Авиакатастрофа российского истребителя Су-27, упавшего в минувший четверг на территории Литвы, как и ожидалось, подарила литовским властям прекрасную возможность спровоцировать международный скандал. Самолет разбился под Каунасом 15 сентября. Пилота - майора ВВС РФ Валерия Троянова, сумевшего катапультироваться, арестовали сразу же после приземления. Четыре дня, которые прошли с момента катастрофы, литовцы посвятили определению статуса летчика и российской комиссии по расследованию инцидента. Даже к поискам "черных ящиков" они приступили только в субботу. За это время официальные лица республики сделали немало заявлений, явно получая удовольствие от самого процесса разбирательства с военным самолетом бывшей метрополии.
Россия тоже оказалась неподготовленной к такого рода аварии - властям страны пока не удается внятно объяснить общественности, как истребитель мог оказаться в небе над Литвой. В отсутствии разъяснений со стороны официальных лиц обеих стран российским и иностранным журналистам не оставалось ничего другого, как прибегнуть к помощи различных экспертов, которые лишь еще больше запутали ситуацию.
Прежде всего, до сих пор точно не установлено, сколько самолетов летело вместе со злосчастным Су-27. В самых первых сообщениях говорилось, что он летел в составе группы из восьми истребителей. Впоследствии группа сократилась до семи машин, а к Су-27 добавился самолет дальнего радиолокационного обнаружения А-50. В понедельник "Новые Известия" написали, что в составе авиагруппы было пять самолетов: А-50, два бомбардировщика Су-24 и два истребителя Су-27. Все сообщения, даже о такой достаточно бесспорной информации, как состав авиагруппы, поступают со ссылкой на неофициальных представителей Минобороны РФ.
Сам полет также чуть не стал причиной отдельного скандала - свой кусок от лакомого пирога захотели отхватить эстонцы. Они заявили, что российские самолеты, какими бы они ни были, летели вдоль воздушных границ Эстонии с выключенными транспордерами - приборами, которые передают в автоматическом режиме на землю информацию о полете.
Не найдя повода обвинить Россию в чем-либо другом, власти республики заявили, что такой способ следования угрожает безопасности лайнеров гражданской авиации. Они, правда, оговорились при этом, что российские самолеты получили все необходимые разрешения и что полет проходил строго в выделенном для них коридоре (сбившийся с курса Су-27 не в счет). Но претензии эстонцев оказались беспочвенными - выяснилось, что в соответствии с международным законодательством военные самолеты, летящие над нейтральными водами, не обязаны включать транспордеры.
Но как же самолет российских ВВС оказался в Литве? Официальную причину - отказ навигационной системы - не приняли большинство экспертов, к которым обратились журналисты. Точно известно, что сообщение о неисправности навигационной системы поступило в 16:04. Примерно через 20 минут истребитель врезался в землю. Что происходило между этими событиями, остается загадкой.
Первый же эксперт, к которому обратились журналисты, - один из лучших в мире пилотов-истребителей, руководитель "Пилотажно-исследовательского центра" при ЛИИ имени Громова Анатолий Квочур, заявил, что навигационная аппаратура на Су-27 крайне надежна, многократно дублирована и отказать просто так не может. Другие эксперты, не менее квалифицированные, чем он, также крайне удивились, узнав, что у современного истребителя может так вот запросто выйти из строя навигационная аппаратура. И тем не менее, она отказала.
По версии аналитика, к которому обратились "Новые Известия", на самом деле на Су-27 стояло устаревшее оборудование - летчик не мог ни связаться с землей, ни определить, что за местность находится под ним. Если эта информация соответствует действительности, то командование 6-й армией ВВС и ПВО отправило в полет чуть ли не кукурузник, что маловероятно.
Второй вопрос - почему пилот не воспользовался другими приборами (радиокомпасом или радиостанцией, чтобы его "навели" наземные диспетчеры). Версия эксперта "Новых Известий" - в кабине в результате выхода из строя навигационного оборудования могло возникнуть задымление, которое привело к дезориентации летчика. "Российская газета" считает, что всему виной могла быть аномальная солнечная активность, из-за которой сломались сразу все приборы навигации. В тот день действительно были зафиксированы сильные магнитные бури. Как утверждают эксперты "РГ", даже кратковременное пребывание истребителя под воздействием солнечной радиации могло вывести из строя не только все навигационные инструменты, но еще и самого пилота (после приземления он был в состоянии шока).
Кроме того, специалисты считают, что пилот мог снизиться и направиться в сторону берега на небольшой высоте. Это объясняет то, что самолет не был замечен на экранах радаров. Между тем представитель Минобороны РФ в интервью РИА "Новости" высказал еще одну интересную версию причины, по которой летчик не воспользовался услугами наземных служб - по его мнению, майор Троянов не владеет английским языком и не мог понять натовских диспетчеров, которые якобы пытались скорректировать его курс в сторону Калининграда. Впрочем, подтверждений этой информации со стороны НАТО не последовало.
В принципе, после выхода из строя системы навигации пилот должен был включить сигнал бедствия и кружить на месте, вырабатывая топливо, а затем катапультироваться. Пока что подтверждено только то, что в сторону Литвы самолет летел с включенным сигналом бедствия. Остальные версии строятся на предположениях и догадках.
