Со времен Давида Строителя и его прославленной правнучки - царицы Тамары - Грузия не вела агрессивной внешней политики, если не считать, конечно, смутные времена Гражданской войны в России и вооруженного конфликта с Абхазией в конце прошлого века. И сегодня в Тбилиси также утверждают, что республика не намерена решать свои территориальные проблемы с помощью оружия. Однако этого оружия в стране становится все больше и больше, причем не всегда качественного. По сравнению с нынешним годом военные расходы Грузии в будущем году увеличатся почти втрое, и в Тбилиси дают понять, что отчитываться за свои планы правительство Михаила Саакашвили не намерено.
13 сентября, после того как стало известно о безвозмездной передаче Грузии Чехией большой партии боеприпасов, МИД РФ встревожился. В специально выпущенном заявлении российское министерство выразило опасение, что поставки вооружений, осуществляемые на фоне стремительного роста военных расходов Грузии, в условиях тяжелейшего социально-экономического положения страны, могут усилить искушение Тбилиси применить силу против Сухуми и Цхинвали. Все это, по мнению МИД, способно дестабилизировать обстановку на Кавказе, а само оружие при том уровне коррупции, который существует в Грузии, вполне может попасть в руки международных террористических группировок - ведь под боком Чечня, Дагестан, Ингушетия, Осетия, словом, не самые стабильные регионы с точки зрения безопасности.
В Тбилиси отреагировали на заявление российского МИДа довольно резко. "Грузия не намерена согласовывать с кем-либо вопросы перевооружения своей армии, поскольку это ее внутреннее дело", - заявил премьер-министр республики Зураб Ногаидели. По его словам, Грузия продолжит переоснащение своих вооруженных сил по стандартам НАТО, "несмотря на то, что это кому-то не нравится". С этим, конечно, не поспоришь - дела Минобороны Грузии не должны касаться чиновников со Смоленской площади, как впрочем и дела всех остальных ведомств независимого государства. Однако нельзя не учитывать, что у России есть свои законные интересы на Кавказе и что если чешские боеприпасы в один прекрасный день будут пущены в ход где-нибудь под Гудермесом, возмущаться и обмениваться дипломатическими нотами будет поздно.
Грузинского премьера поддержал и глава Минобороны Ираклий Окруашвили. "Россию не касается вопрос, у кого Грузия купит оружие или получит это вооружение в подарок", - сказал министр и пояснил: "Правительство Чехии приняло решение об оказании нам помощи и сделало подарок в рамках американской военной программы "Операции по сохранению стабильности". По словам Окруашвили, исходя из грузино-американской военной программы стоимостью 60 миллионов долларов, Чехия передала в дар Министерству обороны Грузии "определенное количество амуниции и вооружения". Напомним, это уже вторая программа военной помощи Грузии, предусматривающая подготовку военнослужащих по стандартам НАТО. В общей сложности приведение грузинских военнослужащих в "соответствие" с их западными коллегами уже обошлось США более чем в 120 миллионов долларов.
Более детально о характере чешского подарка не сообщалось, так что слова Окруашвили можно понять и так, что из Праги в Тбилиси поступил груз сапог и гимнастерок, поэтому волнения Москвы беспочвенны. Ну а если и были среди всего прочего артснаряды и пулеметные ленты, то опять-таки - это внутреннее дело Грузии.
Еще раньше Окруашвили как-то похвалился, что доля военных расходов в бюджете Грузии на 2005 год равна всему государственному бюджету страны во времена Эдуарда Шеварднадзе. По признанию министра обороны, республика уже имеет самый большой военный бюджет среди стран Закавказья. После пикировки с МИД РФ новое сообщение из Тбилиси о том, что военные расходы Грузии в 2006 году будут увеличены почти втрое, прозвучало как издевка над всеми опасения и переживаниями Москвы. Согласно проекту, подготовленному Министерством финансов, на нужды Министерства обороны в будущем году выделяется 392 миллиона лари (220 миллионов долларов). Для сравнения, в 2005 году на финансирование расходов оборонного ведомства в бюджете страны предусмотривалось 138,8 миллионов лари (77,6 миллионов долларов). Не обидели грузинские финансисты и МВД - на обеспечение системы Министерства внутренних дел Грузии власти выделяют 197 миллионов лари (110 миллионов долларов). В текущем году эти расходы составляют 151,6 миллионов лари (85 миллионов долларов).
