По мере того как люди и вода уходят из зоны бедствия на юге США и спасатели начали извлекать из воды и из-под обломков жертв урагана "Катрина", в американском обществе все чаще звучит неприятный для руководства страны, но неизбежный вопрос - кто виноват? Конечно, речь идет не об урагане как таковом, а о сложившейся в пострадавших штатах катастрофической ситуации - ведь власти имели возможность предотвратить разрастание масштабов бедствия как до, так и после прохождения "Катрины" над юго-восточным побережьем. Чаще всего критики называют среди виновных имя министра национальной безопасности Майкла Чертоффа и подчиняющееся ему Федеральное агентство США по управлению в чрезвычайных ситуациях.
Согласно предварительным оценкам, которые дают представители Конгресса США и Белого дома, затраты на то, чтобы обеспечить всем необходимым пострадавших и сделать пригодными для жизни попавшие в зону урагана районы, могут составить от 150 до 200 миллиардов долларов. Эти деньги пойдут на спасательную операцию, выплаты населению, разбор завалов и восстановление разрушенных городов, самый крупный из которых - Новый Орлеан в Луизиане.
7 сентября Джордж Буш запросил у Конгресса еще 51,8 миллиарда долларов на ликвидацию последствий урагана в добавление к тем 10 с половиной миллиардам, которые были выделены на прошлой неделе. В настоящее время ежедневно на спасательную операцию тратится в среднем около 2 миллиардов долларов и, по словам главы Административно-бюджетного управления Белого дома Джоша Болтена, запрошенных полсотни миллиардов хватит лишь на несколько недель. "Нам нужно существенно больше денег", - признал Болтен.
Что касается долгосрочных последствий, то, согласно оценке бюджетного управления Конгресса США (которое является независимой организацией), ураган и его последствия могут снизить запланированный на второе полугодие экономический рост США с 3,5 до 2,5 процента. Как отметил Болтен, убытки от урагана несомненно негативно повлияют на размер дефицита бюджета США. Правда, он добавил, что планы президента о сокращении бюджетной "дыры" до 260 миллиардов к 2009 году до сих пор остаются в силе. Однако законодателям придется на время отказаться от планов масштабного сокращения налогового бремени.
Если говорить об ущербе, нанесенном непосредственно пострадавшим штатам, то, по предварительным оценкам, стоимость "утонувшего" имущества достигает 100 миллиардов долларов. В Новом Орлеане, который оказался на 80 процентов под водой, непригодными для жилья стали от 140 до 160 тысяч домов. Улицы города завалены мусором и обломками, общий вес которых оценивается примерно в 90 миллионов тонн. Почти полностью придется восстанавливать и прибрежные города штата Миссисипи - Билокси и Гальфпорт. Впрочем, необходимость поднимать из руин города может стать временным решением другой проблемы - в результате урагана около 400 тысяч американцев лишились работы.
Конечно, необходимо учитывать, что все приведенные цифры - это предварительные данные, основанные на оценках законодателей. Однако уже сейчас понятно, что вряд ли реальный ущерб будет значительно отличаться в меньшую сторону от этих оценок. И уж точно можно говорить о том, что он превысил ущерб от теракта 11 сентября 2001 года (20 миллиардов долларов) и урагана "Эндрю" во Флориде в 1992 году (25 миллиардов долларов), который до настоящего времени считался самым дорогостоящим стихийным бедствием в истории США.
Большая часть денег, выделяемых на ликвидацию последствий урагана "Катрина", поступает в распоряжение Федерального агентства по управлению в чрезвычайных ситуациях (FEMA) - грубо говоря, американского аналога российского Министерства по чрезвычайным ситуациям, хотя задачи агентства гораздо шире. Именно FEMA во время природных катастроф занимается спасением людей и обеспечивает их затем всем необходимым. Вместе с тем, агентство также несет ответственность за оценку ущерба и компенсации пострадавшим гражданам и штатам.
FEMA было создано в 1979 году как независимая организация на базе целого ряда разрозненных служб, занимавшихся предупреждением, предотвращением и ликвидацией последствий чрезвычайных происшествий. Оно стало мозговым центром механизма, который должен экстренно включаться в случае чрезвычайных ситуаций, являющихся результатом человеческой деятельности, стихийных бедствий и ядерной войны на территории США. Именно с его помощью в этих случаях осуществляется координация действий федеральных и региональных органов власти. Официально в задачи FEMA входит: сокращение возможных масштабов или предотвращение чрезвычайной ситуации; обеспечение возможности адекватно отреагировать на чрезвычайную ситуацию; немедленные действия с целью спасения жизни людей, имущества, окружающей среды и экономики; последующие действия по восстановлению имущества, инфраструктуры, организации рабочих мест.
