В ночь с 26-го на 27-ое августа у Павелецкого вокзала в Москве произошла драка. Событие достаточно бытовое, если не принимать во внимание личности участников инцидента, в результате которого с различными травмами были госпитализированы депутат Госдумы Иван Мусатов и офицер ГРУ с одной стороны и милиционер-стажер с другой.
Любопытные подробности произошедшего стали известны лишь спустя несколько дней после "массового побоища", как назвали это происшествие некоторые СМИ. Со слов помощника депутата Юрия Руды, все началось заурядно - члену комитета Госдумы по безопасности по каким-то своим, не то личным, не то депутатским делам потребовалось встретиться с двумя друзьями - отставным полковником ГРУ Сергеем Соколовым и действующим офицером ГРУ Андреем Кармановым. Встреча была назначена в 11 часов вечера у Павелецкого вокзала.
Соколов, опередив своего бывшего коллегу, пришел на встречу первым и подсел к своему другу в машину. По словам Мусатова, вскоре после этого он увидел, что двое или трое людей в штатском избивают на улице какого-то мужчину. Прохожие, как отметил парламентарий, пытались вмешаться и заступиться, однако таинственные люди в штатском "советовали им не вмешиваться и идти отсюда". Тогда Мусатов решил "вмешаться как депутат и остановить это избиение". При этом его служивый и мудрый товарищ отговаривал молодого депутата, предположив, что "это какие-то внутренние разборки". Руда, описывая те события в подробностях (видимо, со слов шефа), обращает внимание, что "паренька избивали ногами и милицейскими дубинками", причем это процесс был единожды прерван, когда его прислонили к стене и сфотографировали.
Чаша терпения народного избранника переполнилась, когда нападавшие повели мужчину в сторону сквера. "Испугавшись, что того могут вообще зарезать или надавать ему по голове, я бросился к ним наперерез", - рассказал депутат. Он выскочил из машины и со словами "прекратите этот беспредел" подошел к хулиганам, сразу же получив удар кулаком в челюсть. Как позже установило следствие, первый удар депутату нанес стажер Замоскворецкого РОВД Хасанов, который и был одним из "людей в штатском". Его старший коллега, сержант Мамырин (второй "в штатском"), руководствуясь чувством локтя, бросил свою жертву и также переключился на Мусатова. Теперь члена комитета ГД по безопасности и мастера спорта по самбо избивали уже двое.
Сидевший до сих пор в машине Соколов, очевидно, не смог вынести этого зрелища - он решил вылезти и вмешаться в происходящее. Однако это ему не удалось - по словам Руды, на отставного полковника налетели еще невесть откуда взявшиеся 15 человек, повалили на землю и стали пинать ногами. Комментарии самого Соколова в СМИ пока не появлялись.
В это время к месту встречи прибыл запоздавший Карманов. Исходя из ведомых лишь ему побуждений, вежливый сотрудник ГРУ предъявил служебное удостоверение и представился. И тут же был сбит с ног.
Но офицер не растерялся - он достал травматический пистолет "Макарыч" с резиновыми пулями и несколько раз выстрелил в воздух. Поднявшись, он бросился к Мусатову, который к тому времени лежал на асфальте лицом вниз. Добежать Карманов не успел - его снова повалили и продолжили избивать. Карманов выстрелил еще раз, но уже прицельно: резиновая пуля попала в глаз стажеру Хасанову, который в то время сидел на поверженном депутате.
Когда Хасанов, крича от боли, слез с Мусатова, тот поднялся и побежал к стоящему рядом цветочному магазинчику. Двое обидчиков бросились за ним в погоню. Парламентарий, не видевший появления Карманова, показал им служебное удостоверение и представился депутатом. "Сам корочку рисовал?" - осведомились те, забрали удостоверение, надели на Мусатова наручники и продолжили бить. Депутат тщетно взывал к справедливости и громко требовал вызвать милицию. Избивающие заверили его, что милиция - это они и есть.
Что происходило в последующие минуты с Мусатовым и его друзьями из ГРУ, из прессы неизвестно. Можно предположить, что их по-прежнему методично избивали. Зато известно, что воинствующие милиционеры били не только эту троицу, но и попадавшихся под горячую руку приезжих, которые, не переставая, выходили из дверей вокзала.
Закончилось все неожиданно - на место драки приехал замначальника ГУВД Москвы генерал-майор Владимир Попов, который привез с собой наряд милиции и зампрокурора Москвы Сергея Лапина. Мусатов, вспоминая тот счастливый для него миг, рассказывает, что к месту происшествия просто подъехала машина и из нее вышел человек в форме офицера милиции. "Он снял с меня наручники, после чего я по мобильному вызвал "Скорую", и меня увезли в больницу", - делится избитый парламентарий.
Мусатов попал в Первую Градскую. У него обнаружили сотрясение мозга, повреждения печени и почек, а также перелом трех ребер и носа. Позже депутата перевезли в ЦКБ, где ему сделают пластическую операцию по восстановлению носа. Полковник в отставке Соколов попал в Институт Склифосовского с отбитыми почками и ранениями в области лица. Стажер Хасанов с выбитым глазом также находится в больнице. Что произошло с выстрелившим в него Кармановым, СМИ не сообщают.
Сержанты милиции Мамырин и Алексеев, догнавшие Мусатова у цветочного магазина, через три дня после драки были взяты под стражу. Им предъявлено обвинение в хулиганстве и превышении полномочий. Аналогичные обвинения планируется предъявить Хасанову, как только он выпишется из больницы. Как сообщили в прокуратуре Центрального округа Москвы, которая ведет это дело, все они уже сознались в избиении граждан.
При этом на допросе милиционеры особо подчеркивали, что находились не при исполнении служебных обязанностей. По словам обвиняемых, за полчаса до драки с депутатом одному из них на мобильный позвонила девушка коллеги и сказала, что того возле Павелецкого вокзала избили кавказцы. Отдыхающие в кафе поблизости милиционеры, подтянувшись к вокзалу, стали без разбора выдергивать из толпы мужчин, бить их и фотографировать, чтобы потом показать своему избитому сослуживцу "для опознания".
Следует отметить, что существовала и другая версия произошедшего. Она появилась в прессе еще до того, как прокуратура, основываясь на результатах предварительно следствия, предъявила обвинения, и потому представляется малоправдоподобной. Тем не менее ради справедливости стоит привести и ее.
Состоит эта версия в том, что пьяный Мусатов прогуливался с Соколовым возле станции метро "Павелецкая", когда друзей для проверки документов остановил милиционер. Возмущенный таким наглым поведением, депутат якобы достал удостоверение и напомнил о своей неприкосновенности, а милиционер стал настаивать, что может останавливать пьяных граждан любого ранга. В результате спора Мусатов и Соколов якобы набросились на милиционера, а проходящий мимо стажер Хасанов бросился на выручку коллеге. Однако обидчики повали защитника на асфальт, после чего Мусатов достал свой пистолет и трижды выстрелил в стажера.
Подтверждения эта версия не получила. Между тем, отец признанного пострадавшим парламентария, депутат Госдумы и замглавы комитета ГД по обороне Михаил Мусатов грозится, что "так это дело не оставит". Он отправил телеграммы генпрокурору Владимиру Устинову и министру внутренних дел Рашиду Нургалиеву с просьбой объективно разобраться и наказать всех виновных. "Это немыслимо, что сотрудники милиции, даже если они не на службе, позволяют вести себя подобным образом. А если бы у них было оружие, они что, стрелять начали бы?" - задается вопросом Мусатов-старший. И в этом с ним нельзя не согласиться.
Алексей Гапеев