17 августа стало известно о том, что МВД РФ задержало рекордную партию контрабандных мобильных телефонов - ее объем оказался сопоставим с двухмесячным объемом продаж по Московской области. По словам милиционеров, незаконные поставки проводились через аэропорт "Шереметьево", а оперативная разработка контрабандного канала производилась с января. Нелегальные "мобильники" изымались не поштучно, а на вес, причем речь идет о раблезианских количествах - десять фур, триста тонн.
По сообщению МВД, ущерб, ежемесячно наносимый Российской Федерации организованной преступной группой, деятельность которой была пресечена в "Шереметьево", составлял 2,5 миллиарда рублей. "Из Финляндии и Германии контрабандный товар грузовыми самолетами доставлялся на грузовые терминалы аэропорта "Шереметьево", а впоследствии поступал на склады временного хранения аэропорта, откуда с поддельными документами перемещался на внутренний склад вне территории таможенного контроля. Впоследствии контрабандный груз вывозился автотранспортом на склады крупнейших компаний, занимающихся реализацией сотовых телефонов на всей территории Российской Федерации", - сообщается в пресс-релизе министерства.
Прокуратура возбудила соответствующее уголовное дело по статье 188 - пока только по факту контрабанды, так что официальных фигурантов в нем еще нет. Но, по информации газеты "Коммерсант", в нем уже есть первые подозреваемые - это руководитель ООО World air transport (WAT) Яков Ардашников и директор компании "РУС-опт" Михаил Свинцов.
Согласно информации МВД, в рамках этого дела уже производятся обыски и изъятия на складах и офисах всех крупных российских продавцов мобильных телефонов. Сами продавцы телефонов информацию об обысках не подтверждают, но говорят, что изъятие указанной выше огромной партии приведет вскоре к 15-процентному подорожанию этих самых телефонов. Несмотря на эти угрозы, очередной факт, подтверждающий эффективность работы наших правоохранительных органов, можно было бы встретить с удовлетворением, если бы не сразу возникающие по этому поводу некоторые дополнительные соображения.
Все аналитики сходятся на том, что 2005 год будет переломным для дилеров мобильной связи - мелкие игроки обанкротятся или будут вынуждены присоединиться к крупным операторам. Рынок этот уже достаточно развит, в этом году даже прогнозируется падение темпов его роста с 30 до 7-10 процентов. На нем есть несколько крупнейших игроков федерального масштаба - "Евросеть", Dixis и "Максус" (брэнд "Связной"), и они озабочены сегодня вопросами региональной экспансии: скупают мелкие сети салонов связи в глубинке или открывают там свои. Казалось бы, новому крупному игроку федерального масштаба на структурированном и развитом рынке взяться неоткуда - никто не отдаст ему часть своего сектора.
Но тут надо сделать одно замечание. Продажа мобильных телефонов - бизнес сравнительно малоприбыльный, доходность на нем исчисляется какими-то процентами, и при резком падении оборотов продавцу трубок очень легко обанкротиться, каких бы солидных масштабов ни достигала его деятельность. Денег в случае чего ему занять будет негде. Фактически все, что у него есть существенного - это складские запасы, и остаточная стоимость его бизнеса будет невелика.
Данный факт наинагляднейшим образом продемонстрировало недавнее враждебное поглощение нынешним лидером рынка трубок, сетью салонов связи "Евросеть", бывшего лидера этого рынка, компании "Техмаркет". Когда газета "Коммерсант" обратилась к биржевым аналитикам за комментариями, те оценили возможную сумму этой сделки в 120-150 миллионов долларов (исходя из того, что дела компании находятся в полном порядке), тогда как опрошенные "Ведомостями" участники рынка приводили совершенно другую цифру - 6 миллионов. Именно столько составляли просроченные долги "Техмаркета" поставщикам. И когда Motorola подала на "Техмаркет" в суд, руководство компании оказалось буквально в безвыходной ситуации и вынуждено было продать компанию "Евросети" по остаточной стоимости.
Практически одновременно с информацией о поглощении "Техмаркета" на рынке мобильных телефонов был разыгран еще один сюжет. Владелец "Евросети" Евгений Чичваркин в свойственной ему экстравагантной публичной манере - при помощи распространения в Интернете якобы случайно попавшего туда внутрикорпоративного письма - поссорился с одним из своих крупных поставщиков, российским отделением компании Samsung. В письме Чичваркин обвинял Samsung в поддержке незначительных продавцов, из-за чего отменял комиссию за продажу трубок Samsung в салонах сети и даже предписывал сотрудникам своей компании избавиться от самсунговских телефонов, находящихся в личном пользовании.
Этот хорошо рассчитанный приступ ярости объяснялся очень просто: в тот же день стало известно, что Samsung станет стратегическим партнером крупнейшего отечественного продавца бытовой техники, компании "Эльдорадо". Компания планирует выйти на перегретый и давно поделенный рынок мобильного дилинга и стать на нем игроком федерального масштаба.
Казалось бы, "Эльдорадо" не может рассчитывать на быстрый рост своего нового подразделения. Но после того, как МВД изъяло огромную партию "серых" телефонов, у всех действующих лидеров рынка опустеют склады, и произойдет тот самый сбой, который не только ослабит их рыночные позиции, но и вообще может стать фатальным для некоторых компаний. В этой ситуации планы "Эльдорадо" по выходу на федеральный рынок торговли трубками смотрятся совершенно новым и очень привлекательным образом.
Следует отметить, что традиции торговли "серыми" трубками на российском рынке очень давние - они идут еще с тех пор, когда ввезти новый телефон легально было практически невозможно из-за проволочек с сертификацией, а "разлоченные" дотируемые аппараты европейских операторов были повсеместным явлением. Точную цифру присутствия "серых" телефонов на росссийском рынке сейчас назвать невозможно - есть только экспертные оценки, а они колеблются в диапазоне от 8 до 90 процентов. Единственное, что можно сказать по этому поводу - официальная таможенная пошлина на телефоны составляет 20 процентов плюс НДС. Понятно, что компания, которая торгует телефонами, ввезенными легально, не сможет конкурировать с продавцом контрабанды. А масштабы проведенных МВД изъятий не оставляют, к сожалению, сомнений в том, что контрабанда мобильных телефонов в России до недавнего времени была делом очень распространенным.
И тут вырисовывается еще один аспект "мобильного дела". Пока что официальных обвиняемых по нему нет, оно заведено просто по факту контрабанды. Но если таковые появятся, то квалифицировать их действия придется по третьей части статьи 188-й, предусматривающей уголовную ответственность за регулярную контрабанду. Наказание за эти действия предусматривается в виде тюремного заключения на срок от пяти до десяти лет.
И хотя поставки проходили через подставные компании, зарегистрированные на утерянные паспорта, нет особенных сомнений в том, что при насущной необходимости любой российский суд вполне сможет установить факт аффилиированности этих однодневок с более крупными и респектабельными участниками хозяйственной деятельности.
Так что вполне возможно, что в ближайшее время российский рынок продажи мобильных телефонов ждет кардинальный передел, а некоторые особенно яркие его деятели как по волшебству могут превратиться из героев отечественной экономики в фигурантов уголовных дел. Без телефонов мы, конечно, не останемся, но они действительно могут подорожать за счет того, что их продавцы начнут наконец безукоснительно выплачивать таможенные пошлины. Естественно, лишь те из них, которые смогут выжить в сложившейся ситуации.
Павел Рябиков