Самым крупным стихийным бедствием, с которым столкнулось агентство до теракта 11 сентября, был ураган "Эндрю" в 1992 году, который оставил после себя несколько десятков погибших и лишил крыши над головой 250 тысяч человек. После этого Билл Клинтон назначил главой FEMA Джеймса Уитта (James Witt), который смог сделать работу агентства более эффективной, несмотря на небольшой бюджет в 20 миллионов долларов. Главное внимание Уитт уделял оперативности спасательных служб.
После разрушения террористами ВТЦ в Нью-Йорке FEMA было переориентировано в первую очередь на защиту населения от терактов, а в марте 2003 года стало частью образованного за несколько месяцев до того Министерства национальной безопасности США. Создание этого ведомства было непосредственно связано с терактом 11 сентября. В январе 2005 года его возглавил Майкл Чертофф, который пришел из федерального апелляционного суда, а до этого, с 2001 по 2003 годы, возглавлял криминальное отделение в Министерстве юстиции и принимал активное участие в подготовке стратегии войны с терроризмом.
Во главе FEMA в январе 2003 года встал юрист Майкл Браун, который до прихода в агентство в 2001 году (по приглашению своего друга, тогдашнего руководителя FEMA) более десяти лет работал на должности председателя объединения судей и распорядителей скачек (Judges and Stewards Commissioner) в Международной ассоциации арабских скакунов (International Arabian Horse Association).
Ураган "Катрина" стал первым крупным испытанием для созданной администрацией Буша системы реагирования на чрезвычайные ситуации. По мнению многих законодателей и представителей СМИ, Министерство национальной безопасности и FEMA с треском провалили эту "контрольную работу", так как на разворачивание спасательной операции, отвечающей серьезности ситуации, потребовались не часы, а дни, сложившиеся в неделю.
Когда "Катрина" только приближалась к побережью Мексиканского залива, угрожая Луизиане, Миссисипи и Алабаме, призыв президента к жителям этих штатов "серьезно отнестись к угрозе" и принять все необходимые меры для защиты от урагана помог создать впечатление обеспокоенности властей в связи с надвигающейся стихией. Однако, несмотря на то, что штаты были объявлены зоной бедствия, а в Новом Орлеане и соседних районах началась массовая эвакуация, никаких движений со стороны спасательных служб не наблюдалось. Более того, к утру 29 августа (по местному времени), когда стало известно, что эпицентр урагана обошел Новый Орлеан стороной - напомним, что именно его затопления опасались больше всего - реакция властей говорила о том, что все могут вздохнуть с облегчением. Сообщения о прорывах дамб в городе воспринимались как локальные инциденты, которые не могут привести к серьезным последствиям.
Однако уже к вечеру этого дня новости стали гораздо более тревожными - сообщалось, что люди спасаются на крышах своих домов, а в городе орудуют мародеры. Это не помешало утром 30 августа представителю FEMA на брифинге в столице Луизианы Батон-Руже назвать преувеличением информацию о почти полном затоплении Нового Орлеана. Как выяснилось 4 сентября, глава Министерства национальной безопасности Майкл Чертофф осознал масштабы разрушения лишь днем 30 августа, то есть спустя более чем сутки (!) после первых прорывов дамб. Как оказалось, министр не подозревал, что при сильном течении и высоком уровне воды заделать брешь в водном заграждении практически невозможно.
7 сентября в распоряжение СМИ попали документы, которые приоткрыли завесу над тем, как происходила координация действий между главой FEMA Майклом Брауном и Чертоффом. Согласно неким внутренним документам агентства, с момента, когда "Катрина" достигла побережья США, до момента, когда Браун решил направить в зону бедствия спасателей, прошло пять часов. Когда же решение было принято, Браун направил на имя Чертоффа служебную записку, в которой сообщал, что тысяча спасателей прибудет на побережье через двое суток. В течение следующих семи дней планировалось увеличить их число до трех тысяч. В качестве причины задержки называлась необходимость провести необходимый инструктаж.
Только 30 августа опомнился и Джордж Буш, "срочно" прервавший свой отпуск на ранчо в Техасе - штате, который, к слову, находится по соседству с Луизианой. Возвращаясь в Вашингтон, самолет президента пролетел над Луизианой и Миссисипи (в последнем штате прибрежные города были разрушены полностью). Однако осознать масштабы разрушений президент смог лишь со второго раза, во время поездки на юг страны 2 сентября. Лишь тогда Буш признал, что спасательная операция началась не вовремя, в результате чего контроль над ситуацией в Новом Орлеане был потерян.
