Из-за "Катрины" в США подскочила даже цена стаканчика кофе. Причем как на сам кофе, из-за транспортных проблем на юге, так и на пластиковый стакан, из-за перебоев снабжения химического производства.
Однако самый сильный удар был нанесен по топливному сектору Штатов. Мощности энергетических компаний в Мексиканском заливе обеспечивают треть нефти и пятую часть природного газа, поступающих в Соединенные Штаты. Самое неприятное, что все это случилось накануне зимнего отопительного периода, когда нефтеперерабатывающие предприятия наращивают производство мазута, потихоньку сокращая выпуск бензина, который больше актуален в период летних отпусков. Сейчас же нефтепереработчики бросили свои силы на производство бензина, отвечая чаяниям американских автомобилистов, которые уже готовы с помощью кулаков выяснять отношения с сотрудниками АЗС по поводу высоких цен на топливо. Некоторые наблюдатели предсказывают, что в грядущую зиму власти будут вынуждены просто закрыть на время многие школы и некоторые предприятия с целью экономии энергоресурсов.
В заливе только на днях приступили к осмотру подводных трубопроводов, которые во время буйства младшего брата "Катрины", урагана "Иван", также были серьезно повреждены. У многих легкий шок вызвало сообщение компании Royal Dutch Shell о том, что восстановить добычу нефти в районе Mars в Мексиканском заливе она сможет только к середине следующего года. А между тем это месторождение обеспечивает 15 процентов всего объема нефтедобычи в регионе. Та же ситуация с природным газом. Как указывает главный экономист Адам Семински из Deutsche Bank, в мире никто не создает стратегических запасов природного газа по образцу нефтяных резервов. Поэтому нехватку газа на рынке восполнить ничем нельзя, а цена на него неизбежно будет расти. Самое опасное в данной ситуации то, что рост цен на топливо может оказать угнетающее воздействие на главный двигатель американской экономики - потребительский спрос. Согласно данным исследования Merril Lynch, повышение цены галлона бензина на один цент изымает из карманов жителей США дополнительно 1,3 миллиарда долларов.
Президент Буш поспешил заверить страну, что поднимать налоги из-за экстраординарной суммы, выделяемой на устранение последствий урагана, Белый дом не собирается. Сумма действительно впечатляет: около 200 миллиардов долларов. Несмотря на обещания администрации, что деньги будут найдены за счет сокращения других финансируемых государством программ, ясно, что бюджетный дефицит вырастет еще больше. Вследствие чего доверия к американской экономике в мире явно не прибавится.
Юг Соединенных Штатов традиционно считается "житницей" страны. И "Катрина" обошлась с ней крайне немилосердно. По предварительным оценкам, сельскому хозяйству штата Миссисипи нанесен ущерб на сумму более 2 миллиардов долларов, штата Луизиана - на миллиард долларов. У известной компании Tyson Foods в Миссисипи находится 10 процентов всего производства курятины, а это 5 миллионов кур в неделю. Теперь большая часть птиц потеряна, так же как и вся замороженная продукция, хранившаяся в портах Миссисипи и Луизианы. В целом по Миссисипи, являющимся четвертым по значению "куриным" штатом, стихия разрушила 300 из 6 тысяч куриных ферм, еще более 2 тысяч получили серьезные повреждения. Кроме этого, в Миссисипи погибли или пропали от 10 до 11 тысяч голов крупного рогатого скота. Ущерб подсчитывают и производители ореха пекан, а также местные хлопкоробы.
Проблемы американских фермеров, вызванные "Катриной", могут застопорить процесс сокращения сельскохозяйственных субсидий со стороны правительства США, на чем давно настаивает Всемирная торговая организация. В прошлом году во всем мире объем подобных государственных субсидий сельхозпроизводителям составил 280 миллиардов долларов. На американских фермеров приходится шестая часть этой суммы. Теперь, после "Катрины", решение проблемы субсидий может быть отложено на неопределенное время.
