларов. Правда, эффективность казахской реформы еще требуется доказать - полмиллиарда долларов на фоне ВВП, составляющего свыше 100 миллиардов - не очень впечатляющий результат.
А вот, например, член комитета Госдумы по бюджету и налогам Павел Воронин считает, что амнистия может привлечь в экономику минимум 15 миллиардов долларов. Расчет чиновника понятен - он предполагает, что правильно проведенная амнистия привлечет в страну около 1 процента ВВП. Эксперты, занимающие позицию Воронина, обычно ссылаются на опыт Индии, которой удалось привлечь в страну 2,5 миллиарда долларов. Впрочем, во-первых, эта сумма составляет меньше тысячной доли ВВП Индии, а во-вторых - амнистия в Индии длилась 214 дней, то есть дольше, чем предлагается российскими чиновниками.
Даже ирландская амнистия, знаменитая тем, что власти хотели собрать 50 миллионов долларов, а собрали 750, не так эффективна, как это кажется на первый взгляд. Ведь ВВП страны составляет около 100 миллиардов долларов, и ирландский опыт в относительном выражении по отдаче мало отличается от казахского.
Законопроект в его нынешнем виде содержит некоторые тонкости. Например, авторы законопроекта пообещали освободить амнистируемых от уголовной ответственности за неуплату налогов. Но ведь неуплата налогов редко встречается в чистом виде.
В самом деле, когда человек в 90-х годах прошлого века выводил капиталы за рубеж, он одновременно нарушал несколько законов. Во-первых, он обходил налоговое законодательство, так как не декларировал эти доходы. Во-вторых, он нарушал валютное законодательство, так как открывать счета за рубежом до 2004 года было запрещено.
И, наконец, у многих граждан доходы были напрямую связаны с пересечением границы. Но в этом случае, если они сейчас расскажут чиновникам о своих капиталах и попытаются вернуть их в Россию, таможенникам захочется проверить, насколько таможенные платежи десятилетней давности соответствуют новому статусу гражданина. Следовательно, придется разбираться не только с налоговой инспекцией, но и с массой других госорганов.
Кроме того, стоит учесть, что в России уклонение от уплаты налогов - уголовное преступление, регулируемое статьями 198 и 199 Уголовного кодекса. Стоит ли говорить, что большая часть сокрытых капиталов сосредоточена в руках организаций, которым новый законопроект ничего не дает, так как направлен на амнистию исключительно физических лиц (статья 198).
Законопроект вообще пока не очень проработан. Например, если из законопроекта не исчезнет фраза об освобождении от уголовной ответственности, то Михаил Ходорковский и Платон Лебедев смогут избавиться от обвинения в неуплате налогов. Для этого им будет нужно внести в банк в общей сумме 180 миллионов рублей, доплатить налог - 23,5 миллиона рублей - и подать жалобу для пересмотра приговора.
Несовершенство законопроекта чиновники быстро осознали на заседании правительства. Проект амнистии было решено доработать в течение месяца. Переработкой совместно займутся Алексей Кудрин и Герман Греф.
Судя по словам министров, в новом варианте закона появится много нового. Так, министры намерены расширить перечень объектов, по которым будет предоставляться амнистия. В частности, чиновники могут попробовать ввести амнистию на недвижимое имущество.
Кроме того, министры попытаются снять с нарушителей ответственность по валютным правонарушениям.
Стоит отметить, что, возможно, в новом варианте будет представлена более низкая ставка, так как Герман Греф опасается, что стандартная 13-процентная ставка не делает предложение об амнистии достаточно выгодным для граждан. На заседании правительства, в частности, прозвучало предложение о том, чтобы опустить ставку ниже 7-процентной планки, ведь налог на дивиденды составляет всего 9 процентов, и следует предоставить предпринимателям выгодные условия репатриации капиталов.
К тому же на заседании представители Минфина и Минэкономразвития не смогли объяснить, почему оптимальным сроком амнистии являются именно полгода. Греф уже отмечал, что продолжительность амнистии можно увеличить до года. Он напомнил и о том, что предприниматели пока не получили гарантий от власти, и привел в пример Казахстан, где в ходе амнистии уничтожались все налоговые досье.
Глава Минфина уже заверил бизнес, что специальных проверок декларантов проводиться не будет, однако тут же заявил, что граждане получат амнистию только от санкций по налоговому законодательству. Впрочем, чуть позже он заявил, что готов обсудить возможность амнистии за нарушение валютного законодательства.
Между делом министр отметил, что согласно новому законопроекту налоговые преступления не являются основанием для возбуждения соответствующих процедур по закону о легализации и отмыванию денежных средств.
Интересно, что чиновники действительно рассчитывают на большие доходы от легализации капиталов. Так, вице-премьер Александр Жуков уже заранее решил поделить будущие поступления и выступил за частичное направление "лишних" налогов в региональные бюджеты.
В то же время чиновники Минфина утверждают, что закон об амнистии не повлияет на оперативную работу налоговых органов. Это довольно странное заявление, так как недавно было объявлено о крупном наборе в налоговые органы. ФНС неожиданно потребовалось почти 15 тысяч работников, причем значительная их часть будет заниматься как раз аудитом.
При этом Минфин не скрывает, что планируемое снижение налоговой нагрузки будет компенсироваться ужесточением налогового контроля. Пакет поправок по усовершенствованию налогового администрирования попадет в Госдуму уже в сентябре-октябре.
На самом деле еще неизвестно, зачем самим россиянам может понадобиться амнистия капиталов. Ведь многим будет очень непросто припомнить, чем они занимались в смутные девяностые. Кроме того, при ближайшем рассмотрении от такой меры, как амнистия капиталов в России, попахивает популизмом - ведь даже при самом удачном раскладе легализуется не более 2-3 процентов ВВП.
В то же время бизнесмены, не решившиеся на отзыв своих капиталов из зарубежных банков, будут недобро смотреть на власть и небезосновательно начнут опасаться закручивания гаек. В конечном итоге это может привести к оттоку капитала, так как и решение воспользоваться амнистией, и решение не декларировать свои старые грехи приводят лишь к увеличению рисков для бизнеса.