В Индии прошли совместные российско-индийские учения "Индра-2005". Маневры проходили в течение двух дней - сначала в пустыне Тар на полигоне Махаджан в штате Раджастан, а затем в акватории Бенгальского залива. Официально они, разумеется, были объявлены, как антитеррористические - иных в настоящее время Россия не проводит. Однако истинной целью учений стало укрепление военно-экономических отношений между двумя странами. Эти отношения в последние годы ослабели под натиском западных стран, которые активно продвигаются на индийский рынок оружия, выталкивая оттуда Россию.
Высокий уровень этого мероприятия демонстрировал тот факт, что на учения прибыли министры обороны двух стран - Сергей Иванов и Шри Пранаб Мукхерджи. Кроме них в сухопутных маневрах принимала участие рота российских десантников из 76-й дивизии ВДВ и военнослужащие индийской 50-й парашютно-десантной роты. На морскую часть учений Иванов не остался, сославшись на погоду - в это время в Индии начинался сильный шторм. Однако и без министра российская "делегация" была достаточно представительной - гвардейский ракетный крейсер "Варяг", большие противолодочные корабли "Адмирал Трибуц" и "Адмирал Пантелеев", средний морской танкер "Печенга" и морской буксир "Калар". Все корабли принадлежат Тихоокеанскому флоту России.
Сценарий сухопутной части учений предусматривал освобождение заложников, захваченных террористической группировкой. При этом в ходе освобождения было произведено десантирование с российских транспортных самолетов Ил-76 и индийских Ан-32 солдат и бронетехники. Во время морской части учений отрабатывались все виды стрельб, включая ракетные.
Учения "Индра-2005" проходили в не самое лучшее для российско-индийских отношений время. В последнее время, несмотря на заключенные в недавнем прошлом крупные контракты на поставки вооружений, Индия стала отдаляться от России. Тому виной сразу несколько факторов. Это и недовольство Индией качеством российской военной продукции (отсутствие надежного послепродажного техобслуживания является самым слабым местом внешнеторговой деятельности России), и политика США, которые в последнее время активно продвигаются на индийский рынок.
Крупные военные контракты (на поставку истребителей, танков, кораблей и подводных лодок), которые Россия заключала с Индией в последние годы, стали результатом еще советской политики. Тогда СССР и Индия были ближайшими друзьями и партнерами, а военное сотрудничество невозможно без политического. Любой крупный военный контракт готовится годами, десятилетиями. Оснащение вооруженных сил тем или иным видом вооружений тянет за собой массу договоров на поставку техники, которая совместима с приобретенной. В настоящее время большинство вооружений и военной техники в Индии - российского и советского производства. И чтобы не отпускать индийцев в объятья "Боинга" и "Локхида", Россия просто обязана позиционировать себя как ближайшего союзника и партнера Индии в сфере безопасности.
Между тем США в настоящее время самым активным образом вытесняют Россию с этого рынка. Со времен Советского Союза Индия ходила у Америки далеко не в фаворитах. Дели, разрабатывающий собственную ядерную программу, не подписал Конвенцию о нераспространении ядерного оружия. Из-за этого Вашингтон не признавал за Индией статуса ядерной державы, наложив в 1988 году эмбарго на поставки мирных ядерных технологий в эту страну. Однако времена Холодной войны давно прошли - теперь Вашингтон хочет дружить с Дели, несмотря на наличие "незадекларированного" ОМП.
В июле Вашингтон в ответ на некоторые уступки Дели де-факто снял все ограничения с экспорта "мирного атома" в Индию. В своем заявлении по этому поводу президент США Джордж Буш пообещал предоставить Индии полный доступ к гражданским ядерным технологиям, "такой, который имеют другие страны, разрабатывающие собственные ядерные программы". Это соглашение, правда, не изменяет формального отношения Вашингтона к Индии как к державе, не имеющей законных прав на статус "ядерной", но фактически она уже стала союзником США.
Незадолго до этого, в июне 2005 года, США и Индия подписали соглашение сроком на 10 лет, предусматривающее дальнейшее развитие и укрепление военных связей между двумя странами. Этот документ должен помочь взаимному производству вооружений, сотрудничеству по вопросам противоракетной обороны и обменам технологиями.
Все эти, а также многие другие политические шаги уже вылились в конкретные экономические результаты. Еще на февральской авиационной выставке Aero India 2005 самый крупный контракт, стоимостью 1,26 миллиарда долларов, заключила компания Boeing. Она поставит в Индию 20 пассажирских авиалайнеров. В большом тендере индийских ВВС на покупку 126 истребителей Boeing ухитрился выставить сразу два самолета, причем один из них - F/A-18 E/F Super Hornet никак не вписывается в условия конкурса. Это тяжелый ударный истребитель, а Индия собирается обновить парк самолетов легкого класса. Наконец, незадолго до проведения российско-индийских маневров подобные же учения Индия провела с вооруженными силами США.
