"Формула-1" вновь стала интересной. 16 октября в Шанхае завершился очередной чемпионат мира по "королевским" гонкам. Завершился победой испанца Фернандо Алонсо в личном зачете и его команды Renault – в Кубке Конструкторов. Впервые за последние годы на трассах мирового первенства шла ожесточенная борьба, победителя в которой предсказать было невозможно. В нынешнем сезоне закончилась гегемония великого гонщика Михаэля Шумахера, который так и не смог достойно принять поражение…
По окончании прошлого сезона Lenta.Ru уже писала о том, что "Формула-1" станет интересной только тогда, когда в чемпионате мира будет идти настоящая борьба, а не наблюдение остального пелотона за очередной коронацией Михаэля Шумахера. Итоги прошлого сезона на самом деле оставляли мало надежд на то, что "королевские" гонки станут интереснее. Однако Ferrari, имевшая в прошлом году колоссальное преимущество, к борьбе в текущем году оказалась не готова.
Перед началом нынешнего сезона в действие вступил новый технический регламент чемпионата мира. Командам было запрещено по ходу одного Гран-при менять покрышки, что, естественно, сразу же сказалось на работе шинников Michelin и BridgeStone, которым пришлось разрабатывать новые, гораздо более жесткие составы резины. Двигатели должны были использоваться в течение двух Гран-при, а за их незапланированную замену был предусмотрен штраф - десять мест вниз на стартовой решетке по сравнению с результатом на квалификации.
Был изменен формат квалификации – пилоты не мучились в двух непонятных сессиях и не высчитывали среднее время, а проезжали единственный быстрый круг. Естественно, что изменения в правилах самым серьезным образом отразились на итоговых результатах. Лучше всех к сезону подготовилась команда Renault. Абсолютная надежность двигателей вкупе с отличной работой французских шинников и максимально сбалансированной во всех отношениях машиной сразу вывели команду Флавио Бриаторе в лидеры.
В первых четырех Гран-при сезона – в Австралии, Малайзии, Бахрейне и Сан-Марино – побеждали пилоты французской команды. Самую первую победу одержал Джанкарло Физикелла, а затем трижды подряд выиграл Фернандо Алонсо. Не сказать, что преимущество Renault было таким уж тотальным, но заводская команда французского концерна очень умело соединяла в единое целое все факторы – грамотная работа на пит-стопах, безукоризненное пилотирование в исполнении Алонсо, надежность двигателей.
При этом болиды Renault не были самыми быстрыми в плане абсолютной скорости – и McLaren, и даже Ferrari выглядели быстрее. Но не лучше! Итальянская команда на первых этапах казалась более-менее конкурентоспособной, а затем ее результаты стали ухудшаться. Поначалу "жеребцы из Маранелло" пытались убедить всех в том, что неудачи носят временный характер, но вскоре и спортивный директор конюшни Жан Тодт, и технический директор Росс Браун признали, что при конструировании машины были допущены некоторые ошибки, а японские шинники из BridgeStone так и не смогли приспособиться к новому регламенту и предоставить конкурентоспособные покрышки. Даже Михаэль Шумахер был не в силах помочь своими советами конструкторам болида. Семикратный чемпион мира в полной мере ощутил на себе, что такое ездить за конюшню, которая не борется за победу и редко когда приезжает на подиум.
Быстрее Renault, как уже было сказано, выглядел и McLaren. "Серебряные стрелы", которые еще в прошлом году переехали на новую базу в Paragon (многие считают ее настоящим раем для создания болидов "Формулы-1"), сконструировали великолепное шасси. Это настоящий чемпионский болид. Но слабым местом оказались двигатели Mercedes, которые, как и в прошлом году, горели в самые неподходящие моменты. По итогам сезона, если бы моторы немецкого автогиганта были столь же надежны, как двигатели Renault, McLaren, возможно, выиграл бы чемпионат. Впрочем, на то она и "Формула-1" – не только чистый спорт, но и громадные деньги, и соревнование высоких технологий. "Серебряные стрелы" на первых гонках не могли оказать достойного сопротивления французам именно по причине частых отказов двигателей.
