На прошлой неделе в Лондоне закончилась крупнейшая европейская военная выставка DSEi - Defence Systems & Equipment International Exhibition & Conference. Этот военный салон, который является самым крупным в Европе, российские СМИ, как ни странно, оставили практически без внимания. Возможно, из-за того, что ни одна российская компания не представила на DSEi своей продукции. Однако говорить о том, что лондонская выставка никак не повлияет на развитие отечественного ВПК, тоже нельзя - Россия слишком глубоко интегрирована в мировой военно-промышленный комплекс, чтобы тенденции и направления развития европейской военной науки и техники никак не отражались на планах российской "оборонки".
В этом году свою продукцию на DSEi привезли около 1200 предприятий из 38 стран. На выставку приехали 82 официальных делегации из 51 страны. Этот военный салон традиционно демонстрирует наиболее активно развивающиеся направления мировой военной промышленности. Выставку организовывает Министерство обороны Великобритании, и в первую очередь, разумеется, она представляет европейские ВПК и вооруженные силы. Остальные части света на выставке представлены в основном либо покупателями, либо партнерами британских, немецких и прочих европейских предприятий и промышленных групп.
В целом, этой выставке свойственны все те же особенности, что и многим другим военным и авиасалонам. DSEi, которая проходит один раз в два года в лондонском торгово-выставочном центре Excel, является чем-то вроде выставки достижений народного хозяйства - ее организация является делом престижа страны, которая претендует на звание лидера в военной области. Британии свойственны подобные амбиции, Лондон претендует на звание если не центра европейской оборонной промышленности, то уж, по крайней мере, ее отдельного и наиболее важного филиала.
Косвенно этому способствуют и британские корпорации, давно уже ставшие транснациональными группами. Та же BAE Systems, созданная на основе компании British aerospace (BAE), уже давно и успешно продвигается на американском рынке, втягивая в него в качестве локомотива другие европейские фирмы.
Сама по себе выставка не имеет какой-либо особой направленности, но внутри нее существуют отдельные секции - морская экспозиция, наземные вооружения и техника, средства связи, электроника, авиация, оборудование для спасательных и экстренных служб. По тому, сколько и какие новинки представлены в той или иной секции, можно судить о направлении, в котором развивается мировая военная индустрия, вооруженные силы разных стран.
Судя по тому, какие экспонаты были представлены на DSEi в нынешнем году, наиболее бурный рост в настоящее время наблюдается в области создания спецсредств для контртеррористических структур, техники для аэромобильных подразделений и полицейских сил, а также в области беспилотных летательных аппаратов. Это вполне отражает общее направление развития вооруженных сил западных стран.
Действительно, средства коммуникации являются одним из столпов, на которых основывается структура армий будущего. В настоящее время в США разрабатывается проект Future Combat Systems (FCS), основой которого будут именно беспроводные высокоскоростные каналы передачи информации. Точно такой же проект - Future Rapid Effect System (FRES) начинают создавать в Европе, причем основные разработчики FRES - корпорации Thales UK, BAE Systems и QinetiQ - начали строительство программы с создания информационной сети. Израильское Министерство обороны уже разработало первый этап собственного проекта Digital Army Program, основным подрядчиком которой является корпорация Elbit.
Наряду с перспективными масштабными "архитектурными" проектами, такими как Future Integrated Soldier Technology (FIST) компании Thales, уже создаются и "аксессуары", которые в будущем органично вольются в системы армейских коммуникаций. К примеру, компания Elisra Group представила персональный коммуникатор для солдата. V-Rambo оснащен небольшим монитором, который крепится на предплечье. На него можно передавать все необходимые данные, включая и видеоизображение. А британская Voller Energy представила прибор, при помощи которого можно перезаряжать любые портативные аккумуляторы. Он производит электричество при помощи химической реакции. Это устройство весом в девять килограммов во время работы не создает шума и не выделяет тепла - оно идеально подходит для спецподразделений, действующих в тылу врага.
