МАКС закончился. Последними над летным полем показали свою программу пилоты из группы "Русь" на самолетах Л-39, за ними пролетел одинокий МиГ-21, после чего зрители грустно стали расходиться. Праздник прошел... На полузакрытых воротах павильона "Сухой" скотчем был приклеен листок "Закрыто, приходите через два года, в 2007", ветер гонял по полю мусор, и шум улетающего "МиГа" уже резал слух. А еще несколько часов назад для всех тех, кто находился на летном поле и стоянках самолетов в подмосковном ЛИИ имени Громова, оглушающий грохот реактивных двигателей был самым естественным на свете звуком.
Он заполнял собой все пространство, не давая говорить по мобильным, спрашивать дорогу, брать интервью, делиться друг с другом впечатлениями. Даже на итоговой пресс-конференции, в которой участвовали глава ФАП Борис Алешин и главком ВВС Виктор Михайлов, им приходилось делать короткие перерывы, когда какой-нибудь "Су" заходил на очередную "горку".
Этот звук накрывал автобусы с посетителями авиасалона еще на подъезде к Жуковскому. Автобусы ехали мимо оцепления, выставленного вдоль дороги, и милиционеры все как один смотрели в небо, окончательно интригуя тех, кто не мог сквозь автобусное стекло разглядеть, что творится там, в вышине.
Доведенные этим звуком до полного исступления фотографы начинали отчаянно снимать еще в пути. При въезде в ЛИИ на постаментах установлены различные военные самолеты. Не в силах сфотографировать то, что творилось в небе, посетители с фотоаппаратами вымещали свое рвение на этих старых машинах, прохожих, ангарах. Но вот автобус въезжал на окраину летного поля, и, радостно вывалившись из него, посетители бросались в море таких же, как они, людей - тех, кто пришел на МАКС-2005.
И вот праздник окончился. На пресс-конференции, посвященной завершению МАКСа, никаких итогов не подводилось. Авиасалон - это не ярмарка, а, скорее, выставка достижений авиационного хозяйства страны. В данном случае - России. Поэтому "итогами" МАКСа скорее можно назвать те экспонаты, которые авиастроительные фирмы подготовили к его началу.
МиГ-29ОВТ, Ил-76МФ, Ту-334, Як-130 и многие, многие другие самолеты, созданные в последние годы и выставленные на МАКСе, стали итогами двухгодичного периода в авиастроительной жизни страны. Некоторые из этих машин были представлены широкой публике впервые, другие уже показывали ранее. Национальная авиационная выставка - это презентация авиационной индустрии государства.
Уровень национального авиасалона почти невозможно определить напрямую, исходя из каких-либо показателей. Те же контракты, которые, казалось бы, могут продемонстрировать его международный статус, тоже являются, по сути, частью экспозиции. Их готовят годами, и авиасалон, на котором заключаются контракты, является торжественным обрамлением заключенной сделки. Итоги МАКСа, может быть, стоит подвести через два года - многое из того, что будет продано в будущем, покупатели впервые увидели в течение последних шести дней.
Впрочем, на МАКСе заключенных контрактов хватало с избытком. Только "Ильюшин-Финанс" договорилась о поставках 56 самолетов различных моделей, в том числе Ан-148, Ил-96 и Ту-204. Стоимость только этих контрактов составила более 1,6 миллиарда долларов. А еще были многие другие. Организаторы салона на пресс-конференции признались, что пока еще не готовы привести все цифры, и пообещали опубликовать их позднее.
Что ж, любителям статистики и точных цифр мы посоветуем вооружиться терпением, а тем, для кого МАКС стал просто большим авиационным праздником, остается ждать следующего салона. До него осталось недолго - всего лишь 730 дней. А организаторы уже пообещали сделать его во много раз более зрелищным, чем тот, что окончился 21 августа 2005 года.
Будущий пилот... ...и руководитель полетов Молодежь развлекается на виртуальном "Мессершмидте", правда, с красными звездами на крыльях Па, я похож на истребителя?
Наглядная реклама Дварф. Он приглашал всех "полетать" на авиасимуляторе "Ил-2" Первым делом, молодой человек, самолеты! Технические консультанты - специалисты по реактивным двигателям
Итальянских пилотов постоянно останавливали, чтобы попросить автограф Но когда по громкой связи объявили, что автографы будут раздавать "Стрижи"... Образовалась давка, и организаторы объявили, что в одни руки будут давать один автограф Пилоты из группы "Стрижи" Сергей Васильев (на переднем плане) и Александр Белов
На глазах у зрителей какой-то самолет накрыл дымовой завесой все летное поле, попытавшись запустить двигатель "Стрижи" пролетели... Этот человек не был пьян, на МАКСе вообще не было пьяных - он просто лег посмотреть на небо Некоторые журналисты на шестой день работы на МАКСе спали уже прямо в пресс-центре в перерывах между брифингами
На МАКСе было много ненастоящих пилотов и космонавтов. Некоторые сопротивлялись, не желая участвовать в выставке Другие наоборот - с охотой позировали Автопилот... Пассажир "Клипера", такой же настоящий, как и сам корабль
Приходите через два года Самолеты в море Авиация и кавалерия Какая техника и без ветоши?
"Стрижи" в полете "Стрижи" выступают на МиГ-29 Праздничный салют над трибунами Они улетели, но вернутся через два года
"Русские витязи" Группа летает на Су-27 Реанимация на МАКСе, к счастью, никому не понадобилась Выступления пилотажных групп буквально гипнотизировали толпу
Frecce Tricolori Самолеты летят на минимальном расстоянии друг от друга На самом деле никто никого не сбивал Frecce Tricolori в переводе с итальянского означает "трехцветные стрелы"
Patrouille de France Patrouille de France участвовали в программе полетов только с 18 августа Группа работает с 1954 года Французы летают на самолетах AlphaJet
Павел Аксенов, Алексей Гапеев