Но когда немецкие мотористы внесли небольшие изменения в свою продукцию, скорость McLaren тут же сказалась. В Испании и Монако просто неудержим был Кими Райкконен, одержавший две победы. Он вполне мог победить и на Гран-при Европы, но в Нюрбургринге вновь отказал двигатель. Фернандо Алонсо же использовал абсолютно все ошибки конкурентов. "Испанский мачо" исправно набирал очки в каждой гонке. По большому счету, он провел единственный в сезоне неудачный Гран-при – в Канаде. Тогда он действительно допускал ошибки и вовсе не выглядел роботом. Не набрал он очков и в Венгрии, но на "Хунгароринге" Renault вообще выглядела слабо.
В остальном же Алонсо четко шел к выполнению поставленной задачи. На Гран-при Европы, во Франции и в Германии он побеждал. Неважно, что на последнем круге в немецком Хоккенхайме лидировавший с громадным преимуществом Райкконен вновь сошел из-за отказа двигателя. Ведь "Формула-1", как уже было сказано, это не просто чистый спорт…
Побеждает не всегда тот, кто быстрее. Чаще побеждает тот, кто и быстр, и надежен. И мудр не по годам. Фернандо Алонсо показал в нынешнем сезоне, что он действительно дорос до чемпионского титула. Он стал самым юным в истории чемпионом "Формулы-1", опередив и Эмерсона Фиттипальди, и Михаэля Шумахера. Испанец вместе с механиками и инженерами Renault принимал участие в создании машины и узнал все тонкости болида до мельчайших подробностей. Он знал, когда машину можно "терзать", а когда следует чуть отпустить "удила".
Алонсо практически в каждой гонке ехал с небольшим запасом прочности и всегда имел в рукаве какой-то козырь. В том же Сан-Марино – единственная гонка сезона, где отлично проявили себя Ferrari – он показал просто чудеса обороны, не пропустив на первое место ехавшего на более быстрой машине Михаэля Шумахера. Испанец не дал немцу ни малейшего шанса на обгон.
В конце сезона, создав себе необходимый задел по очкам, он не рвался к победам и не жал до отказа педаль газа, а довольствовался вторыми и третьими местами, и в итоге стал чемпионом мира. Ни разу за весь сезон он не дал эмоциям выплеснуться наружу. Во всяком случае, в тех моментах, когда надо было держать голову холодной, он держал ее ледяной. И закончил сезон самым достойным образом – на Гран-при Японии прорвался из последних рядов стартового поля на подиум, продемонстрировав полтора десятка обгонов, а в Китае и вовсе не оставил конкурентам ни шанса, лидируя от старта до самого финиша.
В борьбу с великолепным испанцем вмешался фантастический гонщик Кими Райкконен. Пилота McLaren c полным правом можно назвать главным неудачником сезона. Трудно даже представить себе, сколько нервов он оставил на трассе, проклиная мерседесовские движки. Кими сделал все возможное, чтобы поддержать интригу в чемпионате мира. После отличных побед в Барселоне и Монако он выиграл и в Монреале, и Венгрии, и в Бельгии, и в Турции, и в Японии.
Райкконен своей манерой езды заставил вспомнить об Айртоне Сенне, хотя до "бразильца-волшебника" пока не дорос. В любых условиях этого пилота интересует только победа. Причем победа безоговорочная. Кто знает, сбрось Кими скорость на последних кругах Хоккенхайма – глядишь, и доехал бы до финиша на первом месте даже на отработанном двигателе. Райкконен, как и Алонсо, прекрасно знает всю "внутренность" болида и умеет выжимать из него максимум.
Но, в отличие от испанца, он не станет беречь машину и вместо этого предпочтет положиться целиком и полностью на работу инженеров. Потому что свою работу он делает блестяще. Апофеозом сезона стала феноменальная победа Райкконена на Гран-при Японии, когда он, стартовав из последних рядов, следом за Алонсо, сумел выиграть. В первом повороте последнего круга он дожал таки Джанкарло Физикеллу и первым пересек финишную черту. Даже соперники и руководители других команд назвали пилотаж Кими на Гран-при Японии "волшебным".
