Давно уже террористов так крепко не побеждали. На закончившихся в четверг российско-китайских учениях каждый "условный сепаратист", окажись он на самом деле на полуострове в провинции Шаньдун, пожалел бы о том, что встал на свой тернистый путь. В течение нескольких дней китайские и российские войска захватывали и уничтожали врага с моря, воздуха и земли, бомбили обычными и высокоточными бомбами, расстреливали крылатыми ракетами, давили танками и сапогами, пока, наконец, в четверг мощным военно-воздушным аккордом не завершили разгром крупной "банды террористов". На месте условной кровавой сечи победители устроили парад, в котором участвовали как солдаты, танки и бронемашины, так и военные самолеты. Учебная операция удалась на славу.
Совместные учения "Мирная миссия - 2005", которые завершились в четверг, готовились не один месяц. О них публично заговорили еще в декабре 2004 года по окончании визита министра обороны России в Китай. Уже тогда вместе с анонсом предстоящих маневров в речи Сергея Иванова и его китайского коллеги прозвучали заверения в том, что учения не будут направлены против третьих стран. Однако мировое сообщество (в первую очередь - пресса) тут же прилепили к ним несколько ярлыков. Комбинация Россия-Китай, как в западных, так и восточных СМИ, называлась не иначе, как антиамериканской по своему характеру.
Все дело в Тайване. Несмотря на заверения министерств обороны РФ и КНР о том, что они намерены отрабатывать абстрактные операции против совершенно условного противника, все тут же связали высадку многочисленного морского и воздушного десанта с применением стратегической авиации и крупных сил флота с агрессивными планами Китая по отношению к близлежащему острову. Китайцы не скрывают, что готовы вернуть Тайбэй под юрисдикцию Пекина любым путем, включая военный. Невзирая на то, что в числе военных союзников Тайваня числятся США.
И правда, масштабы "антитеррористических" учений с применением стратегической авиации, флота и 10 тысяч военнослужащих не могут не смутить. Никакие террористы, включая сепаратистов, не действуют столь масштабными соединениями, против которых на этой неделе сражались российско-китайские войска, развернувшие по сути общевойсковую операцию. Этот факт окончательно убедил западные СМИ в том, что Россия и Китай готовятся к штурму Тайваня, который защищают американские войска и флот.
Обсуждая "Мирную миссию - 2005", на Западе также всерьез заговорили о создании новой оси Москва-Пекин. Китай и Россия, по словам политических обозревателей, объединились перед лицом угрозы американской экспансии в Средней Азии. Мол, благодаря учениям настоятельные просьбы ликвидировать американские базы в этом регионе будут звучать намного весомее. Многие даже всерьез стали обсуждать возможность появления нового военного блока в противовес НАТО и о будущем влиянии этого блока на регион и на мир в целом.
Еще одной целью проведения учений (вернее, причиной, по которой в них участвовала Россия), аналитики объявили желание "Рособоронэкспорта" поставить в Китай новые стратегические бомбардировщики Ту-160 и Ту-22М3. О том, что в ходе совместных маневров Россия устроит рекламную демонстрацию своих военных товаров - самолетов, кораблей и бронетехники, косвенно намекнул начальник Генштаба РФ Юрий Балуевский. В одном из интервью он заявил, что Россия в Китае собирается применять "не столько солдатские массы, сколько современную технику, морские силы, авиацию, в том числе стратегическую, и подводные лодки". Это позволило экспертам назвать "Мирную миссию - 2005" своеобразным показательным выступлением российской техники перед потенциальными китайскими покупателями. Наиболее перспективным товаром при этом смотрелись Ту-160 и Ту-22М3 - самолетов такого класса на вооружении КНОА нет.
Несмотря на все свои старания, российские и китайские политики и военные так и не смогли аргументированно объяснить, почему их совместные учения не носят антитайваньский и антиамериканский характер. Слова о необходимости подготовиться к подавлению сепаратистов, действующих на территории стран ШОС, прозвучали малоубедительно. Ни одна из группировок, существующих в настоящее время в этом регионе, не способна накалить обстановку настолько, чтобы с ней пришлось бороться стратегической авиации и флоту сразу двух стран.
Причем следует помнить, что определение "антитеррористические" в настоящее время присваивается любым маневрам чуть ли не во всем мире. В условиях, когда главный враг мирового сообщества - мировой терроризм, других учений и быть не может. "Антитеррористическими" были, к примеру, морские маневры "Панамакс-2005", в которых участвовали военные корабли сразу девяти американских стран. Они отражали агрессию неких террористов, захвативших ни много ни мало Панамский канал (организаторов "Панамакса", кстати, тоже можно было заподозрить в подготовке агрессии против Кубы).