Некоторые эксперты и политики, обладающие изрядной долей фантазии, предполагают, что милитаризация грузинского бюджета - не что иное, как подготовка к решительным действиям против непокорных автономий - Абхазии и Южной Осетии. В Цхинвали и Сухуми также раздаются призывы к международной общественности обратить внимание на угрожающие симптомы. Как заявил глава комитета по международным и парламентским связям Народного собрания Абхазии Беслан Бутба, в самопровозглашенной республике уверены, что Грузия проводит "военно-нулевую фазу, то есть фазу активной подготовки" к войне. По словам парламентария, "об этом говорит и тот факт, что нынешняя, погрязшая в социально-экономических проблемах, Грузия тратит 45 процентов своего бюджета на вооружение собственной армии".
"И это не считая военного финансирования из-за рубежа, - добавил Бутба. - Грузия втягивает себя в фатальную воронку нового вооруженного конфликта. Пора задуматься о его последствиях и возможных путях его предотвращения". Абхазский политик не преминул подчеркнуть, что интересы Сухуми всегда были связаны с Россией, но при этом посетовал, что "деятельность российских политиков в Закавказье отличается крайней осторожностью". Дав понять, что Москве следует быть решительней в диалоге с Тбилиси, Бутба напомнил, что Запад тем временем все более активно вторгается в жизнь Закавказья, а это грузинам только на руку.
15 сентября должен был состояться очередной раунд переговоров Грузии и Абхазии по вопросам гарантий безопасности в регионе, однако, по словам министра иностранных дел непризнанной республики Сергея Шамба, "без объяснения причин грузинская сторона отложила встречу". Шамба объяснил это "доминирующими агрессивными настроениями в Тбилиси". За несколько дней до этого заявления в СМИ прошла зловещая информация о том, что Ираклий Окруашвили лично подался в грузинские партизаны, проникнув на территорию Абхазии, чтобы несколько дней вкушать все прелести жизни на свежем воздухе. Но, видимо, ночевки у костра и печеная картошка не слишком понравились главе Минобороны, поскольку, вернувшись домой, он заметил: "На днях я побывал в Абхазии вместе с несколькими людьми, провел несколько ночей в лесах, и тогда я поклялся, что ни один грузин никогда не будет ночевать в лесах как партизан. Очень скоро в Абхазии и Цхинвальском регионе каждый гражданин Грузии сможет свободно передвигаться". Так и хочется спросить, а против статуса туриста господин Окруашвили ничего не имеет?
Но шутки в сторону - "разведка без боя", проведенная Окруашвили, мало похожа на простой выезд на пикник. Не надо забывать, что, представляя в свое время грузинам их нового главу Минобороны, президент страны Михаил Саакашвили заявил, что министр будет возглавлять оборонное ведомство "до тех пор, пока не будет восстановлена территориальная целостность страны", и "это главное, для чего Ираклий Окруашвили пришел в Министерство обороны". Впрочем, президент Абхазии Сергей Багапш отнесся к перемещениям главы грузинского военного ведомства спокойно. "Несколько дней назад у нас была информация о проникновении в Гальский район Абхазии небольшой бандгруппы. Не знаю, был ли в ее составе Окруашвили", - сказал Багапш, дав понять, что ранг одного из участников "небольшой бандгруппы" для него не имеет значения.
В заявлениях Тбилиси по поводу территориальной целостности Абхазия всегда упоминается в одном ряду с Южной Осетией, где в середине сентября также наметилось обострение обстановки. Причиной его стало решение грузинских властей назначить командующим своего миротворческого батальона Паату Бедианишвили. В Цхинвали по этому поводу выразили протест, так как именно Бедианишвили считается в Южной Осетии главным виновником вооруженного конфликта в августе прошлого года. Ну казалось бы, почему Тбилиси не уступить, тем более что осетинская сторона предупредила командование смешанных сил по поддержанию мира (ССПМ), что официально Бедианишвили на территорию непризнанной республики допущен не будет: в прокуратуре Южной Осетии против него возбуждено уголовное дело. Но Тбилиси, демонстрируя свою самостоятельность и принципиальность в принятии решений, проигнорировал протесты Цхинвали, дав обеим сторонам очередной повод свернуть любые попытки по стабилизации ситуации в регионе.