Не отстают от Америки и другие западные страны. Франция недавно заключила с Индией контракт на поставку подводных лодок Scorpene. Израильтяне также активно сотрудничают с Индией, реализуя совместные проекты. Индия сегодня является одним из самых активных в мире покупателей оружия, и поэтому урвать лакомый кусок этого пирога стараются все, кто производит вооружения.
Разумеется, терять такой рынок Россия не намерена. Во время одной из пресс-конференций на Московском авиасалоне Макс-2005 глава "Рособоронэкспорта" Сергей Чемезов рассказал корреспонденту Ленты.Ру, что его организация намерена проводить особую политику, предлагая индийцам то, чего США никогда не смогут предложить. Не вдаваясь в детали, Чемезов уточнил, что речь идет не только о продаже самых современных вооружений, но и о передаче технологий и организации производства определенных видов вооружений в самой Индии.
Чемезов отметил, что в торговых отношениях с Индией участвуют не только "Рособоронэкспорт" и Минобороны, но и предприятия ВПК России. Подобного плотного сотрудничества, по его мнению, американцы предложить Индии не смогут. Однако, как ни смешно это звучит, "Рособоронэкспорт" и прочие представители ВПК в области экспорта военной продукции ничего изменить не могут. Тут нужна последовательная государственная политика на сближение со страной-импортером.
Как следует из заявлений, сделанных во время и накануне "Индры-2005", Россия без боя свои индийские позиции не сдает. Во время проведения "антитеррористических учений" министр обороны Сергей Иванов больше рассуждал не о стратегии, а об экономических и политических отношениях с Индией. "Сегодня мы обсуждали вопросы продвижения совместно создаваемой высокотехнологичной продукции на рынки третьих стран... Мы давно вышли из отношений продавец-покупатель. Мы выступаем за совместную разработку образцов высокотехнологичных продуктов военного назначения... Наличие конкурентов нас не пугает. Мы давно действуем открыто, через тендеры, рыночными методами", - сказал Иванов, выступая на пресс-конференции в Дели. В качестве примера он привел ракеты "Брамос", которые разработали российские и индийские конструкторы. Существуют также планы по строительству российско-индийских самолетов и другой военной техники.
Собственно, положение России на индийском рынке вооружений пока нельзя назвать даже тяжелым. По мнению политического эксперта Центра русских исследований в Нью-Дели Аруна Моханти, Индия все еще слишком сильно зависит от российского ВПК, но "Рособоронэкспорт" и его коллеги должны приложить немалые усилия для того, чтобы отбить атаку западных конкурентов.
"России надо играть на опережение Запада... Фундамент отношений Индии и России гораздо прочнее, чем присутствие США, тем более что Вашингтон оказывает военную поддержку Пакистану, подстегивая гонку вооружений в регионе. С учетом постоянно ровных отношений Москвы и Дели я думаю, что Россия готова передавать Индии новейшие высокие технологии в ядерной и военно-технической сферах, чтобы закрепить ее статус демократического форпоста в Азии. Это показал и недавний визит Сергея Иванова", - сказал Моханти в интервью РИА "Новости".
"Индийская армия, ее воздушный и морской флот на 75-80 процентов укомплектованы советским и российским вооружением, а военные элиты выращены в духе дружбы с русскими. Индия не может делать резких движений даже при большом политическом желании. Но сильными конкурентами России на этом рынке являются Франция и Израиль. Пока никто всерьез не воспринимает приход в Индию США, но если подумать - ведь десять лет назад с Израилем у нас даже не было дипломатических отношений", - отметил эксперт.
Напомним, в начале августа Индия изменила правила импорта вооружений таким образом, что это серьезно подтолкнуло Россию к сотрудничеству. Москва делает ставки на совместное производство, и Дели активно поддерживает своих старых партнеров. Согласно новым правилам, иностранная компания или государственная организация, участвующая в тендере на поставку вооружений в Индию, в случае, если сумма контракта превышает 70 миллионов долларов, обязана в ответ закупить продукцию индийского ВПК на сумму, составляющую 30 процентов от стоимости сделки. Это, судя по заявлениям Сергея Иванова, вполне совпадает с интересами России.
У России есть шанс сохранить за собой большую часть рынка, который потребляет в настоящее время более 40 процентов отечественного оборонного экспорта. И то, что военно-политическое сотрудничество между двумя странами не стоит на месте, а развивается (Иванов анонсировал еще более крупные совместные учения с возможным участием КНР и стран НАТО), свидетельствует о том, что бояться конкурентов на этом рынке не стоит. Напротив - они помогут отечественному ВПК избавиться от застарелых болезней, которые мешают ему и на других рынках.
Павел Аксенов