Впрочем, час Райкконена наверняка еще настанет, потому что такой гонщик не может не стать чемпионом мира. А вот час Михаэля Шумахера, похоже, уже пробил. Хотя "Красный барон" в этом году сделал все возможное, чтобы завоевать-таки третье место в общем зачете чемпионата мира и принести своей команде третье же место в Кубке Конструкторов.
Но по ходу всего сезона создалось ощущение, что немец стал фаталистом. Он просто сказал себе "будь что будет" и честно пытался получить удовольствие от того, что участвует в самых популярных автогонках современности. Впрочем, с каждой следующей гонкой его разочарование становилось все сильнее, а на Гран-при Китая Михаэль и вовсе повел себя в высшей степени странно. На warm-up перед началом гонки Шумахер непонятно почему перекрыл траекторию Minardi Кристиана Альберса, и голландский гонщик просто не успел увернуться от столкновения. Да и шансов у него не было.
Этот поступок после гонки не смог объяснить никто, в том числе и сам Михаэль. Задумавшись над тем, что же он сделал, Шумахер, стартовав из боксов на запасной машине, пробился с последнего места на десятое, но непостижимым образом умудрился вылететь с трассы в тот момент, когда абсолютно все пилоты ехали в разогревочном режиме за машиной безопасности. Такие ошибки свидетельствуют лишь о том, что Шумахера абсолютно не занимало то, что происходит на трассе.
Его можно понять, ведь Алонсо и Райкконен, самые яркие представители новой волны пилотов, доросли до того уровня, когда мастерству никто не может ничего противопоставить. Даже сам Шумахер. Опытнейший гонщик не мог не предполагать, что однажды в его карьере произойдет такой момент, когда он проиграет. Причем без каких бы то ни было шансов. Но Михаэль уже заявил, что уходить не собирается и в следующем сезоне постарается вновь вернуть себе утраченные позиции.
Вообще же практически все гонщики очень неплохо провели нынешний сезон. За исключением, возможно, японца Такумы Сато из BAR, который запомнился только тем, что на трассе вел себя как камикадзе, став причиной возникновения нескольких крупных аварий. Особо стоит отметить ветерана Дэвида Култхарда, который после ухода из McLaren не затерялся и в Red Bull.
В целом сезон получился интересным и стал последним для нескольких команд, к которым все успели привязаться за время их участия в "королевских" гонках, для десятицилиндровых двигателей, для некоторых пилотов…
В Шанхае в последний раз вышли на старт команды Sauber, Jordan, Minardi и BAR. Швейцарский Sauber со следующего сезона станет заводской командой BMW. Союз немецких автопроизводителей и легендарной британской конюшни распался. Фрэнк Уильямс был недоволен качеством двигателей, которые конструировали инженеры BMW, а Марио Тайссен выражал недовольство качеством шасси, разработанном на базе Williams. Чтобы в дальнейшем избежать взаимных упреков, стороны решили расстаться. Так что теперь BMW собственными силами и силами сотрудников Sauber будут покорять новые вершины.
BMW уже объявила о том, что одним из пилотов новой команды будет немец Ник Хайдфельд, который в завершившемся сезоне выступал за Williams. Второе место пока вакантно, хотя канадец Жак Вильнев, имеющий действующий контракт на следующий сезон с Sauber, уверен, что руководители новой команды будут соблюдать все условия соглашения.
Скромная Minardi, подарившая "Формуле-1" многих блестящих пилотов, в том числе и чемпиона мира Фернандо Алонсо, теперь станет второй конюшней австрийского производителя энергетических напитков Red Bull. В прошлом году миллиардер Дитрих Матешиц приобрел Jaguar, переименовав его и сделав стабильной командой, а в нынешнем решил прикупить еще и Minardi. Новая команда будет по-прежнему базироваться в Фаэнце, но состав пилотов существенно изменится. В основной Red Bull останутся Дэвид Култхард и Кристиан Клиен (что вполне естественно, ведь он австриец), а во второй команде будут гоняться итальянец Витантонио Лиуцци и американец Скотт Спид.