Руководство Южной Осетии, так же как и абхазские лидеры, с подозрением прислушиваются к бряцанию оружием, доносящемуся из Тбилиси. Еще в июне этого года президент республики Эдуард Кокойты высказал предположение, что власти Грузии намерены воспользоваться выводом российских баз и усилить собственную армию. "Хотел бы обратить внимание, что сама Грузия получает очень много помощи, к сожалению, не гуманитарной. И я бы призвал международные организации, в том числе и Россию, очень жестко поставить контроль над двумя грузинскими портами Поти и Батуми. Туда завозится и вооружение, и техника. Против кого, когда выдворяются российские базы, когда выдворяют, можно сказать, Россию из Грузии? Для кого и какие вооруженные силы там сейчас будут формироваться?", - тревожно вопрошает Кокойты.
И все же большинство политологов сходятся во мнении, что милитаризация Грузии носит в большей степени идеологический характер. Демонстрируя соседям мускулы, Саакашвили одновременно решает и свои внутренние проблемы. Не секрет, что в последнее время дела у президента обстоят не совсем успешно - голос политической оппозиции становится все громче, как и критика в адрес власть имущих. Укрепляя армию, президент доказывает, что рука его тверда как никогда, ведь только сильное государство способно иметь столь сильное войско.
Заявления о том, что Грузия старается приблизить свои вооруженные силы к стандартам НАТО, чтобы к 2008 году (именно этот срок вступления в альянс наметил Миахил Саакашвили) стать членом Североатлантического блока, наталкиваются на вопрос: зачем тогда Грузия покупает или получает безвозмездно старое вооружение советского образца, если оно заведомо ей, как потенциальной НАТОвской стране, не нужно и от него потом (опять-таки к 2008 году) все равно придется избавляться? Может быть, политики в Тбилиси рассчитывают, что, вооружившись до зубов, они будут иметь более веские аргументы в диалоге с Сухуми и Цхинвали, но ведь известно, что самопровозглашенные республики на пушку, как говорится, не возьмешь - они уже пережили крупномасштабные войны и новыми конфликтами их не испугаешь. Скорее наоборот - чем больше грузины будут потрясать топором войны, тем больше в Абхазии и Южной Осетии будет крепнуть решимость ответить им тем же.
Любопытно при этом, чем конкретно вооружается Грузия. Прежде всего, поставки осуществляются из стран бывшего Варшавского договора, которые, вступив в НАТО, хотели бы избавиться от части своего прежнего военного арсенала. Так, уже заключены контракты с Македонией и Болгарией на поставку семи штурмовиков Су-25. Кроме того, Венгрия, Румыния и Македония планируют безвозмездно передать грузинской стороне около двух тысяч единиц автоматического оружия и большое количество боеприпасов, как это уже сделала Чехия. Роль главного координатора всех этих закупок принадлежит американским военным. Активно налаживают в последнее время военно-техническое сотрудничество с Грузией и государства Прибалтики, а также Украина. Готовится сделка с Египтом по закупке более 90 тысяч единиц стрелкового оружия. Что на самом деле поступает в Грузию, ездит ли это, стреляет или взрывается, знают только поставщики и грузинские военные. Некоторые сообщения позволяют сделать вывод, что не всегда Тбилиси получает товар высокого качества.
19 сентября грузинская газета "Квирис палитра" сообщила о том, что военная полиция страны расследует инцидент вокруг выхода из строя закупленных на Украине 40 боевых машин пехоты БМП-2. Новая техника недавно была выведена для участия в крупных учениях на юге страны, и тут в большинстве боевых машин обнаружились серьезные поломки. Полицейским предстоит выяснить: поступили ли БМП в таком состоянии из Украины или их неправильно эксплуатировали грузинские механики-водители. Эти 40 машин были поставлены в Грузию в 2004 году. Кроме них, Украина продала республике 10 БТР-80. Между тем в отчете Украины для регистра ООН были указано лишь 28 БМП-2 (и 13 БТР-80), переданных Грузии. Если выяснится, что машины были проданы уже с дефектами, политики в Тбилиси должны крепко подумать над тем, что именно они закупают и не станет ли это вооружение мертвым грузом, а не весомым аргументом в давлении на Сухуми и Цхинвали.
Последние 20 лет на Кавказе, будь то территория России, Азербайджана или Грузии, то тут, то там вспыхивали вооруженные конфликты. Сейчас, если не считать периодических всплесков активности чеченских сепаратистов, здесь затишье - у тех, кто еще недавно был вовлечен в кровавые столкновения, появились время и возможность наладить мирную жизнь. Остается уповать на то, что так и будет продолжаться, несмотря на двусмысленные заявления отдельных политиков. В противном случае, кто бы сейчас ни поднял на Кавказе оружие, он отбросит свою страну если не во времена Давида Строителя, то уж точно на пару десятилетий назад.