Демонстрация техники - также версия малоубедительная. Китайцы давно уже знают обо всех достоинствах и Ту-160, и Ту-22М3. Если продажа этих машин состоится, то их выступления на учениях "Мирная миссия - 2005" уже не повлияют на соответствующие решения на уровне правительств. Такие соглашения готовятся годами, а демонстрационные полеты и пуски совершаются безо всякой шумихи в прессе.
Говорить о создании военного альянса между Москвой и Пекином также пока рано. У России и Китая слишком мало общих точек соприкосновения - экономических и политических. Назвать соседнюю страну глобальным партнером пока не поторопился ни один крупный российский политик. Противоречий в международных интересах двух стран слишком много, чтобы они заключили устойчивый союз, а внешняя угроза - слишком призрачна, чтобы заставить Россию и Китай объединиться, позабыв про разногласия. Кроме того, даже если Китай и решится штурмовать Тайвань (что далеко не очевидно), то Россия, скорее всего, не станет вмешиваться в этот конфликт.
Так для чего нужны были эти маневры, которые только российской казне, по официальным данным, стоили 5,5 миллиона долларов? Возможно, "Мирная миссия-2005" - это одна из самых грандиозных пиар-акций российского правительства, целью которой было показать, что отечественные вооруженные силы еще могут воевать. За последние годы редкие крупные учения обходились без ЧП. Вспомним гибель АПЛ "Курск" в августе 2000 года, неудачный пуск стратегических ракет с подводных лодок в Баренцевом море в феврале 2004-го, целый ряд происшествий помельче, включая недавнюю историю с батискафом АС-28 на Камчатке. Столь серьезные и многочисленные аварии, сопровождаемые большим числом публикаций в российской и иностранной прессе о бедственном положении российской армии, создали образ полуразваленной структуры, вооруженной старым и небоеспособным оружием, которая вообще не в состоянии отразить какую-либо угрозу. Все еще тлеющий конфликт в Чечне также не добавляет славы российскому оружию.
В такой ситуации самым удачным ходом для российских властей стала бы маленькая, но чрезвычайно победоносная война. Однако нет войны - подойдут учения. Желательно крупные и желательно международные - для авторитету. Поставив на Китай, Кремль не ошибся - судя по результатам соцопроса ВЦИОМ, 36 процентов россиян предпочли бы поддержать Китай, если бы между Вашингтоном и Пекином возник конфликт. За поддержку США высказался только 21 процент опрошенных.
В российском обществе китайская идея вообще довольно популярна - образ врага в сознании среднего россиянина до сих пор крепко увязан со звездно-полосатым флагом, и поэтому китайские экономические и политические успехи воспринимаются как победа союзника. На таком общественном фоне масштабные военные игры со страной, которая идеологически противостоит Западу и вызывает его уважение, - это достаточно сильная карта и во внутриполитической игре.
Что же касается собственно Китая, то и тут учения стали прежде всего событием политическим. "Мирная миссия - 2005", как и многочисленные заявления МИД КНР по "тайваньскому вопросу", является той самой "игрой мускулами" на глазах у соседнего острова, в которой организаторов учений обвиняли в мировой прессе. Вот только российские войска тут ни при чем - захватывать Тайвань они не будут никогда. Равно как и китайцы - в самом Тайване существует довольно сильное прокитайское лобби, которое выступает за воссоединение с метрополией мирным путем. Поэтому борьбу за влияние на Тайвань КНР, скорее всего, по-прежнему будет вести политическими методами.
Справедливости ради стоит отметить, что организовать столь сложные совместные маневры так, чтобы на них не произошло ни одного крупного ЧП - это задача, за выполнение которой не стыдно и государственную награду получить. В ходе учений российские и китайские военнослужащие выполняли совместные операции - десантирование с самолетов и кораблей, воздушные налеты, морские операции. Поэтому говорить о том, что российская армия небоеспособна, после "Мирной миссии - 2005" уже нельзя. Все-таки набрать несколько тысяч грамотных и опытных солдат и офицеров мы можем. Можем также провести отдельно взятую сложную и широкомасштабную военную операцию. Только вот судить о боеспособности всех частей Вооруженных сил по действиям нескольких сводных рот тоже не стоит.
Впрочем, для большинства обывателей гораздо важнее то, что российскую армию в кои-то веки испугались. Действительно, на вопрос: "Кто на нас с Китаем?", - мало кто сможет ответить достойно. Радует одно - такой вопрос вряд ли выйдет за пределы внутрироссийских политических игр и китайско-тайваньских переговоров.
Павел Аксенов