Другим "китом", на котором будут строиться армии будущего, являются беспилотные летательные аппараты, а также прочие автоматические боевые системы. В этой области, как и во многих других, наравне с крупными транснациональными корпорациями, представляющими преимущественно масштабные проекты, выступают и менее крупные фирмы, которые, тем не менее, создают достаточно интересные приборы. Точно такая же тенденция наблюдалась и на Московском авиасалоне МАКС-2005, где большинство представленных дронов разработали малоизвестные и отнюдь не самые крупные фирмы.
Впрочем, наиболее интересные БПЛА на DSEi представили все-таки гиганты ВПК. К примеру, Thales показала свою недавнюю разработку - беспилотный самолет Watchkeeper, созданный на базе израильского Hermes. Несмотря на то, что от своего родителя Watchkeeper получил достаточно много опций, британцы улучшили аппарат, добавив ему, в частности, способность вертикального взлета и посадки.
Немецкая компания Rheinmetall, к примеру, приехала в Лондон сразу с двумя роботами. Летающий ударный беспилотный аппарат Tactical Advanced Recce Strike System (TARES) является представителем новой концепции БПЛА. Такие дроны являются гибридом ракеты и самолета-робота. Они способны достаточно долго летать в поисках цели, а затем, обнаружив ее, атаковать в режиме управляемой ракеты. TARES будет способен (пока что проект находится в стадии проектно-конструкторских работ) уничтожить современный танк.
Второй робот "Рейнметалла" - это небольшой наземный аппарат Cutlass, предназначенный для разминирования и ведения разведки. Это также одно из перспективных направлений развития наземной автоматической техники. Пока более крупные танки-роботы не закончили испытания на полигонах компаний-создателей такого оружия, американские войска в Ираке уже вовсю используют небольшие автоматические машины TALON производства Foster-Miller. Этот аппарат также был представлен на DSEi. Что касается Cutlass, то Министерство обороны Великобритании рассматривает его как одного из вероятных победителей в тендере на поставку роботов для британской армии. Итоги конкурса будут объявлены в конце года.
Интересный роботехнический проект представила французская компания Naval Constructions Directorate, которая совместно с канадской ISE разработала беспилотный подводный аппарат SeaKeeper. Этот полуавтономный робот представляет собой субмарину, состоящую из двух аппаратов. Первый действует, находясь в полупогруженном состоянии (над водой остается антенна) и управляет небольшим автономным модулем. Подводный робот можно использовать для поиска морских мин, управляя им как с борта корабля, так и с берега - SeaKeeper действует на удалении до 15 километров.
Что касается сухопутной "обитаемой" военной техники, то в этой области на выставке в основном были представлены программы модернизаций существующих машин, причем зачастую достаточно старых образцов. Это вполне объяснимо - технику нового поколения пока еще только проектируют, а в военных конфликтах (Ираке, Афганистане и многих других) используются машины, созданные еще во времена Холодной войны. Эта техника во многом не соответствует современным требованиям, и поэтому на ее модернизации специализируются многие компании.
Принципиально новых образцов бронетехники на DSEi было совсем мало. К примеру, швейцарская компания MOWAG показала в Лондоне новый легкий бронетранспортер Eagle IV. В отличие от предыдущих моделей (с индексом, соответственно, I, II и III), которые создавались на базе американского Humvee, швейцарцы на этот раз предпочли разработать собственное шасси. Пока оно построено по схеме 4х4, но в перспективе конструкторы собираются создать вариант 6х6.
Eagle IV оснащен автоматическим боевым модулем, разработанным компанией Elbit. Оператор боевого модуля использует электронный пульт управления, снабженный дисплеем. Подобный же модуль представила и американская компания Recon/Optical Incorporated. Этот модуль также оснащен электронной системой управления с жидкокристаллическим монитором. Автоматическая турель может быть оснащена пулеметами калибров 5,56, 7,62 или 12,7 миллиметров, а также автоматическим гранатометом.
На DSEi также были представлены несколько проектов дополнительного бронирования военных машин. Эти программы стали актуальны после того, как иракские боевики на практике продемонстрировали, сколь уязвимыми могут быть бронетранспортеры в условиях партизанской войны. Для американских военных самой востребованной, естественно, является усиленная бронезащита внедорожника Humvee. В настоящее время компания-производитель "Хаммеров" доверила создание такой брони двум компаниям - американской O'Gara-Hess и израильской Plasan Sasa. O'Gara уже вовсю поставляет свои "наборы" в Ирак, а израильтяне пока только предлагают их покупателям.
