Спустя менее чем две недели после эвакуации израильских поселенцев и передачи сектора Газа под полный контроль Палестинской автономии, израильская армия начала полномасштабную операцию против палестинских террористов.
В пятницу, 23 сентября, на очередном митинге террористической группировки ХАМАС, посвященном "изгнанию израильских оккупантов из сектора Газа", произошли несколько взрывов, в результате которых погибли 19 человек и еще несколько десятков получили ранения. Официальные представители Палестинской автономии поспешили заявить, что всему виной неосторожное обращение с оружием самих членов ХАМАС. Глава МВД ПА Абу Хусса предположил, что те случайно взорвали на митинге ракету, находившуюся в одном из их автомобилей, и этот взрыв привел к детонации еще нескольких ракет или бомб.
ХАМАС с негодованием отверг эту версию, заявив, что по скоплению людей на митинге был нанесен воздушный удар силами ВВС Израиля. В доказательство своих слов экстремисты продемонстрировали некий "электронный чип", обнаруженный на месте взрыва, и свидетелей, незадолго до происшествия заметивших над Газой израильский беспилотный самолет. Несмотря на заявления Израиля, опровергшего свою причастность к произошедшему, было понятно, что переход террористов к активным действиям не заставит себя ждать.
Действительно, уже в ночь на субботу члены ХАМАС обстреляли территорию Израиля ракетами "Кассам". Более 20 ракет попали по израильскому городу Сдерот, в котором пострадали 5 человек, еще две ракеты попали по базе ЦАХАЛа и две - по кибуцу Киссуфим. ХАМАС заявил, что этот удар был нанесен в ответ за взрывы на митинге и что за ним вскоре последуют другие. Руководство Израиля приняло решение других палестинских ударов не ждать и энергично взялось за дело.
В субботу ВВС Израиля показательно обстреляли ракетами несколько объектов, принадлежащих группировке ХАМАС в секторе Газа: по заявлению ЦАХАЛ, были уничтожены мастерские, в которых террористы изготовляли ракеты, складские помещения, в которых хранились их боеприпасы, и убежища террористов. В результате этих ударов ранения получили несколько палестинцев, оказавшихся рядом с постройками. В тот же день ЦАХАЛ возобновил практику прицельных ударов по террористам, уничтожив две автомашины, в которых погибли четыре активиста ХАМАС.
Министр обороны Израиля Шауль Мофаз заявил, что ЦАХАЛ готов со всей решительностью действовать для обеспечения безопасности граждан Израиля, и части израильской армии начали подтягиваться к сектору Газа. В субботу вечером состоялось экстренное заседание правительства страны, на котором было принято официальное решение о возобновлении операций по точечной ликвидации лидеров палестинских террористов.
На том же заседании министры разрешили Армии обороны Израиля применять для операций против боевиков артиллерию. Вместе с тем премьер-министр Израиля Ариэль Шарон принял решение не вводить пока что израильские части на территорию сектора Газа, ограничившись авиаударами.
В ночь на понедельник стало известно о том, что ЦАХАЛ приступил к операции под кодовым названием "Первый дождь", целью которой является уничтожение в секторе Газа террористов, ответственных за обстрел территории Израиля. В результате нескольких авиаударов, нанесенных по предполагаемым убежищам террористов, за истекшие сутки на палестинских территориях получили ранения по меньшей мере несколько десятков человек. Точечным ударом была уничтожена машина лидера группировки "Исламский джихад" Мохаммеда Халиля. Халиль и его заместитель погибли, еще четыре члена группировки получили ранения.
Параллельно масштабная операция против ХАМАСа началась и на территориях Западного берега реки Иордан. Были задержаны более 200 сторонников и активистов террористической организации, среди которых лидер ХАМАСа в Иудее и Самарии шейх Хасан Юсеф и его сын.
Судя по всему, столь быстрый и массированный ответ оказал желаемое действие на руководство группировки ХАМАС. В воскресенье вечером лидер террористов Махмуд аль-Захар заявил, что его организация прекращает ракетные обстрелы израильских территорий из сектора Газа, чтобы "защитить мирных палестинцев от израильской агрессии". Это заявление, впрочем, не помешало палестинским боевикам продолжить спорадический обстрел израильской территории: за прошедшее время возле Сдерота упали еще несколько ракет "Кассам".
