Новости партнеров

Отставка автомобильного генерала

Концерн General Motors начал распродавать имущество.

У самого большого в мире производителя автомобилей корпорации General Motors дела уже давно идут плохо. Падает стоимость акций, растут долги и убытки. Чтобы не оказаться банкротом, автогигант решил продавать свои активы. Первой "на выход" стала японская марка Subaru. Судя по всему, за ней последуют Isuzu и Suzuki.

О GM

Долгов у GM накопилось более 250 миллиардов долларов. Самые большие убытки корпорация терпит на родном североамериканском рынке. В первой половине 2005 года они составили 2,5 миллиарда долларов. А в сентябре еще и продажи в США упали на 24 процента.

Дело в том, что в Америке компания делала ставки на большие внедорожники. А они, в связи с катастрофическим подорожанием топлива, стали практически неинтересны покупателям. В результате почитатели больших и прожорливых автомобилей переключились на компактные и экономичные машины азиатских производителей. Как результат, продажи выросли у Toyota и Nissan.

Не помогла GM и беспрецендентная программа скидок - летом любой американец мог купить машины по ценам, которые раньше действовали только для служащих компании. Причем, продажи действительно возросли - почти в полтора раза. Только на каждом из реализованных автомобилей GM терял более тысячи долларов.

Немалую часть проблем General Motors создали пенсионеры. Если "стандартом" называть ситуацию, когда на одного работающего приходится один пенсионер, то у GM с социальными программами все намного хуже - каждый сотрудник компании вынужден "кормить" еще троих людей, сидящих на пособиях или получающих льготы.

Очередная головная боль корпорации - итальянский Fiat. Несколько лет назад американцы заключили с итальянцами соглашение о том, что GM купит часть акций убыточного Fiat и таким образом поможет компании выйти из кризиса. Сейчас американцы поняли, что такая задача им не под силу и вынуждены заплатить Fiat "отступные" в размере почти 2 миллиардов долларов.

До последнего времени GM поддерживала себя на плаву засчет непрофильного бизнеса - своего финансового отделения. То есть, практически миллиард долларов в год американцы зарабатывали на кредитовании покупателей, а собственно на изготовлении машин - только теряли.

Наконец в GM приняли решение продавать активы. Уже подписаны бумаги о продаже Subaru, а следующими по мнению аналитиков станут японские Suzuki и Isuzu, акции которых также пока находятся в собственности американского концерна. Если в свое время Isuzu помог GM вывести на рынок крайне популярный Opel Frontera, то теперь японская компания оказалась практически бесполезной. Следующее поколение Frontera будет уже корейской разработкой - детищем обанкротившегося Daewoo.

О "Субару"

Корпорация General Motors на самом деле никогда не владела Subaru. В 1999 году концерн Fuji Heavy Industries Ltd, который и выпускает японские автомобили, вступил с GM в так называемый стратегический альянс. Согласно условиям контракта, GM заплатил Fuji почти полтора миллиарда долларов за 20 процентов акций и таким образом получил доступ к японским разработкам. Это должно было помочь GM расширить гамму своих моделей.

Но не тут-то было. "Субару" - это слишком специфический автомобиль. В отличие от остальных легковушек (кроме, пожалуй, Audi) модели Subaru всегда создаются с расчетом на постоянный полный привод и оппозитный двигатель. Первое условие обеспечивает машине хорошую управляемость на "сложных" дорогах, а второе позволяет добиться низкого центра тяжести. А это еще в большей степени улучшает ходовые качества машины. Именно за эти особенности Subaru покупают по всему миру, а других уникальных разработок у японских автомобилей нет.

После покупки части акций Subaru в GM поняли, что ни "оппозитник", ни субаровская система полного привода GM-овским моделям не подойдут. В результате единственным результатом сотрудничества стал Saab 9-2. На самом деле эта машина представляет собой Subaru Impresa с эмблемой Saab. Поставляется она на американский рынок и продается из рук вон плохо.

Перспективной моделью альянса должен был стать Saab 9-6. Эта машину собирались сделать на базе нового внедорожника Subaru B9 Tribeca, но не успели. GM посчитал продажу доли в Subaru самым безболезненным способом выйти из кризиса. За весь пакет акций американцы получат почти в два раза меньше, чем пришлось заплатить им самим. 310 миллионов долларов даст Toyota, которая покупает 8,7 процентов акций Fuji, а оставшиеся акции GM либо выставит на торги, либо вернет Fuji.

О Тойоте

А у Toyota как раз все хорошо. Продажи растут по всему миру, в том числе в Америке. Японцы стабильно получают прибыль с каждой выпущенной машины и могут позволить себе не упустить выгодное предложение - часть акций Subaru по практически бросовой цене.

В результате сделки Toyota становится крупнейшим из акционеров Subaru. Чем обернется этот альянс - пока не известно. Но очевидно, что Toyota обладает большей гибкостью, чем GM, и гораздо быстрее найдет, как применить потенциал Subaru. По предварительным сведениям, в первую очередь она заинтересована в доступе к полноприводным трансмиссиям и топливным элементам, разработанным Fuji.

Дмитрий Ларченко

Россия00:0124 сентября

«Делая вид, что лечишь»

Как работать без лекарств и оборудования: откровенный рассказ российского врача