12 октября в 09:00 по пекинскому времени (в 05:00 по московскому) с космодрома Цзюцюань на северо-западе Китая был запущен пилотируемый космический корабль "Шэньчжоу VI" ("Небесная ладья" или "Священная лодка") с двумя тайконавтами на борту. Первая ступень ракеты-носителя "Кайточже IIF" ("Долгий путь") отделилась примерно через 10 минут после старта. Корабль вышел на заданную 350-километровую орбиту, и его экипаж доложил на Землю о том, что все его системы работают нормально.
Вообще, как утверждает информационное агентство "Синьхуа", термин "нормально" стал самым популярным в докладах тайконавтов. Это касалось как технической стороны, так и физического состояния Фэй Цзюньлуна и Не Хайшэна. Для китайцев это особенно важно - во время первой пилотируемой экспедиции КНР тайконавт номер один Ян Ливэй жаловался на сильный озноб. Теперь все обошлось без недомоганий - экипаж сказал, что чувствует себя "нормально". Прилетев на орбиту, тайконавты приступили к выполнению экспериментов. Чуть позже они перекусили и даже по очереди вздремнули. Пятидневная экспедиция началась...
Участники второй китайской космической экспедиции 40-летний Фэй Цзюньлун и 41-летний Не Хайшэн стали настоящими героями у себя в стране. О них рассказывают все телеканалы, их портреты вывешивают на улицах, в самое ближайшее время о них начнут слагать песни и писать стихи. Между тем эти люди действительно заслуживают внимания - оба еще до того как стать тайконавтами прославились как одни из самых талантливых пилотов ВВС КНР. Каждый из них полетел в космос в звании полковника. Кем они вернутся на Землю, пока неизвестно.
Всего к полету готовились шестеро тайконавтов, из которых перед самым полетом выбрали двоих. Интересно, что и Фэй и Не были кандидатами в "китайские Гагарины" - оба они готовились к полету на корабле "Шэньчжоу V". Фэй сошел чуть раньше - он входил лишь в пятерку потенциальных "первых тайконавтов". Не добрался до финала. Его можно назвать "китайским Титовым" - он был одним из двух дублеров первого тайконавта Яна Ливэя.
Фэй Цзюньлун, как утверждает "Синьхуа", вообще является легендой китайских ВВС - полковник входит в пятерку лучших асов страны. Фэй попал в военную авиацию еще в 17 лет - в школу пришли представители авиационного училища, предлагая будущим выпускникам заранее записаться в него. Фэй, который в то время мечтал стать профессиональным художником, неожиданно решил последовать их советам. Через два года после поступления в училище он закончил его с одними пятерками по всем профильным дисциплинам.
В короткое время Фэй стал весьма известным летчиком-испытателем - его летное мастерство было исключительным. В июле 1992 года во время полета на его опытном самолете внезапно отказала система подачи топлива. Фэй принял решение не покидать самолет, а попробовать совершить на нем аварийную посадку. В результате уже на земле самолет загорелся и взорвался. Пилот чудом остался жив. Фэй стал пилотом высшей категории всего в 32 года - результат исключительный для китайских ВВС.
Когда его направили в отряд тайконавтов, Фэй не стал рассказывать об этом своим родителям. Однако те заметили ,что сын перестал летать, а вместо этого тренируется в каком-то центре. "Почему ты перестал летать?" - спросила его мать. "Я летаю, только намного выше", - ответил матери Фэй.
Его коллега Не Хайшэн знаменит меньше, чем Фэй. Однако это не означает, что он менее опытен. В отличие от решительного и порывистого Фэя, это спокойный, тихий и рассудительный человек. "Он немногословен, но очень много работает и всегда готов помочь товарищу", - рассказывает о своем коллеге Фэй. Правда, за внешностью "умного тихони" на самом деле скрывается опытный и смелый летчик.
Не поступил в летную школу лишь в 1984 году. У него, как и у Фэя, за плечами есть одна авиакатастрофа. В июне 1989 года выпускник летного училища Не совершал свой первый самостоятельный полет. Внезапно на самолете отказал один из двух двигателей. Истребитель сорвался в штопор. Не получил команду с земли катапультироваться, но отказался, пытаясь спасти самолет.
Истребитель падал с высоты четырех тысяч метров. Почти до самой земли Не старался выровнять машину. Он катапультировался, когда до земли оставалось лишь 300 метров. Перед полетом в космос он пообещал посвятить всю оставшуюся жизнь исследованию космического пространства.
Когда "Долгий путь" отделился от "Небесной ладьи", он отстрелил бортовой самописец - специальный прибор, который фиксировал показания приборов ракеты. Этот прибор приземлился (видимо, на парашюте) в округе Отог Ци китайской провинции Внутренняя Монголия. Для китайского космического агентства этот прибор - одна из самых ценных вещей на данном этапе экспедиции.
После того как специалисты оперативно расшифруют данные самописца, китайцы смогут точно узнать, как проходил полет и в каком техническом состоянии "Священная ладья" попала на орбиту.
Прибор нашла в поле простая девушка - пастушка Лянь Хуа, которая живет в полутора километрах от этого места. На аппарате, который упал на пастбище, было написано: "Госсобственность. Передайте властям. Нашедшему гарантируется вознаграждение".
Девушка немедленно поставила в известность о находке соответствующие органы госвласти, и на место прибыли представители космического агентства. Теперь имя Лянь Хуа в Китае известно не меньше, чем имена тайконавтов. Правда, о том, сколько денег будет выплачено счастливой пастушке, не сообщается.