Со своей стороны, руководство группировки "Исламский джихад", разозленное убийством Халиля, заявило о своем отказе от перемирия с Израилем (к которому, к слову сказать, "Исламский джихад" официально не присоединялся). Представители этой террористической организации уже заявили, что новый палестино-израильский конфликт Шарон развязал для того, чтобы упрочить свои позиции в партии "Ликуд", и призвали все палестинские террористические организации возобновить военные действия против Израиля.
Быстрота реакции и слаженность действий правительства Израиля позволяет предположить, что подготовка к "Первому дождю" велась заранее и обстрел Сдерота послужил лишь поводом для ее начала. Израиль даже не счел нужным выступать с обычными риторическими призывами или угрозами в адрес палестинской администрации, на которую ранее возложил всю ответственность за происходящее на территориях сектора Газа после эвакуации израильских поселенцев и военных: практически сразу после того, как ракеты начали падать на территорию Израиля, был нанесен решительный удар по инфраструктуре террористов, уничтожен ряд их лидеров и принято решение о начале продолжительной и масштабной антитеррористической операции.
Целью же операции, по всей видимости, является не столько даже подавление деятельности террористической группировки ХАМАС (которая, фактически, уже заявила о своей капитуляции), сколько проведение образцово-показательной демонстрации для палестинцев.
Действительно, одним из главных обвинений в адрес Шарона, принявшего решение об одностороннем размежевании с Палестинской автономией, было то, что он фактически отдает под контроль террористических организаций территории, с которых те с легкостью и практически безнаказанно смогут вести обстрел израильских городов и поселений. С подобным заявлением, в частности, выступил Биньямин Нетаниягу, соперник Шарона в борьбе за место лидера партии "Ликуд".
Сам Шарон, будучи трезвым и опытным политиком, также вряд ли ожидал, что руководство ПА сможет взять сектор Газа под свой контроль и противодействовать террористам, имеющим среди населения чуть ли не больший авторитет, чем сама палестинская администрация. Несомненно, он понимал, что рано или поздно террористы нанесут удар по Израилю и на этот удар надлежит дать такой ответ, который заставил бы палестинцев не раз и не два задуматься перед повторением подобных операций в будущем. Именно таким показательным ответом должна стать операция "Первый дождь".
Необходимо отметить, что помимо воздействия "внешнеполитического" - устрашения палестинцев, операция "Первый дождь" имеет еще и "внутриполитическую" цель. Это прекрасно понимают, кстати говоря, и палестинцы. Как уже говорилось выше, руководство "Исламского джихада" заявило, что Шарон развязал конфликт ради упрочения своих позиций в партии "Ликуд". Так это или не так, судить сложно, однако "Первый дождь" действительно начался в очень подходящий для премьер-министра Израиля момент.
Напомним, что упорство, с которым Шарон "продавливал" через "Ликуд" свой план одностороннего размежевания с Палестинской автономией, фактически расколол партию на две части - сторонников Шарона и его противников, во главе которых находятся такие влиятельные политики, как бывший министр финансов Израиля Биньямин Нетаниягу, подавший в отставку в знак протеста против размежевания с ПА, и бывший министр Узи Ландау, уволенный Шароном после своего отказа поддержать план размежевания на голосовании в Кнессете.
Как раз в понедельник, на заседании центрального комитета "Ликуда", решается вопрос о том, будут ли проведены неочередные выборы главы "Ликуда". От решения этого вопроса зависит как судьба "Ликуда", так и судьба Шарона, который, по мнению аналитиков, может покинуть "Ликуд" и создать к грядущим всеобщим выборам свою собственную партию. Какое бы решение он ни принял, в ближайшее время ему понадобится образ жесткого политика, непреклонно борющегося с террористической угрозой. Именно на такой образ работает операция "Первый дождь".
Михаил Ткаченко