Что касается обстоятельств самого падения Су-27, то тут возникает меньше всего вопросов. Известно, что спустя 20 минут после потери курса, долетев до окрестностей Каунаса, Троянов сделал несколько кругов (по одной версии - выбирая безлюдное место, по другой - вырабатывая топливо), катапультировался, приземлился и позвонил по мобильному телефону своему начальству, доложив обстановку. Действия пилота, по мнению представителей российского Минобороны, можно считать если не героическими (выбирал безлюдное место), то грамотными (выработал топливо, чтобы самолет не взорвался). Истребитель упал на фермерское поле неподалеку от селения Плокшай.
То, что в баках истребителя не было горючего, подтверждается отсутствием взрыва после удара о землю. Между тем источник в российской комиссии по расследованию летного происшествия рассказал в интервью "Интерфаксу", что в баках самолета во время падения оставалось еще 300 литров топлива. Этого, по его мнению, должно было хватить на несколько секунд полета. Однако в этом случае взрыв все-таки мог произойти. Между тем отсутствие взрыва, равно как и остатков горючего в баках, признали сами литовцы. В этом мнения сторон сходятся. Отметим, что Су-27 "берет" от 5270 до 9400 литров горючего. При этом максимальная дальность полета истребителя составляет 3680 километров.
На этом авиационная составляющая истории с падением Су-27 заканчивается, и начинается составляющая не менее интересная - политическая. После задержания на месте высадки пилота сначала доставили в полицейский участок деревни Плокшай, затем - в комиссариат полиции Юрбарского района Литвы, а после этого - в прокуратуру.
По данным литовцев, пилот находился в состоянии шока, и его отправили в каунасскую больницу для освидетельствования. Там выяснилось, что никаких травм Троянов не получил. На следующий день прямо из больницы майора перевезли в Генпрокуратуру, где ему устроили пятичасовой допрос. В течение всей пятницы литовские власти заявляли, что российский пилот будет вскоре отпущен, так как обвинять его, по всей видимости, не в чем. Министр обороны Литвы даже выступил по радио, назвав произошедшее "несчастным случаем".
Троянова задержали на 48-часовой срок, пообещав не арестовывать. Интересная деталь - у летчика при себе не было удостоверения личности (зато был мобильный телефон). Это несколько затруднило юридический процесс, однако МВД республики решило выдать пилоту временный вид на жительство, чтобы хоть как-то легализовать его на территории Литвы.
Какие вопросы задавали пилоту во время допроса в Генпрокуратуре, неизвестно, однако за эти пять часов майор Троянов превратился из свидетеля в подозреваемого. Известно лишь, что следователей интересовал ключевой вопрос: что привело российского летчика на литовскую землю? Пилот, как утверждают представители прокуратуры, путался в показаниях и даже не смог точно сказать, были ли установлены на его самолете ракеты.
Между тем на упавшем под Каунасом "Су" действительно находились четыре ракеты "воздух-воздух". Эти ракеты при ударе о землю не взорвались. Они и не должны были взорваться - подобные боеприпасы, оснащенные электронными системами наведения, не могут детонировать. Они остались в земле среди обломков. В воскресенье на месте аварии нашли две из них. Две другие, по мнению комиссии, могут оказаться глубоко в грунте.
То, что пилот не смог дать четких показаний, а также наличие на истребителе ракетного вооружения изменило отношение литовцев к этому происшествию. Если поначалу они восприняли аварию истребителя спокойно (в первый день, несмотря на заявление главкома ВВС Валдаса Туткуса о том, что расследование - "национальное дело" республики, никто не обвинял Троянова в преднамеренном нарушении границы), то, уличив российского майора в неточностях, они изменили свое отношение как к самому Троянову, так и к представителям Минобороны России, которые тоже собирались участвовать в следствии.
Привычное к военным авиакатастрофам командование российскими ВВС оперативно сформировало комиссию, которой довольно долго не давали добро на въезд в республику. Литовцы не могли определиться, сотрудничать ли им с русскими в такой ситуации или нет. Сначала они сказали, что будет создана совместная комиссия, затем заявили, что от России в Литву может приехать один представитель, которому разрешат лишь издали следить за работой литовских экспертов. В конце концов, Вильнюс согласился принять комиссию целиком, но только в статусе наблюдателей.
Сколько времени продлятся работы на месте аварии и следствие по этому делу, неизвестно, но то, что оно будет неторопливым и долгим - ясно уже сейчас. Литовцы намерены собирать разбившийся истребитель по кусочкам хоть несколько недель. Первый "черный ящик" на месте крушения нашли довольно быстро, однако расшифровывать его не торопятся - в Литве нет необходимого оборудования, а российским экспертам доверить его литовцы не могут.
За эти дни Литва также попыталась упрекнуть руководство НАТО в том, что альянс не смог защитить небо своего полноправного члена от проникновения вооруженного самолета-нарушителя. 19 сентября стало известно, что Литва обратится в брюссельскую штаб-квартиру с просьбой усилить охрану своего воздушного пространства. Этот мягкий упрек адресован, в первую очередь, Германии. Дело в том, что именно немецкие истребители охраняют воздушное пространство над республикой.
15 сентября, когда Су-27 направился к границам Литвы, на перехват ему были отправлены два истребителя F-4. Они не успели перехватить российский самолет - тот рухнул, не дожидаясь прибытия немцев, которым оставалось лишь заняться охраной места падения с воздуха. "Нынешнее происшествие подтверждает, что нарушения воздушного пространства представляют угрозу - летают боевые самолеты, также и с ракетами", - заявил министр обороны Литвы Гедиминас Киркилас. Впрочем, НАТО никак не отреагировало на заявления Литвы. Представители командования заявили лишь, что они следят за расследованием этого происшествия, расценивая его как "несчастный случай".
Павел Аксенов