Израильский "Хаммер" отличается от конкурентов тем, что его конструкторам удалось сохранить одно из ключевых достоинств автомобиля - высокую проходимость. Известно, что тяжелая дополнительная броня крайне негативно сказывается не только на скорости и проходимости машины, но также ломает ее трансмиссию и подвеску. Кроме того, "доработанный" внедорожник отличается довольно высоким комфортом - в нем достаточно места для шестерых вооруженных солдат.
Другая израильская фирма - Rafael - провела глубокую модернизацию старого британского бронетранспортера FV432, который уже сменили в армии новые БТР Warrior. Тем не менее, в парках Министерства обороны Великобритании до сих пор хранятся тысячи подобных машин. Их ограниченно используют в Ираке и Афганистане в роли санитарных, командных машин, а также бронетранспортеров поддержки.
Израильтяне установили на этот БТР "реактивную броню", которая защитит его от выстрелов иракских РПГ, а также оснастили вышеописанным боевым модулем с автоматической 30-миллиметровой пушкой. Примерно такую же модернизацию провела французская компания Giat, которая выпускает гусеничный бронетранпортер AMX10.
Что касается техники для "армии будущего", то в настоящее время на Западе разрабатываются "переходные" модели, которые обладают некоторыми свойствами танков и бронетранспортеров FCS и FRES. Одно из ключевых качеств таких машин - возможность быстрой переброски их по воздуху. В США уже активно строят и используют БТР Stryker.
Британцы показали на DSEi новую аэромобильную "переходную" систему - колесную самоходно-артиллерийскую установку M777 Portee. В качестве шасси для новой САУ конструкторы использовали восьмиколесный автомобиль повышенной проходимости High Mobility Truck (8х6) компании Supacat. На него установили 155-миллиметровую гаубицу M777. Эта гаубица является самой легкой в мире - ее вес составляет всего 4218 килограммов. Этого удалось достичь за счет использования алюминиевых и титановых сплавов.
Несмотря на то, что на выставке побывали делегации из стран - потенциальных покупателей российской техники, российская оборонная продукция не была представлена на DSEi. Единственным экспонатом, который кое-как заполнил этот пробел, была силовая установка для БМП-1. Ее создали конструкторы из американской корпорации Caterpillar. Установка включает в себя дизельный двигатель, комбинированную воздушно-масляную охлаждающую систему и автоматическую трансмиссию.
Отсутствие на выставке конкурентоспособных российских программ модернизации стоящих на вооружении многих стран БМП может стоить нам весьма выгодных контрактов. Именно сервис и модернизация уже поставленной бронетехники традиционно является ахиллесовой пятой "Рособоронэкспорта", и новый дизель от американской Caterpillar - это крайне тревожный сигнал. Американцы стараются завоевать "российский" сегмент мирового рынка оружия, предлагая обслуживать российскую технику и поставлять для нее агрегаты. В будущем, возможно, последуют новые боевые модули для БМП и БТР, а следом США предложат и вовсе заменить сами машины на свои "Брэдли" и "Страйкеры".
О том, насколько эффективной была нынешняя лондонская выставка, судить пока рано. Контракты, которые заключаются на таких мероприятиях, готовятся заранее, и их подписание является частью экспозиции. Сделки, которые стали следствием самой выставки, будут заключаться, возможно, спустя несколько лет. Многие из экспонатов еще даже не прошли стадию проектно-конструкторских работ, и их окончательный вид будет сильно отличаться от того, что увидели посетители на DSEi.
Однако бесспорно одно - все представленные экспонаты соответствуют тенденциям развития военного рынка, и в этом смысле выставка должна быть интересна российским оружейникам. И не только потому, что западные компании не обошли вниманием БМП - новейшие российские разработки во многом соответствуют иностранным, а зачастую и превосходят их. Поэтому вдвойне обидно видеть, как израильтяне, американцы или немцы показывают то, что уже давно с успехом делают в Омске или Нижнем Тагиле. Остается надеяться, что через два года Россия сможет достойно выступить в Лондоне со своими дронами, танками и бронетранспортерами.
Павел Аксенов