Случилось то, о чем регулярно говорили на флоте в течение последних, как минимум, пяти лет. Ушел в отставку главком Владимир Куроедов. Периодичность появлявшихся в прессе прогнозов этого события восстановить просто - достаточно вспомнить о катастрофах, авариях и происшествиях на всех четырех российских флотах за последние годы. О его возможном уходе с поста главкома говорили после того, как утонул "Курск", пошла на дно К-159, сторожевик "Неустрашимый" получил повреждения из-за взрыва муляжа мины... Теперь, когда Куроедов отправился в отставку, многие заговорили о том, как он был хорош в роли главкома.
В серии коротких интервью, которое дали "Коммерсанту" бывшие российские военачальники, они заговорили о том, что что аварии произошли по объективным причинам, а Куроедов тут не при чем. Дескать, время такое, денег не хватает, флот потихоньку ржавеет, и так далее. Президент России Владимир Путин на встрече с руководством ВМФ и министром обороны также всячески хвалил бывшего главкома. По его словам, работа Куроедова "привела к определенным положительным сдвигам на флоте"... Однако эти речи больше похожи на то, как обычно расхваливают покойного - о нем говорят либо хорошо, либо ничего.
За время командования Куроедова на флоте произошли как минимум две крупных аварии, и большое число более мелких происшествий. Мелкими, правда, назвать можно не все из них - некоторые инциденты поставили под сомнение боеспособность Вооруженных сил РФ в целом.
12 августа 2000 года в Баренцевом море во время учений затонула атомная подводная лодка "Курск". Причиной аварии, согласно результатам расследования Генеральной прокуратуры, стал взрыв торпеды в одном из носовых аппаратов. Этот взрыв вызвал детонацию других торпед, в результате чего несколько носовых отсеков были уничтожены. Подлодка пошла ко дну. Никого из 118 человек ее экипажа спасти не удалось. Во время расследования катастрофы Куроедов в компании тогдашнего министра обороны Игоря Сергеева и командующего Северным флотом Вячеслава Попова пытался подать в отставку, но Путин ее не принял. Больше главком таких попыток не совершал.
30 августа 2003 года в трех милях северо-западнее острова Кильдин в Баренцевом море затонула подводная лодка К-159, которую буксировали на судоремонтный завод в городе Полярный для утилизации.
box#2083306
Понтоны, на которых буксировалась подлодка, оторвались, из-за чего лодка, потеряв остойчивость, пошла ко дну. На ее борту находились 10 человек, только один из них спасся. Тогда виновником аварии был признан командующий Северным флотом адмирал Геннадий Сучков, которого отстранили от должности и приговорили к 4 годам лишения свободы условно с испытательным сроком в 2 года.
Кроме этих катастроф, была целая серия более мелких происшествий "различной степени тяжести". Некоторые из них продемонстрировали полное отсутствие боеготовности ВМФ. Так в феврале 2004 года во время стратегических командно-штабных учений Северного флота три баллистических ракеты, которые должны были, стартовав с бортов АПЛ "Карелия" и "Новомосковск", поразить цели на камчатском полигоне "Кура", не смогли этого сделать.
АПЛ К-407 "Новомосковск" не смогла запустить две ракеты РСМ-54 "Синева" - на подлодке отказала навигационная система "Шлюз". АПЛ "Карелия" свою "Синеву" все-таки запустила, но ракета стала отклоняться от курса, и на 98-й секунде автоматическая система аварийного подрыва уничтожила ее. Все это произошло на глазах у президента, который наблюдал за учениями с борта ТК-17 "Архангельск".
В 2005 году произошла целая серия происшествий, в том числе и с человеческими жертвами.
23 марта 2005 года десантный корабль Черноморского флота России "Николай Фильченков" пересек границу Украины в районе Феодосии и без разрешения украинской стороны начал высадку десанта на морской десантный полигон в районе горы Опук. После того, как на место прибыли представители властей Украины, десантники вернулись на БДК, прекратив тренировку.
Это инцидент вызвал негативную реакцию МИД Украины, который вручил временному поверенному в делах Российской Федерации соответствующую ноту. Как заявили впоследствии представители ВМФ, причиной инцидента стала "несогласованность действий между украинскими властями и представителями командования Черноморского флота".
8 июня 2005 года в результате шторма в Финском заливе перевернулся учебный парусный ял с двумя офицерами и шестью курсантами штурманского факультета Санкт-Петербургского военно-морского института. В результате этого происшествия погибли пять курсантов и сопровождавший их капитан-лейтенант. Спасти удалось капитана третьего ранга, который также находился в лодке, и одного из курсантов.
box#2083308
Прокуратура обвинила в случившемся выжившего офицера, а министр обороны наказал за это происшествие нескольких командиров Балтийского флота.
Однако примерное наказание командиров не спасло Балтфлот от очередного инцидента. 30 июля накануне Дня ВМФ в Санкт-Петербурге чуть не утонул сторожевой корабль "Неукротимый". Во время репетиции парада у борта корабля был взорван муляж морской мины. Корабль дал течь, которую экипаж сумел залатать собственными силами. Тем не менее, "Неукротимый" не смог принять участие в торжествах.
