История погашения нашего долга перед Парижским клубом началась 13 мая 2005 года, когда российские дипломаты после долгих переговоров относительно условий будущего погашения договорились о том, что страны-кредиторы Парижского клуба позволят России досрочно выплатить почти треть задолженности.
Сторонам удалось договориться о том, что оплата будет производиться по номиналу. Это означало, что Россия не получит скидку за досрочное погашение, а страны-кредиторы, в свою очередь, компенсации за неполученные проценты. Минфину предстояло в течение четырех месяцев выплатить более 15 миллиардов долларов.
Уложились в три с небольшим месяца, почти как планировали.
Вообще говоря, страна должна была окончательно расплатиться на два дня раньше, 20 августа. Однако чиновники в момент подписания договора не обратили внимания на то, что 20 августа выпадает на субботу. Из-за этого было принято решение перенести платеж на понедельник, однако буквально в последний момент большая часть из последних 2,3 миллиардов долларов была переведена кредиторам еще 19 августа. Оставался финальный аккорд.
Итак, в День государственного флага Российской Федерации Министерство финансов РФ заявило о завершении выплаты по досрочному погашению долга перед членами Парижского клуба кредиторов. Эту непростую процедуру совершали в три приема - 15 и 29 июля выплатили 13 миллиардов долларов, а еще 2,3 миллиарда выплатили в августе. Агентом правительства выступил Внешэкономбанк, а необходимые средства были взяты в Стабилизационном фонде.
Всего Россия выплатила деньги 16 странам. В июле свои деньги получили 11 из них: Австралия, Великобритания, Голландия, Германия, Дания, Италия, Канада, США, Франция, Финляндия и Швеция. 19 и 22 августа были перечислены деньги остальным странам: Австрии, Бельгии, Испании, Норвегии и Японии.
Кроме того, 22 августа все страны-кредиторы СССР (их всего 17) в соответствии с оригинальным графиком платежей получили еще около 2 миллиардов долларов.
Как известно, именно Россия взяла на себя долги бывшего СССР. Всего по состоянию на апрель текущего года страна была должна свыше 220 миллиардов долларов. Среди них были и долги СССР Парижскому клубу - свыше 40 миллиардов. К слову сказать, новый российский долг кредиторам клуба составлял в то время 3,9 миллиарда долларов, то есть в целом России предстояло выплатить почти 45 миллиардов. Около 18 миллиардов долларов из этой суммы приходилось на долю Германии.
Так или иначе, мы выплатили 15,3 миллиарда. Таким образом, долг России Парижскому клубу теперь составляет 28 миллиардов долларов.
И здесь мы подходим к главной интриге. Дело в том, что при таких темпах наполнения Стабилизационного фонда мы могли бы выплатить весь долг Парижскому клубу в течение одного, максимум двух лет. Однако на это рассчитывать не стоит, потому что кредиторы и думать не хотят о том, чтобы так быстро получить свои деньги обратно.
На это есть объективные причины - в частности, по словам директора департамента международных финансовых отношений Минфина РФ Сергея Сторчака, некоторым кредиторам необходимо иметь в своем долговом портфеле долги России. Это, в свою очередь, означает, что точку в отношениях с Парижским клубом страна может поставить только к 2020 году, когда приблизится срок реального, а не досрочного погашения.
Пока же страны-кредиторы клуба разрешили России лишь выступить с предложением повторить подобную операцию на аналогичных условиях. И, судя по косвенным признакам, это предложение вряд ли будет принято в скором будущем. Впрочем, наше правительство все равно пообещало попытаться. В следующем году.
В результате уже осуществленных досрочных выплат Россия сэкономит на процентах примерно 370 миллионов долларов. В масштабах государства - довольно небольшая сумма. Хотя Минфин и заявляет, что эти деньги пойдут на финансирование социально-экономических проектов внутри страны, с частью этой суммы, скорее всего, придется расстаться. И вот почему.
Сравнительно недавно Россия полностью погасила свой долг перед МВФ, составлявший 3,3 миллиарда долларов. Тогда чиновники тоже экономили на процентах и рассчитывали сберечь для национальной казны целых 204 миллиона долларов. Однако оказалось, что эти деньги в течение ближайших нескольких лет придется отдать МВФ в качестве членских взносов. Ведь ранее, когда страна была должником, она не платила членские взносы.
Теперь же Россия - полноправный член-кредитор МВФ, и в конце мая она уже сделала свой вклад. Членство в МВФ в этом году обошлось стране в 73 миллиона долларов. Примерно во столько же обошлась бы и вся экономия за год. Следует полагать, что и сэкономленные на парижском погашении средства также пойдут на обслуживание других долгов и статуса страны на международной арене.
Тут стоит отметить, что России еще повезло - ее квота, пропорционально которой растут членские взносы, в 6 раз меньше, чем у США.
Надо отдать должное российским дипломатам, договорившимся о выплатах на сравнительно справедливых условиях. Это было непросто, ведь, по словам президента Парижского клуба Жана-Пьера Жуйе, это самое крупное в истории клуба погашение государственного долга.
А замдиректора департамента государственного долга Минфина РФ Константин Вышковский сказал еще проще: проведенное погашение "не имеет аналогов в истории". Действительно, шестнадцать стран-кредиторов получили средства в девяти различных валютах. Все платежи проводились в рамках 27 индивидуальных двусторонних соглашений.
Правда, все же не вполне ясно, зачем нам вообще нужно ударными темпами избавляться от долгов Парижскому клубу. Эксперты еще до того, как произошло досрочное погашение, отмечали, что эта процедура слабо отразится на рейтингах страны. Оно и понятно - соотношение долг/ВВП у России одно из лучших в ее классе. Настолько лучшее, что дальнейшая "накачка" этого макроэкономического показателя бесполезна. Ведь рейтинг повышают не за один показатель, а за их совокупность.
Выше мы показали, что деньги тоже экономятся не бог весть какие - менее промилле от ВВП. Значит, следует предположить самое невероятное - правительству по каким-то своим внутренним причинам нужно навести порядок в области внешнего долга. Можно указать и примерный срок наведения этого порядка - 2008 год, когда будет проведена регулярная сдача-приемка страны под названием "президентские выборы".
Кстати, Россия-2008 по планам правительства вообще не будет похожа ни на Россию девяностых, ни на Россию нулевых. Это страна, в которой инфляция находится на стимулирующем промышленность уровне. Она является членом ВТО. В ней создана крепкая банковская система. Показатель долг/ВВП у нее - один из лучших в мире. В ней уже третий год идут инфраструктурные проекты, на которые тратятся ежегодно десятки миллиардов рублей. И, наконец, в ней газ и нефть принадлежат государству, а в Стабфонде лежат невероятные средства, застрахованные при помощи вложений в зарубежные ценные бумаги.
Таким образом, если для России девяностых было характерно восстановление хозяйственных связей, а для России нулевых - восстановление примата госвласти над хозяйством страны, то, похоже, с 2008 года начнется поиск внутренних проектов, в которые можно с пользой вложить накопленное.
А пока нам остается только смотреть на отчеты ЦБ об объеме внешнего долга России и осознавать, что несмотря на возвращение разным кредиторам 15 миллиардов долларов, в целом мы остаемся должны еще почти 200.