C 27 сентября по 16 октября в городе Сан-Луис – столице одноименной провинции Аргентины – состоится чемпионат мира по шахматам под эгидой Международной шахматной федерации (ФИДЕ). Пожалуй, это первый случай, когда по отношению к турниру не хочется употреблять унизительную приставку "по версии" - состав собрался и впрямь весьма представительный. По сути, из сильнейших шахматистов планеты "за бортом" остались лишь те, кто сам для себя сделал такой выбор.
Этого турнира шахматный мир ждал давно. Чтобы ответить на вопрос о причинах такого ожидания, необходимо сделать небольшой экскурс в историю – лет на 12 назад.
Итак, в 1993 году в шахматном королевстве произошла "великая схизма" - бывший тогда чемпионом мира Гарри Каспаров решил сыграть матч на первенство мира с претендентом Найджелом Шортом вне рамок ФИДЕ, по версии профессиональной шахматной ассоциации (в основном потому, что Международная шахматная федерация предложила менее выгодные финансовые условия). ПША и ФИДЕ предали друг друга анафеме, и вторая разыграла звание чемпиона мира между следующими по рангу претендентами – Карповым и Тимманом.
Дальше – больше. "Профессионалы" так и не смогли наладить стройную систему отбора претендентов, а ФИДЕ после прихода на президентский пост Кирсана Илюмжинова начала проводить чересчур смелые эксперименты, устраивая отбор в турнирах по нокаут-системе с укороченным контролем времени. В результате эти соревнования превратились в некое подобие лотереи, а престиж их в глазах шахматной общественности упал до чемпионатов мира среди любителей, которые проводились ФИДЕ на заре существования этой организации в 20-е годы прошлого века.
Количество чемпионов мира стало стремительно расти, а престиж шахмат – столь же стремительно падать. Как следствие – уменьшилось число серьезных турниров, ибо спонсоры не горели желанием направлять средства в вид спорта, сотрясаемый постоянными скандалами. В 2002 году в Праге были подписаны соглашения об объединении шахматного мира и организации соревнований, которые должны были выявить единого чемпиона. К тому моменту Каспаров уже успел помириться с ФИДЕ, однако звание чемпиона мира по "классической" версии уступил Владимиру Крамнику.
Согласно Пражским соглашениям, единый чемпион должен был определиться в соперничестве победителей по обеим "версиям". Однако это был еще далеко не конец: матч на первенство мира по "классике" удалось сыграть лишь в октябре 2004 года, а выявление участника объединительных соревнований со стороны ФИДЕ вообще срывалось трижды по разнообразным причинам.
В конце концов Каспаров объявил о своем уходе из шахмат и начал играть совсем в другие игры – политические. ФИДЕ, заручившись поддержкой губернатора аргентинской провинции Альберто Родригеса Саа, решила воспользоваться опытом 1948 года.
Тогда после смерти чемпиона мира Александра Алехина был проведен матч-турнир сильнейших шахматистов для определения нового шахматного короля. Сейчас тоже решено было провести "круговик" с участием восьми претендентов:
четырех участников финальных матчей на первенство мира по обеим версиям и четырех лидеров рейтинг-листа, для составления которого было взято "среднее арифметическое" рейтингов на 1 июля 2004 и 1 января 2005 года.
Если отказ Каспарова от дальнейшей борьбы был воспринят скорее с облегчением, чем с разочарованием, то отказ "классического" чемпиона Крамника поставил под сомнение перспективность всей затеи с точки зрения определения единого шахматного короля.
У Крамника, безусловно, была своя правда. После изнурительного матча с Леко в швейцарском Бриссаго, где Владимиру лишь в последней партии удалось отстоять свой титул, ему очень не хотелось вновь сражаться за него в не менее изнурительном турнире с более "свежими" оппонентами. Тем более что были у него и юридические основания.
Дословно Крамник заявил следующее: "В соглашении, подписанном в Праге в 2002 году, среди прочего было сказано, что абсолютный чемпион мира должен определиться в соперничестве между победителем чемпионата мира ФИДЕ и победителем матча между мной и Леко.
Я не вижу причин, по которым отмена поединка Касымджанов — Каспаров за звание чемпиона мира ФИДЕ должна влиять на мое положение в процессе шахматного объединения … Организация матча между мной и победителем объединительного турнира была бы идеальным выходом из тупика, в котором мы оказались. Если ФИДЕ откажется следовать Пражским соглашениям, я начну переговоры с заинтересованными лицами о матче за звание чемпиона мира по классической линии".
С точки зрения ФИДЕ "идеальным выходом из тупика" была бы, наверное, "делегитимизация" Крамника, который после отказа играть в Сан-Луисе будет иметь не больше прав, чем предыдущие чемпионы мира по версии ФИДЕ - Карпов, Пономарев или Халифман, которых в Сан-Луис вообще не приглашали.