Впоследствии выяснилось, что в мину заложили слишком мощный заряд, а взорвалась она намного ближе к корпусу корабля, чем должна была. Как и во всех предыдущих случаях, министр обороны наказал нескольких военачальников, не тронув Куроедова. Окончательно тучи над головой главкома сгустились через несколько дней.
5 августа на Камчатке затонул российский батискаф АС-28.
box#2083309
Он проводил плановые работы в бухте Березовая неподалеку от Петропавловска-Камчатского, когда запутался в проводах, шлангах (в этой бухте расположена подводная аппаратура Минобороны) и браконьерских сетях. Спасательная операция длилась трое суток. Поначалу военные пытались скрыть информацию о происшествии. Затем, после того, как о нем заговорили на местном радио и заявили иностранные спасательные организации, Минобороны пришлось признать факт аварии и пригласить иностранцев спасать российских подводников. В результате действий британских спасателей батискаф удалось поднять на поверхность.
Последнее происшествие поставило точку на карьере Куроедова. Сразу же после счастливого окончания операции по подъему батискафа анонимный чиновник Минобороны объявил в прессе, как и когда главком будет отправлен в отставку. Этот прогноз оказался самым точным - 5 сентября, в день, когда Владимиру Куроедову исполнился 61 год, президент подписал сразу два указа. Одним из них он перевел Куроедова из главкомов в военные пенсионеры, а другим - назначил на его место начальника Главного штаба ВМФ адмирала Владимира Масорина.
Возможно, для 61-летнего Куроедова, который с начала августа находится в госпитале, оставка будет в какой-то мере облегчением. Он тяжело болен, и не может командовать ВМФ в полной мере. Что же касается нового главкома Масорина, то уже в понедельник он дал свою первую пресс-конференцию в новом качестве. И вот тут как раз и развеялись окончательно все возможные иллюзии относительно "заслуг" Куроедова, о которых говорил Путин. На первой же конференции "новая метла" - Масорин жестко и коротко расправился со своим предшественником. Ни разу не упомянув его имени в связи с аварией батискафа, он обвинил в ней и руководство флотом и даже экипаж аппарата, ранее считавшийся героическим.
Масорин произнес яркую речь, в которой честно и открыто признал ошибки, допущенные командованием ВМФ ранее, но, к сожалению, не сказал ничего о будущем. Вернее, сказал, но речь его пока не сулит ничего тем, кто хотел бы увидеть на месте Куроедова радикального реформатора флота.
То, что российский флот нуждается в глубокой и кардинальной реформе, ясно даже непосвященным в адмиралтейские тайны людям. Кроме вышеперечисленных аварий и инцидентов, российский флот болеет множеством тяжелых и продолжительных болезней. Многочисленные отключения объектов ВМФ за долги, неустроенный быт офицеров и моряков, дедовщина в частях и учебных заведениях, массовые хищения, интриги в командовании (чего стоит заявление об аварийности флагмана Северного Флота, который в свое время чуть не "взлетел на воздух" из-за разногласий главкома с руководством СФ) - все эти проблемы требуют срочного решения. Однако Масорин в своей первой речи пообещал... продолжить линию прежнего командования ВМФ.
"Надо сохранить те направления, которые есть. Они прорабатывались не конкретным лицом, а главным штабом ВМФ. Если мы будем все делать по новой, то ни к чему не придем... У нас флот строится не так, как захочет Масорин, Иванов или Сидоров, есть основополагающие документы и я, в первую очередь, намерен следовать им", - сказал новый главком, и добавил, что ему была поставлена задача "сделать так, чтобы флот не сотрясал общественное мнение".
Что ж, если говорить о попытках успокоить общественное мнение, то Куроедов старался решать эту задачу изо всех сил. Во время катастрофы "Курска" командование ВМФ приложило невероятные усилия, чтобы информация об аварии не просочилась в прессу. О том, что на Камчатке затонул военный батискаф общество узнало совершенно случайно - после того, как на местную радиостанцию позвонила женщина, муж которой находился на АС-28.
box#2083310
Куроедов действительно старался, чтобы страну не "сотрясали" новости о происшествиях на флоте. Однако, в конце концов, именно эти "сотрясения" и привели к его отставке. Как будет решать эту проблему новый главком? Или замалчивание информации о гибнущих кораблях тоже входит в политику ВМФ, которую не в силах изменить Масорин?
Впрочем, по мнению некоторых военных обозревателей, долго Владимир Масорин в новой должности не продержится. В 2007 году ему исполнится 60 лет, и он формально может быть отправлен в отставку без объяснения причин - по возрасту. Возможно, новый главком - это "переходный" вариант для Минобороны, которое выбирает более молодого и решительного кандидата. Масорин перешел на эту должность с поста начальника Главного штаба ВМФ. Теперь вместо него штабом будет командовать 49-летний адмирал Михаил Абрамов. Возможно, именно он в будущем сталнет главнокомандующим ВМФ, а Масорин в течение нескольких лет будет готовить Абрамова, вводя его в курс дела.
Павел Аксенов