Свое объяснение этой роковой задержке дал 4 сентября Майкл Чертофф. Он подчеркнул, что план действий в случае чрезвычайных событий в Новом Орлеане существовал, однако он не предусматривал того, что будет повреждена дамба и в город хлынет вода. "Это был настоящий идеальный шторм, комбинация нескольких катастрофических сценариев, которую не предусмотрели люди, составлявшие этот план. Возможно, никто не мог бы предусмотреть такое", - заявил он. Кто были эти "люди", составлявшие план, он не уточнил. Также он умолчал о том, что опасность затопления Нового Орлеана и других городов на побережье Мексиканского залива специалисты прогнозировали на протяжении нескольких последних лет, пытаясь обратить внимание властей на проблему недостаточно укрепленных береговых заграждений.
Оценки подобных действий властей, которых ураган явно застал врасплох, варьируются от довольно мягких до крайне жестких. К примеру, сенатор-республиканец Питер Салливан высказал следующую точку зрения: "Директор Браун и министр Чертофф продемонстрировали полную некомпетентность. Их планирование (спасательной операции - Лента.ру) было недопустимым. Их реакция на кризис - апатичной… Браун и Чертофф подвели Америку и должны быть немедленно уволены". Точку зрения Салливана разделяют многие его коллеги, даже если они и не высказываются в такой жесткой форме.
Претензии предъявляются и отдельно Майклу Брауну, на котором лежала ответственность за минимизацию последствий разгула стихии и руководство спасательной операцией. Именно его имя чаще всего называется в ряду претендентов на отставку среди лиц, ответственных за обеспечение адекватного "ответа" урагану. Особенно эмоциональные оценки его деятельности дают непосредственные свидетели катастрофы, произошедшей в Новом Орлеане. В частности, мэр города Рэй Нэджин назвал руководство FEMA "сборищем невероятных глупцов", а редакция новоорлеанской газеты The Times-Picayune забыла об обязательной для журналистов объективности и заявила о необходимости отставки Брауна.
Правда, есть и те, кто считает, что вешать всех собак на Брауна неправильно. К примеру, сенатор от штата Нью-Йорк Хиллари Клинтон заявила на пресс-конференции, собранной 6 сентября после поездки на юг страны, о необходимости вывести FEMA из подчинения Министерства национальной безопасности. Клинтон убеждена, что останься агентство независимым, как это было во времена ее мужа, у него не было бы проблем с финансированием, а на месте квалифицированных работников не оказались бы некомпетентные люди. Она напомнила, что в 1990-ые FEMA было службой, четко осознающей свои задачи и не пытающейся переложить ответственность на других. "Они знали, чего от них ждут - помощи местным властям для того, чтобы смягчить ущерб. Этот принцип управлял FEMA при администрации Клинтона и был отвергнут нынешней администрацией".
Заявление о недееспособности FEMA является лишь одним из пунктов более глобального обвинения, предъявленного администрации после урагана "Катрина", - в чрезмерной увлеченности борьбой с мировым терроризмом, которая хоть и является одной из актуальных мировых проблем, но не отменяет проблем внутренних. По этой же причине, как утверждают специалисты, остался без дополнительного финансирования проект по модернизации системы дамб, защищающей Новый Орлеан от вод Мексиканского залива, реки Миссисипи и озера Пончатрейн.
Есть и менее глобальные претензии к Бушу, относящиеся непосредственно к мерам, принятым властями для спасения людей. Так, губернатор штата Луизиана Кэтлин Бланко утверждает, что просила президента обеспечить региону всю необходимую помощь еще до прихода урагана и объявления в Новом Орлеане массовой эвакуации, а именно 28 августа. Как можно видеть, реакция Белого дома была слишком медленной.
Сами федеральные власти пока воздерживаются от обвинений в адрес кого-либо и говорят лишь о необходимости как можно скорее спасти всех пострадавших и начать восстановительные работы. Правда, Джордж Буш уже заявил, что ошибки в работе властей и спасательных служб будут тщательно расследованы. Представители Демократической партии, в частности, все та же Хиллари Клинтон, относятся к этому скептически, полагая, что федеральные власти не смогут объективно оценить собственные ошибки, и требуют независимого расследования. Их можно понять, если вспомнить, как президент во время второй поездки в зону бедствия (проведенной, по большей части, в воздухе), во всеуслышанье сказал Майклу Брауну: "Майкл, ты просто фантастически справляешься со своей работой".
Накануне для проведения подобного расследования была создана специальная комиссия Конгресса. По словам ее участников, свои выводы конгрессмены представят не ранее, чем в середине февраля 2006 года. До этого судьба причастных к спасательной операции чиновников будет зависеть в основном от мнения общества. Последнее, впрочем, согласно последним опросам, настроено не столь критично: 63 процента американцев, опрошенных Gallup, не видят смысла в отставках, а 62 процента готовы простить властям промедление за их нынешние усилия. Более того, 93 процента респондентов вообще не считают кого-либо виновным в произошедшем. Стоит отметить, что жители пострадавших штатов, ожидавших эвакуации по несколько дней, в опросе не участвовали.
Екатерина Рогожникова