Решение руководства лондонской компании Gate Gourmet, занимающейся поставками питания для нескольких британских авиапредприятий, уволить 600 своих сотрудников практически парализовало работу одной из крупнейших авиакомпаний мира.
Проблемы у компании Gate Gourmet начались несколько лет тому назад. Для того чтобы выйти из затяжного финансового кризиса, руководство компании приняло решение уволить часть своих сотрудников и последние несколько месяцев вело переговоры об этом с представляющим их интересы Профсоюзом работников транспорта и неквалифицированных рабочих.
В среду, после того как несколько работников Gate Gourmet все же были уволены, сразу несколько сотен их коллег устроили забастовку в знак протеста против планов реструктуризации компании. Забастовка получилась не санкционированной, и руководство Gate Gourmet, не долго думая, уволило всех недовольных. В общем и целом, по сведениям журналистов, число работников Gate Gourmet, потерявших работу за последние дни, составило более 800 человек.
Последствия этого решительного шага не заставили себя ожидать. Например, уже в четверг крупнейшая авиакомпания British Airways была вынуждена отменить часть своих рейсов из-за нехватки питания для пассажиров. Некоторые самолеты, рейсы которых по разным причинам отменять не стали, вылетели из Хитроу без каких-либо съестных припасов на борту. Впоследствии пассажиры вспоминали, что за все время полета им предлагали только напитки.
С этими проблемами British Airways как-нибудь справились бы. В конце концов, Gate Gourmet - не единственная компания, поставляющая питание для пассажиров, и, пойдя на некоторые финансовые расходы, ситуацию можно было бы исправить. Однако в четверг по воздушному сообщению Великобритании (да и всего мира) был нанесен новый удар.
Дело в том, что демонстрация уволенных сотрудников Gate Gourmet, проходившая, при поддержке профсоюза, воле лондонского аэропорта Хитроу, привлекла внимание наземного персонала самой British Airways, прекратившего работу в знак рабочей солидарности с уволенными коллегами. Уже через несколько часов British Airways была вынуждена отменить все исходящие рейсы из Хитроу, а в ночь с четверга на пятницу объявила, что прекращает вообще все рейсы через Хитроу по меньшей мере до вечера пятницы.
Всего, как сообщили представители British Airways, было отменено более 500 рейсов. Только вечером в четверг свыше 15 тысяч пассажиров не смогли покинуть аэропорт. Около 10 тысяч человек в результате разъехались по домам, остальные остались ночевать в Хитроу - в самом здании аэропорта и в расположенных рядом с ним отелях.
В пятницу ситуация не улучшилась. По предварительным подсчетам, в результате забастовки работников British Airways в Хитроу "застряли" более 70 тысяч человек. Сотрудники British Airways рекомендуют пассажирам, вылет которых намечен на пятницу, не приезжать в аэропорт, тех же, кто уже находится в Хитроу, пытаются отправить к месту назначения самолетами других авиакомпаний.
Проблемы British Airways не исчерпываются ситуацией в Хитроу. Как подчеркнул глава компании Род Эддингтон, более 100 самолетов и более 1000 человек из числа их экипажей оказались из-за происходящего "рассеянными по всему миру".
Когда возобновится деятельность аэропорта, неизвестно. 22.00 по местному времени - время, до которого British Airways официально отменила все рейсы - срок условный и никак не соотносящийся с какими-либо планами компании, бастующих, профсоюза или кого-либо, кто может повлиять на ситуацию.
По всей видимости, возобновления работы аэропорта не удастся добиться до тех пор, пока не будет решен вопрос с уволенными сотрудниками Gate Gourmet, который, в частности, предстоит обсудить на экстренной встрече руководства компании с бастующими и профсоюзными боссами, которая состоится в пятницу.
Руководство British Airways выступило с призывом к обеим сторонам пойти на компромисс и, ради людей, страдающих из-за ситуации в Хитроу, как можно скорее урегулировать свои разногласия, но надежды на это мало, так как позиции сторон прямо противоположны: бастующие требуют своего безусловного восстановления, руководство компании заявляет, что об этом не может быть и речи.
Но даже если случится чудо и уже сегодня вечером все сотрудники British Airways вернутся к исполнению своих обязанностей, понадобится немало времени для того, чтобы нормализовать ситуацию в Хитроу, и к нормальной деятельности British Airways сможет вернуться не раньше чем через три или четыре дня.
Пока что сложившаяся ситуация обходится British Airways примерно в 10 миллионов фунтов в день, но этим ее потери не ограничатся. Компания уже готовится выплачивать компенсации тем тысячам пассажиров, которые из-за забастовки не смогли попасть к месту своего назначения. В каждом конкретном случае размеры выплачиваемой суммы будут рассчитываться отдельно, однако каждый пассажир будет иметь право по меньшей мере на возмещение стоимости билета.
Но компенсации, извинения, дополнительные билеты - это все будет потом, когда кризис так или иначе разрешится и люди наконец попадут туда, куда собирались (либо откажутся от этой мысли и вернутся туда, откуда ехали). Пока что десятки тысяч пассажиров, готовившихся отправиться в отпуск, возвращающихся из отпуска, совершающих деловую поездку, оказались фактически запертыми в Хитроу, без какой-либо надежды покинуть его в ближайшее время.
Вся вина за это, несомненно, будет возложена не на никому не известную пищевую компанию, которая, собственно, и спровоцировала весь этот кризис, а на British Airways, одну из крупнейших авиакомпаний мира. Этому отчасти способствует и то обстоятельство, что сама компания оказалась явно не готова к подобным происшествиям.
"Застрявшие" в Хитроу пассажиры жалуются, что сотрудники British Airways ничего им не сообщают, а если сообщают, то это оказывается неправдой, что они не знают, стоит ли вообще ждать вылета, и если стоит, то когда. Многие пассажиры не могут получить свой багаж и боятся лишиться своих вещей.
"Горячие" телефонные линии, созданные British Airways для того, чтобы держать пассажиров в курсе происходящего, постоянно заняты. Тем же пассажирам, которым удалось дозвониться до справочного центра, это не помогло: многие из людей, томящихся в Хитроу, говорят, что по телефону им сказали приезжать в аэропорт, хотя сотрудникам авиакомпании должно было быть известно о том, что никаких рейсов до вечера не будет.
В нелегком положении очутились также пассажиры British Airways, оказавшиеся в десятках аэропортов многих стран мира без всякой надежды на скорое возвращение на родину.
Несомненно, все случившееся станет серьезным ударом не только по кошельку, но и по репутации авиакомпании. Ирония ситуации заключается в том, что основным виновником случившегося является наземный персонал British Airways, сотрудники компании, на которых до этого события никто особенно не обращал внимания. Бастуют не пилоты, диспетчеры или стюарды, от которых до недавнего времени зависела репутация авиакомпании. Сейчас судьба British Airways в руках у грузчиков, упаковщиков, носильщиков - людей, считавшихся незначительными и легкозаменяемыми, но без которых, как неожиданно выяснилось, обойтись не легче, чем без пилотов.
Михаил Ткаченко