В выигрыше после "Катрины" оказались многие мелкие порты на юге. Так в небольшом порту Пенсакола (Флорида) объем доставляемых туда грузов вырос на 60 процентов. Порт Хьюстона после "Катрины" превратился в самый перегруженный транспортный узел страны. Бизнес самого Хьюстона сейчас переживает настоящий расцвет. Нефтедобывающие и сервисные компании срочно нанимают специалистов для ремонта платформ в Мексиканском заливе. Число подрядов на строительные работы выросло не просто на проценты, а в несколько раз. Радуются и риэлторы. Беженцы из Нового Орлеана заняли не только все гостиницы, но и все свободные квартиры. Компании из затронутых "Катриной" районов срочно ищут свободные площади под офисы. В компании National Realty Investments даже разработали специальный продукт "только для пострадавших от урагана". Его отличительная особенность: отсутствие первого взноса при заключении контракта и оформление документов за счет риэлтора.
В целом, любое стихийное бедствие, вызывая экономический ущерб, одновременно становится причиной локальной экономической активности в пораженном бедствии регионе. Восстановление инфраструктуры, жилья требует заказов частным компаниям, новых рабочих рук. Однако масштаб нынешнего бедствия настолько велик, что рост активности в связи с процессом восстановления хозяйства на юге едва ли способен перекрыть ущерб для всей американской экономики, вызванный перебоями с топливом. То есть ускорение роста ВВП нивелируется его замедлением.
Сентябрь становится черным месяцем для страховщиков. Который год в этом месяце им приходится заниматься подсчетом своих будущих убытков.
Этим они занимались после терактов в Нью-Йорке и Вашингтоне четыре года назад. В прошлом году в сентябре обсуждали, как не разориться от череды ураганов, пронесшихся над теми же Штатами. И вот новая беда в лице "Катрины". Только синдикату "Ллойдс" придется разориться более чем на 2,5 миллиарда долларов. Европейцы в принципе склонны выражать свое недовольство ситуацией в Штатах. Последние два года на США приходится до 75 процентов всех страховых выплат по природным катастрофам. При этом доля американцев в объеме премий по этому виду страхования составляет всего 50 процентов. Ситуация с "Катриной" заставила европейцев вновь поставить вопрос о правилах на рынке перестрахования США. Для того чтобы иностранные перестраховщики, берущие на себя часть рисков страховых компаний, могли работать на территории США, они должны предоставить дополнительное финансовое обеспечение. Подобная форма залога обходится европейским перестраховщикам в 500 миллионов долларов.
Некоторые более дальновидные страховщики еще до "Катрины" просто перестали страховать недвижимость от риска повреждения в результате урагана. Как это сделала компания Allstate во Флориде. Материнская компания GE Insurance компания General Electric объявила, что выведет акции своей "дочки" на фондовый рынок, то ли собирая таким образом дополнительный капитал для своего страхового подразделения, то ли пытаясь сбыть с рук через механизм IPO столь рискованный сейчас бизнес. Многие страховые компании, столкнувшись с очередным "черным" сентябрем, делают все возможное, чтобы избежать выплат. Штат Миссисипи уже подал в суд на те страховые компании, которые отказываются платить, утверждая, что разрушения вызваны вовсе не ветром, а наводнением, которое в большинстве полисов в качестве страхуемого риска не указывается.
В Миссисипи только 10 процентов домовладельцев раскошелились на то, чтобы застраховать себя и от наводнения. Теперь после Катрины размер страховых премий по рискам ущерба от стихийных бедствий резко вырастет. Как и одно опасение, которое сейчас начинает терзать не только страховщиков. Не получается ли так, что глобальное потепление, о котором так не любят вспоминать в Белом доме, действительно вызвало необратимые изменения в природе? И природные бедствия, подобные "Катрине", будут теперь с пугающей периодичностью посещать территорию США - испытывая ее жителей на стойкость, а экономику на прочность.
Андрей Кириллов