Печально закончилась для пожилого британца индийского происхождения попытка нагреть руки на подпольной торговле оружием. Федеральный суд американского штата Нью-Джерси приговорил Хеманта Лакхани к 47 годам тюрьмы. Для 70-летнего бизнесмена это означает фактически пожизненное заключение.
Формулировка обвинительного заключения гласит, что осужденный оказывал финансовую поддержку террористам в их борьбе против США. Следователи утверждают, что Лакхани пытался продать переносной зенитно-ракетный комплекс человеку, представившемуся членом террористической группировки. Еще в апреле британец был признан виновным в поддержке терроризма, незаконной торговле оружием и отмывании денег. Сам Лакхани заявляет, что его подставили американские и российские спецслужбы.
Обвинение требовало для него 67 лет тюрьмы, а защита просила о снисхождении, учитывая преклонный возраст подсудимого и плохое состояние его здоровья. Окружной судья Кэтрин Хейден отметила, что с точки зрения человечности несложно проявить сострадание к обвиняемому ввиду его немощности. Однако вместе с тем, по ее словам, суду были предоставлены исчерпывающие доказательства того, что Лакхани действительно собирался продать оружие террористам, которые заявляли о своем намерении сбивать пассажирские авиалайнеры, чтобы, убивая тысячи невинных людей, поставить Соединенные Штаты на колени.
Суд над Лакхани продолжался четыре месяца. Бизнесмен вновь повторил свои обвинения - что дело против него было сфабриковано спецслужбами. При этом он выразил сожаление, что поддался на эту уловку, и пожаловался, что полностью истощен морально и физически и хочет вернуться в Великобританию, где прожил 45 лет, а не умереть в американской тюрьме. Лакхани попросил суд не считать его угрозой общественной безопасности, и на глазах его появились слезы, когда он описывал, какие лишения приходится терпеть его жене и сыну.
Супруга подсудимого Кусум Лакхани также обратилась к суду со словами о том, что она и ее муж - нормальные люди, которые неплохо устроились в Лондоне, а теперь вся их жизнь пошла насмарку. "Мы раскаиваемся и нам очень стыдно", - сказала она, добавив, что по своей натуре ее муж никому не способен навредить и вообще относится к тому разряду людей, которые даже мухи не обидят.
Однако помощник окружного прокурора Стюарт Рабнер напомнил, что обвиняемый вряд ли думал о своей жене и сыне, когда рассуждал о том, что хорошо было бы начать джихад прямо на территории США. Эти слова Лакхани оказались записаны на пленку, которая была представлена присяжным в качестве одного из доказательств злокозненности подсудимого. В ходе процесса сторона обвинения неоднократна называла Лакхани человеком, который симпатизирует террористам, напоминая, как он расхваливал Осаму бин Ладена и призывал как следует потрепать Америку.
Защита, в свою очередь, напоминала, что обвиняемый абсолютно не разбирается в специфике незаконной торговли оружием и если бы не спланированная спецслужбами провокация, то он никогда бы не поддался такому искушению.
Между тем следствие предоставило суду многочасовые видео- и аудиозаписи, которые свидетельствовали о том, что Лакхани вел продолжительные переговоры с информатором ФБР, выдававшим себя за сомалийского террориста. Они достигли соглашения о продаже "террористу" ПЗРК "Игла", который Лакхани купил в России у сотрудника ФСБ, также работавшего под прикрытием. В дальнейшем бизнесмен обещал поставить еще 50 комплексов. Все это должно было обойтись заказчику почти в 600 тысяч долларов.
Не в пользу подсудимого говорит еще одна аудиозапись, на которой тот призывает выпустить все пятьдесят ракет одновременно в разных американских городах. Тогда, мол, в стране начнется паника, потому что американцы подумают, будто началась война, разглагольствовал Лакхани.
В роли "террориста", а по сути провокатора, выступил некий Мухаммад Хабиб Рехман, выходец из Пакистана, который сотрудничал с американскими спецслужбами с середины 1990-х годов, попавшись на торговле наркотиками. По его свидетельству, Лакхани сам обратился к нему в октябре 2001 года с предложением купить оружие.
Следует отметить, что адвокат британского бизнесмена Генри Клингеман не стал оспаривать содержание аудио- и видеозаписей. Вместо этого он построил линию защиты на том, что спецслужбы сознательно "подставили" его клиента, который ранее никогда не был замешан ни в чем противозаконном и уж тем более не имел отношения к торговле оружием. И для такой точки зрения есть все основания.
Дело в том, что когда у Лакхани созрела мысль поправить свои финансовые дела за счет оружейного бизнеса, он начал искать потенциальных клиентов. При этом он выдавал себя за человека, долгое время работавшего консультантом на одну из украинских компаний, которая занималась продажей вооружений. Судя по всему, Лакхани столь активно себя рекламировал, что привлек внимание американских спецслужб, которым после терактов 11 сентября требовалось срочно реабилитироваться в глазах общества.
В сотрудничестве с российской ФСБ и британской разведкой МИ-5 ФБР почти два года "разрабатывала" начинающего торговца оружием. Доподлинно неизвестно, сам ли Лакхани додумался до продажи ПЗРК или же эту идею ему подбросили спецслужбы, но в конце концов ФСБ продала ему новенькую, с конвейера, "Иглу", предварительно приведенную в неисправное состояние.
Контрабандным путем, но под наблюдением агентов, груз был доставлен через Атлантику в американский город Балтимор. А спустя непродолжительное время эпопея завершилась в гостинице нью-йоркского пригорода Ньюарк, где незадачливый предприниматель продемонстрировал образец "сомалийскому террористу".
Можно, конечно, говорить об этическом аспекте этой операции, преподнесенной как крупный успех международного сотрудничества спецслужб. Потому что, как ни крути, а это была сознательно подготовленная провокация, и, как отмечают адвокаты Лакхани, без помощи соответствующих органов у него ничего бы не получилось.
Но есть еще и практическая сторона дела. Ведь на осуществление операции в течение столь продолжительного времени были отвлечены серьезные ресурсы ряда самых серьезных спецслужб мира и потрачены деньги американских и российских налогоплательщиков.
Существует версия, что эпизод с Лакхани был лишь частью большой оперативной игры, в ходе которой предполагалось выйти на реальных подпольных торговцев оружием, связанных с международными террористами. Однако на каком-то этапе произошла утечка в прессу, и операцию пришлось срочно завершать, одновременно рапортуя о достигнутом успехе.
Как бы там ни было, подробности этого дела мы сможем узнать только по прошествии многих лет, когда будут рассекречены соответствующие архивы ФСБ и ФБР. А что касается самого Лакхани, то лучше всего этого человека в интервью газете The Times охарактеризовал один из лондонских бизнесменов, который был знаком с ним в течение 35 лет: "Все, чего касался Лакхани, обращалось в прах. Он всегда был полон больших идей, больших планов, он всегда пытался провернуть идеальную сделку. Однако проблема заключалась в том, что этот человек - законченный неудачник".