Наука и техника
21:53, 3 октября 2005

Унылая пора Осенний сезон охоты на призывников открыт

В России начался осенний призыв - беспокойная пора для всех, к кому этот процесс имеет непосредственное отношение. Как обычно, два раза в год, в России две группы людей (назовем их "ловцы" и "жертвы") готовятся к увлекательному и захватывающему состязанию. Как в самых изощренных фантастических антиутопиях, "ловцы" изобретают всевозможные уловки и ловушки, вычисляют явки и пароли, просчитывают возможные пути отступления, устраивают засады и облавы. "Жертвы" прикладывают массу усилий, чтобы избежать расставленных против них сетей.

Российская пресса уже давно разделилась на два лагеря. Часть газет и телеканалов поддерживает партию "ловцов", другая стоит за призывников. Первая исправно заваливает эфир и газетные полосы заявлениями Минобороны и Генштаба, вторая - посвящает свои страницы советам "как избежать призыва на военную службу". Советы "охотникам", понятное дело, не нужны - они либо все знают сами, либо получают все по своим, неофициальным каналам.

На самом деле, и это отмечают многие издания, правозащитники, выступающие в защиту призывников, медленно, но верно добиваются своих целей. В нынешнем году, отмечает Газета.ру, военкоматы стали гораздо мягче относиться к новобранцам. Дело в том, что в течение последних месяцев правозащитные и общественные организации инициировали прокурорские проверки в военкоматах. Видимо, проверки подействовали.

Идет охота

Многие издания отмечают также, что военкоматы и милиция перестали устраивать облавы на призывников, гуртом хватая их на улицах и во дворах. Но это не означает, что "жертвам" стало легче. Настоящие профессионалы своего дела, которым свойственен творческий подход к работе, умеют добиваться своих целей без грубых и примитивных методов.

Карикатура Сергея Елкина (ic.vrn.ru/~ppyolkin). Иллюстрация с сайта communist.ru
Lenta.ru

Отметим сразу - одним из ключевых правил, определяющих поведение "ловцов" и их жертв, является следующее: призвать юношу в армию можно лишь после того, как он расписался в получении повестки. До получения заветной подписи работники военкомата не имеют права называть молодого человека "уклонистом", даже если он систематически не является к ним или на сборный пункт. Вручают повестки, согласно официальным заявлениям представителей военных, исключительно участковые милиционеры.

Однако неэффективность такого метода даже для неискушенного человека очевидна - участковый может все три месяца, пока длится призыв, ходить по адресам, но так и не застать дома ни одного призывника. Поэтому, как выяснили журналисты из "Новых Известий" и "Комсомольской правды", военкоматы разработали новые способы вручения повестки, важным элементом которых стала военная хитрость.

Случаи, описанные в прессе, в одночасье стали классикой - они разошлись в анекдотах и карикатурах. Рассказы о сотруднике военкомата, который назначил призывнику свидание, представившись девушкой, о "залитом сверху" соседе, который вручил повестку после того, как бабушка призывника открыла ему дверь, о липовых приглашениях на "выгодную работу" или билетах на рок-концерт уже перепечатали многие российские издания. Все раскрытые журналистами тактические приемы "ловцов" можно свести в три группы:

  • "Подсадная утка". Призывнику звонит старая подруга (приятель, работодатель, "залитый" сосед, представитель правозащитной организации - известен случай, когда призывнику вручили повестку подставные "солдатские матери") и просит выйти из дома. В квартиру милиция ворваться не может - им нужно, чтобы молодой человек вышел хотя бы на лестничную клетку, где от росписи в повестке он уже не отвертится.
  • "Обман". Призывнику обещают, что он будет служить в самой-самой наиэлитнейшей части, два года ничего не делать, сладко спать, вкусно питаться и через день ходить в увольнение. Одному юноше предложили явиться в военкомат, чтобы на два года устроиться в нем на работу системным администратором. Парень не пошел, узнав, что учреждение захотело к призыву "нанять на работу" добрый десяток таких специалистов, а компьютеров, которые необходимо обслуживать - раз-два и обчелся.
  • "Угроза". В одном из военкоматов призывников вызывали повесткой в прокуратуру, чтобы вместе обсудить готовящееся уголовное дело об уклонении от армии. В другом случае участковый угрожал призывникам (которым не вручили повестки) федеральным розыском. И то и другое невозможно - пока призывник не прошел медкомиссию, его нельзя привлечь к уголовной ответственности. А проходить медкомиссию придется ровно-таки после того, как повестка будет вручена под расписку (пусть и в той же прокуратуре).
  • Еще в июле коалиция общественных объединений "За демократическую альтернативную гражданскую службу" и Комитет солдатских матерей обратились в столичное правительство, предоставив перечень уловок и хитростей военкоматов, постаравшихся любыми методами выполнить план по весеннему призыву. Они огласили список на заседании комиссии по правам человека при мэре Москвы.

    По данным общественных организаций, главными нарушениями весной были не соблюдение сроков призыва и незаконные вызовы в военные комиссариаты. По словам правозащитников, "сотрудники органов внутренних дел могут схватить не явившегося по повестке призывника на улице просто так, хотя это разрешено только в рамках возбуждения административного дела". Кроме того, утверждали они, военно-медицинские комиссии весной 2005 года игнорировали медицинские справки и диагнозы, поставленные другими врачами призывникам, отправляя на срочную службу больных людей, а военкоматы присылали повестки тем, кому еще не исполнилось 18 лет, и студентам, которые продолжают учиться.