Однако в интервью перед турниром, данном изданию "СПОРТ-ЭКСПРЕСС", президент ФИДЕ Илюмжинов не исключил возможности матча победителя аргентинского первенства с Крамником. Но только при определенных условиях. Во-первых, если победитель турнира в Сан-Луисе согласится, а во-вторых, если спонсоры Крамника направят в адрес ФИДЕ "интересное предложение", причем интерес этот, по словам Илюмжинова, начинается с двух миллионов долларов.
Как видите, ситуация, несмотря на исключительно благоприятную для объединения конъюнктуру, только запутывается с каждым днем.
Похоже, приходится считать Сан-Луис-2005 просто очередным "супертурниром". Однако и супертурниры нынче явление нечастое, так что почти трехнедельное грядущее противостояние заслуживает того, чтобы рассказать о нем подробно.
Итак, Аргентина в очередной раз послужила для шахмат "золотоносной провинцией". Впервые это произошло в 1927 году, когда при помощи финансовых гарантий аргентинских властей удалось удовлетворить непомерные по тем временам требования чемпиона мира Хосе Рауля Капабланки и организовать матч в Буэнос-Айресе между ним и претендентом Алехиным. Сейчас же власти Сан-Луиса смогли предоставить призовой фонд в размере одного миллиона долларов США, что в два раза больше назначенного ФИДЕ минимума.
Победитель двухкругового турнира получит, помимо титула чемпиона мира, 300 тысяч долларов. Дальнейшие призы распределятся следующим образом: занявшему второе место – 200 тысяч, третье – 140, четвертое – 100, пятое – 80, шестое – 70, седьмое – 60, восьмое – 50. В случае дележа участниками одного или нескольких мест призы делятся поровну между ними, а если кто-либо из игроков сыграет менее половины положенных по регламенту партий, его призовые останутся у ФИДЕ.
Стоит отметить, что Международная шахматная федерация на сей раз потребовала от организаторов турнира обеспечить приличные условия самим шахматистам. В частности, предоставить каждому двухместный номер в отеле первого класса с полным пансионом. Во время игры обеспечить для каждого участника индивидуальную комнату отдыха и в целом оборудовать игровой зал в соответствии с рекомендациями ФИДЕ для турниров топ-класса. Должны быть учтены даже такие мелочи, как расположение ламп таким образом, чтобы их свет не отражался от поверхности доски.
Это, пожалуй, можно отнести к положительным последствиям раскола в шахматном королевстве и образования своего рода "профсоюза" - Ассоциации шахматистов-профессионалов, добившейся того, чтобы ФИДЕ, по образному выражению журналиста Мика Грингарда, "поняла, что недостаточно нацарапать документ на салфетке и обозвать это контрактом".
За титул чемпиона мира-2005 поборются: текущий чемпион мира по версии ФИДЕ Рустам Касымджанов (Узбекистан),
его соперник в финальном матче в Триполи Майкл Адамс (Англия), участник матча на первенство мира по классическим шахматам Петер Леко (Венгрия), а также лидеры "усредненного" рейтинг-листа Вишванатан Ананд (Индия), Александр Морозевич (Россия), Юдит Полгар (Венгрия), Петр Свидлер (Россия) и Веселин Топалов (Болгария).
В турнире предусмотрено 3 выходных дня – после 4-го, 8-го и 12-го туров. Контроль времени – 2 часа на 40 ходов плюс час на последующие двадцать плюс 15 минут с добавлением 30 секунд на все оставшиеся ходы. Игрок, набравший наибольшее количество очков, объявляется чемпионом мира. В случае, когда количество очков равное, принимается во внимание результат личных встреч между конкурентами. Если и по этому показателю они равны, то учитывается количество побед в турнире.
Когда не в состоянии рассудить и этот показатель, вступает в силу сложная процедура тай-брейка. Сначала между поделившими первое место проводятся соревнования по быстрым шахматам (две партии с контролем 25 минут на партию плюс 10 секунд за каждый сделанный ход).
Если и это не помогает, играется блиц – две партии по 5 минут плюс 10 секунд на ход. Этот процесс можно повторить еще дважды, если первый раз результата не принес. Ну а в случае, когда и после этого не удается выявить чемпиона, игра идет до "внезапной смерти" - черным дается 5 минут на партию без накопления времени, белым – 6, в случае ничьей чемпионом мира становится игравший черными.
Если же к моменту начала игры до "внезапной смерти" претендентов трое, сначала играют между собой второй и третий по рейтингу (при этом Рустам Касымджанов, как чемпион мира, автоматически назначается первым), а затем первый – с победителем этой пары. Если претендентов окажется четверо, то первый играет с четвертым, второй – с третьим, и затем чемпион определяется в партии победителей. При совсем уж невероятном исходе, когда к концу всех процедур окажется пять или более претендентов (что возможно разве что теоретически), ФИДЕ предписывает играть "в соответствии с духом вышеизложенного".
Андрей Сенцов