Не исключено, что для работы в Squadra Toro Rosso (так теперь будет называться Minardi) привлекут Джанкарло Минарди, основателя команды, просуществовавшей 20 лет на частные средства. Наверняка новая команда сохранит традицию, согласно которой в ней проходили "обкатку" будущие звезды "королевских" гонок.
Прекратит свое существование и Jordan, который превратится в MidlandF1. Еще перед началом прошлого сезона команду купил канадский миллионер российского происхождения Алекс Шнайдер, который в нынешнем году провел яркую презентацию на Красной Площади, пообещав со временем привезти этап "Формулы-1" в Россию. Он не исключил также появления российских гонщиков в "большом цирке", но пока даже Роман Русинов, у которого есть контракт с командой, не участвовал в нормальных тестах. Вообще, вопрос о составе пилотов MidlandF1 остается пока открытым.
BAR, превратившийся за шесть лет своего существования в грозную силу, станет Honda. Японский концерн, долгое время поставлявший конюшне из Брэкли свои моторы, не смог смириться со все возрастающей ролью своего прямого конкурента на автомобильном рынке – Toyota. В итоге руководство Honda приняло решение выкупить у табачного концерна BAT все принадлежавшие им акции команды. Теперь Honda осталась единоличной владелицей формулической конюшни. Японцы, чтобы добиться больших успехов, раскошелились на 20 миллионов фунтов стерлингов, отстегнув их Фрэнку Уильямсу.
Почему именно ему? Да потому, что выступавший за BAR Дженсон Баттон должен был по окончании нынешнего сезона вернуться в британскую конюшню. Чтобы не терять англичанина, который провел за свою карьеру 100 Гран-при и не выиграл ни одной гонки, Honda выкупила его контракт. С Такумой Сато, несмотря на то, что он японец, было решено расстаться, а на его место из Ferrari приглашен Рубенс Баррикелло. Бразилец после подписания контракта заявил, что надеется вместе с новой командой стать ни много ни мало чемпионом мира.
На место Баррикелло в Ferrari пришел другой бразилец – Фелипе Масса из Sauber. О его гоночных достоинствах судить довольно сложно и еще сложнее предсказать, как он проявит себя в Ferrari. Ведь итальянская команда привыкла, что и Шумахер, и Баррикелло принимают непосредственное участие в разработке болида.
Сохранили состав своих пилотов Renault, McLaren, Toyota, так что Фернандо Алонсо, Джанкарло Физикелла, Кими Райкконен, Хуан-Пабло Монтойя, Ральф Шумахер и Ярно Трулли могут спокойно готовиться к новому сезону. Потеряв Хайдфельда, Williams сохранил в своем составе австралийца Марка Уэббера, проведшего неоднозначный сезон. Тем не менее, в его потенциале сомневаться не приходится. Напарником Уэббера могут стать юный Нико Росберг, сын чемпиона мира 1982 года Кико Росберга, либо Антонио Пиццония, тест-пилот команды. Скорее всего, перед началом следующего сезона громких переходов в "Формулу-1" пилотов других гоночных серий не последует.
Зато вполне возможно, что в "большой цирк" вновь вернутся некогда партнеры по Ferrari Жан Алези и Герхард Бергер. Французу Алези прочат место спортивного директора новой команды, которую, по слухам, готов выставить с начала сезона 2007 года Mclaren. Спонсорами этой команды, опять же по слухам, готовы выступить шейхи из ОАЭ. Эти слухи, кстати, не лишены оснований, поскольку в Дубаи в ближайшее время начнется работа над потрясающим проектом.
Владелец коммерческих прав на "Формулу-1" Бернард Экклстоун договорился с владельцами трассы в ОАЭ о строительстве тематического парка "Formula One World". По информации сайта f1news.ru, на территории в 1500000 квадратных метров будет построен парк развлечений, конференц-залы и гостиницы. Стоимость работ оценивается в 360 миллионов долларов, а сами работы начнутся в следующем году. Такой вот "Формулалэнд".