    Судя по тому, что и теперь, еще до начала осеннего призыва, военкоматы развили столь бурную деятельность по отлову призывников, в нынешнем призыве "жертвам" придется побегать от "ловцов" как следует.

    Интересную инструкцию, уже, правда, для пойманных призывников, опубликовал на прошлой неделе "Московский комсомолец". Инструкция эта, в которой перечисляются вещи, которые необходимо взять с собой на сборный пункт, примечательна тем, что в ней содержится несколько оговорок на тему "дедовщины". Призывникам ни под каким видом не советуют брать с собой деньги, ценности, мобильные телефоны - все это, по мнению журналистов, по прибытии на место перекочует в карманы "дедов". Такое впечатление, что юноши отправляются не Родину защищать, а отбывать наказание в колонии строгого режима.

    Безопасная армия - 2005

    Поехали. Кадр Первого телеканала, архив
    Lenta.ru

    Эти свидетельства примечательно расходятся с заявлениями представителей государственных органов. Вообще нынешний призыв, по словам чиновников, должен стать самым "дружественным" по отношению к призывникам. Так, по словам статс-секретаря Министерства обороны Николая Панкова, "Минобороны делает все необходимое, чтобы сломать негативные стереотипы об армии". Это заявление интересно перекликается с программной речью нового главкома ВМФ, который поставил перед самим собой задачу: сделать так, чтобы флот "не сотрясал общественное мнение".

    Впрочем, министерство действительно намеревается провести в этом году масштабную "пиар-кампанию", причем под необычным для себя девизом - теперь военное ведомство упирает не на патриотические чувства россиян, а на соблюдение прав человека в армии. Недавно министр обороны Сергей Иванов и Уполномоченный по правам человека в РФ Владимир Лукин даже подписали особое "соглашение о взаимодействии". По данным "Российской газеты", этой осенью правозащитники впервые проконтролируют соблюдение прав призывников - военным округам и флотам, штабам видов и родов войск предписано не только не препятствовать им в этом деле, но и всячески помогать. Николай Панков также призвал "общественность выезжать в дивизии и посмотреть, что сейчас там происходит".

    Как будет протекать эта работа, неизвестно - пока что вышеописанные случаи "охоты на призывников" представители Минобороны всячески отвергают, заявляя, что до театральных постановок в ходе розыска "уклонистов" они не опускаются. По словам военных чиновников, призыв зиждется лишь на совести самих юношей и энтузиазме участковых милиционеров, и в этом коренная причина того, что в армию ежегодно не идут тысячи призывников. Прошлой весной таковых, по данным Минобороны, было 15 тысяч (при этом соответствующих уголовных дел было заведено не более 50).

    Планы

    Еще весной правозащитники жаловались на милицию, которая хватала призывников на улицах. Кадр телеканала НТВ, архив
    Lenta.ru

    Что касается статистики, то, согласно планам Минобороны, осенью 2005 года в армию планируется набрать более 140 тысяч человек. Это на 17 тысяч меньше, чем весной, и на 36 тысяч меньше, чем год назад. Причиной такого сокращенного призыва, по словам военных, являются общее сокращение армии и слишком большое количество отсрочек по призыву. Однако если с планами сокращения армии ничего не поделаешь, то с отсрочками Минобороны будет бороться.

    К 2008 году, когда срок службы в армии сократится до одного года, число отсрочек, которых в настоящее время существует 25, значительно уменьшится. "Процентов 60 отсрочек мы предложим оставить. А 40 процентов нами будут предложены к упразднению. Мы такие предложения готовим. Они будут внесены в Государственную думу", - заявил начальник организационно-мобилизационного управления Генерального штаба Вооруженных сил РФ генерал Василий Смирнов.

    Интересно, что на фоне громких заявлений о либерализации процесса призыва Минобороны на самом деле до предела "закручивает гайки". Кроме разработки вышеописанных планов по сокращению отсрочек, Министерство недавно почти в три раза сократило число вузов с военными кафедрами - с 226 до 68. Эти сокращения, по мнению военных чиновников, дадут им тысячи недостающих нынче военных.

    Впрочем, к тому же 2008 году Минобороны планирует сократить и число солдат-срочников. К этому времени, как утверждают военные, российская армия будет укомплектована контрактниками на 45 процентов. В настоящее время военнослужащих, подписавших контракт, в вооруженных силах всего четверть - 26 процентов (158 тысяч человек).

    Как на самом деле обстоят дела с контрактниками в российской армии, стало известно в начале сентября. Командование 76-й Псковской дивизией ВДВ заявило, что настоящим бичем для нее стали солдаты, которые расторгают контракты с армией. 68 контрактников из элитной дивизии были объявлены в федеральный розыск, и против них возбуждены уголовные дела. При этом руководство Минобороны не раз называло 76-ю дивизию ВДВ показательным соединением, на котором отрабатывается система перевода Вооруженных сил на контрактный принцип комплектования.

    Впрочем, иного выхода у Минобороны нет. Ему придется, рано или поздно, переводить всю армию на контракт. В противном случае никакие "пиар-кампании" не помогут - каждые полгода тысячи молодых людей будут, как в страшной антиутопии, скрываться от "охотников" по подвалам, а военкоматовские чиновники - устраивать спектакли с переодеванием в подруг и родственников призывников.

    Павел Аксенов

    < Назад в рубрику