Австриец Бергер, по сведениям, гуляющим по паддоку "Формулы-1", может стать руководителем команды, которую готова уже к началу следующего сезона создать Honda. Поистине, амбициям японских автопроизводителей нет границ. Toyota шокировала всех бюджетом команды, перевалившим за отметку в полмиллиарда долларов, а Honda решила взять и числом, и умением.
Новый сезон всем командам придется начать на новых, восьмицилиндровых моторах объемом 2,4 литра. Руководство Международной федерации автоспорта делает все возможное, чтобы снизить бешеные скорости "королевских" гонок. А нужно ли это? Вопрос очень спорный. Тем не менее, правило уже утверждено. Как выразился тест-пилот команды Toyota Рикардо Зонта, на болиде "Формулы-1" с новым двигателем может поехать "любая домохозяйка".
Впрочем, изменение в плане двигателей – не единственное, которое запланировано на предстоящий сезон. Сайт f-1.ru опубликовал полный список этих изменений. "В частности, командам предложено обсудить новый формат квалификации. Все участники чемпионата мира боролись за перемены с того момента, когда в 2003 году была введена квалификация с одним быстрым кругом, и сейчас обсуждаются предложения по системе квалификации на вылет, - сказано в письме FIA, разосланном всем командам. - В настоящий момент болиды едут в квалификации заправленными для гонки, и командам было предложено найти решение, чтобы продолжить использование этого формата с учетом предложенной держателем коммерческих прав Берни Экклстоуном системы на вылет. Предложение состоит в том, что за первые 30 минут квалификации выбывают 10 машин, которые затем выбирают количество топлива для гонки, а оставшиеся 10 делят первую половину стартовой решетки на оставшемся у них топливе".
Кроме того, у Международной федерации автоспорта есть планы отказаться от третьих и тестовых машин, а пит-стопы в гонке проводить только силами 12 человек, из которых лишь один будет менять колеса. В проекте технического регламента на следующий год предлагается вновь разрешить командам менять покрышки по ходу гонки, поскольку износ резины в нынешнем сезоне был просто ужасный. У всех в памяти наверняка еще остался скандальный Гран-при США, когда на старт вышли только три команды – клиенты BrigeStone. Michelin же не гарантировала своим клиентам безопасность пилотов, если они всю гонку проведут на одном комплекте резины.
Возможное решение о разрешении замены покрышек по ходу гонки может вновь изменить расстановку сил в "королевских" гонках…
Впрочем, есть и не менее важные вопросы, в частности, финансовый. Во время Гран-при Японии в Сузуке были обнародованы планы по поводу организации в 2008 году альтернативного чемпионата. Об этом рассказал член совета директоров BMW Буркхард Гешель, возглавляющий Grand Prix Manufacturers Association (GPMA), в которую входят концерны BMW, DaimlerChrysler, Renault, Toyota и Honda. Это произойдет в том случае, если не будут пересмотрены ключевые положения истекающего в конце 2007 года так называемого "Договора согласия".
В частности, если не будет выработана система более справедливого, по мнению владельцев, распределения прибылей, получаемых "Формулой-1", подчеркивает "Коммерсант". Сейчас на долю команд приходится менее половины средств, поступающих от продажи прав на телетрансляции гонок, и ничего от реализации билетов и рекламных контрактов. Большая часть доходов, таким образом, достается владеющему коммерческими правами на серию холдингу SLEC и его главе Берни Экклстоуну.
FIA и Бернард Экклстоун предпочли официально не реагировать на слова Буркхарда
Гешеля, но уже готовят контрмеры. Экклстоун, по сведениям из различных источников, ведет переговоры с компанией Coca-Cola, намереваясь продать ей брэнд "Формула-1". Стоимость возможной сделки оценивается в 130 миллионов евро. Как подчеркивает сайт f1news.ru, важнее другое - если она состоится, это будет еще один рубеж обороны, который Берни сооружает, спасаясь от нападок автомобильных компаний.
По большому счету, мнения всех сторон станет известно 24 октября, когда
соберется комиссия "Формулы-1" - рабочий орган, не созывавшийся уже больше
года. Тогда и будет ясно, какой она станет, "Формула" будущего.
Андрей Сенцов