Бывший СССР
20:59, 21 октября 2005

Самый умный президент в СНГ Лидер Азербайджана Ильхам Алиев разобрался с оппозицией, не дожидаясь беспорядков

Петр Бологов

До парламентских выборов в Азербайджане остается чуть больше двух недель, а азербайджанское руководство фактически уже гарантировало победу правящей партии "Ени Азербайджан" (ПЕА) на предстоящем голосовании. Лидером этой партии является действующий президент страны Ильхам Алиев, поэтому все решения властей являются, по сути, предвыборными ходами возглавляемой им политической группировки. И, надо сказать, ходы Алиев сделал верные, сыграв на опережение и застраховав себя как от повторения судьбы Аскара Акаева, которого разгневанный киргизский народ вынудил бежать из страны, так и от необходимости применить против оппозиции силу (вспомним Ислама Каримова) и, тем самым, стать в глазах мировой демократии тираном.

По большому счету, и до последних мер, предпринятых азербайджанским правительством, мало кто сомневался, что правящая партия одержит победу. "Мы верим в успех, так как азербайджанский народ поддерживает политику Гейдара Алиева, успешно продолженную президентом Азербайджана и председателем ПЕА Ильхамом Алиевым", - заявил в начале сентября исполнительный секретарь и заместитель председателя партии Али Ахмедов. Последние опросы населения, проведенные мониторинговым центром "Рей", подтверждали, что 6 ноября, когда азербайджанцы должны будут придти на избирательные участки, большинство голосов будет отдано за ПЕА. Правящую партию готовы поддержать около 50 процентов из числа политически активных граждан Азербайджана. Только 12,8 процента остановили свой выбор на членах блока "Азадлыг" ("Свобода") - основной оппозиционной группировки, 13,2 процента - на независимых кандидатах, остальные либо будут голосовать против всех, либо вообще не придут на выборы.

Такая же ситуация и с партийными лидерами - в настоящее время президента поддерживает 73 процента азербайджанцев, а оппозиционеров Ису Гамбара и Али Керимли - 5,6 и 2,1 процента соответственно.

Эти результаты совпали (с незначительными отклонениями) с итогами анкетирования, осуществленного в течение минувшего года различными международными структурами. Например, вследствие опросов, реализованных Фондом Сороса и Институтом Гэллапа, рейтинг президента Ильхама Алиева составил соответственно 67 и 77 процентов.

Конечно, опросы не могут дать полную картину политических настроений в азербайджанском обществе, однако, даже если допустить солидную погрешность, все равно получается, что Алиеву и его партии вряд ли грозят серьезные неприятности на предстоящих выборах. Но в Баку, видимо, решили, что лучше перестраховаться.

В середине августа этого года стало известно, что в Азербайджан собирается вернуться бывший спикер парламента страны (Милли меджлис) Расул Гулиев. 27 августа он был официально зарегистрирован от 4-го Хатаинского избирательного округа номер 36 города Баку в качестве кандидата в депутаты, хотя правоохранительные органы республики еще в 2000 году объявили его в международный розыск в связи с делом о хищении государственных средств. Гулиев с 1996 года проживал за границей, но во времена Гейдара Алиева (близкие к азербайджанской верхушке люди утверждают, что Гулиев в свое время был союзником Алиева-старшего и поссорился с властью в результате конфликта с Алиевым-младшим) не видел для себя на родине никаких перспектив. А вот к Алиеву-младшему, судя по всему, экс-спикер относился уже без должного пиетета, поскольку рискнул взять на себя руководство оппозицией. Когда в 2003 году Ильхам Алиев сменил своего отца на посту президента, экс-спикер пытался составить ему конкуренцию. Однако участвовать в президентских выборах Гулиеву не разрешили. Теперь экс-спикер попытался попробовать счастья на парламентских выборах.

В Баку отреагировали немедленно - решением генерального прокурора от 27 августа 2005 года с Расула Гулиева была снята неприкосновенность, установленная Избирательным кодексом республики для зарегистрированных кандидатов в депутаты. Министерству внутренних дел дано соответствующее поручение для обеспечения исполнения решения суда об избрании в отношении Гулиева меры пресечения в виде заключения под стражу. Проще говоря, сразу после прибытия Гулиева на родную землю полиция должна была взять его под белы ручки и посадить за решетку, где бы он томился в ожидании суда.

Но, несмотря на то, что власти недвусмысленно дали знать о своих намерениях (о том, что экс-спикер будет арестован, высказывались представители МВД и прокуратуры), азербайджанская оппозиция готовилась к торжественной встрече Гулиева, видя в нем избавителя страны от клана Алиевых.

7 октября состоялось внеочередное заседание Совета правления и Центрального аппарата Демократической партии Азербайджана, входящей в блок "Азадлыг", под председательством первого заместителя председателя партии Сердара Джалалоглу. Этот партиец предупредил, что власти готовят провокации с целью нарушить церемонию встречи Гулиева, хотя, согласитесь, сложно называть провокацией намерение заковать человека в наручники в соответствии с предписанием суда. В бакинском аэропорту "Бина" Гулиева, по замыслам оппозиции, должна была встречать 50-тысячная толпа демократически настроенных граждан с непременной атрибутикой в виде флагов, транспарантов, цветов и, наверно, воздушных шариков. Экс-спикер планировал прилететь рейсом авиакомпании British Airways из Лондона.

Расул Гулиев, кадр телеканала "Россия"
Lenta.ru

Ближе к дате прилета, то есть к 17 октября, ситуация стала постепенно накаляться. Власти объявили, что в этот день ограничат доступ в столичный аэропорт. По Баку курсировали слухи, что одними полицейскими блокпостами на дорогах правительство не ограничится, что есть некий секретный план, согласно которому и сам бакинский аэропорт, и прилегающая к нему территория в этот день будут наглухо блокированы не только полицейским спецназом, но и подразделениями национальной армии. Но это не смутило оппозицию. "Никакие заградительные кордоны наших людей не остановят", – заявил Сардар Джалалоглу. По его словам, Расул Гулиев связался по телефону с членами комитета по организации его возвращения на родину и заявил, что несмотря на угрозу ареста, менять свои планы не намерен.

И наступил долгожданный день. Гулиев, которого оппозиция ждала, как Мессию, действительно вылетел из Лондона, но дальше Симферополя не долетел. Между тем в бакинском аэропорту, как и во всей республике, страсти кипели нешуточные. Они еще больше подогревались противоречивыми сведениями, распространяемыми местными СМИ. По одним данным, власти не дали рейсу с Гулиевым разрешения на посадку, хотя непонятно, по какой причине, поскольку, прибудь экс-спикер на родину, его можно было без лишних разговоров сразу отправить за решетку. Тем более что в аэропорту его собрались поддерживать отнюдь не 50 тысяч человек, обещанных оппозицией. Этому немало способствовали действия властей, которые 16 и 17 октября провели аресты активистов Демократической партии. Были задержаны, в частности, бывший начальник полиции Гянджи Натиг Эфендиев, бывший министр финансов Азербайджана Фикрет Юсифов, секретарь центральной предвыборной штаб-квартиры блока "Азадлыг" Фахмин Гаджиев, двоюродный брат председателя партии Hародного фронта Азербайджана (ПHФА-реформаторы) Али Керимли - Тофиг Керимов, председатель Сабунчинской районной организации ДПА Ровшан Ахмедов и другие. Уже в самом аэропорту полиция задержала, как утверждают оппозиционеры, около тысячи человек, в том числе 40 депутатов парламента.

Митинг оппозиции в Баку, фото Reuters
Lenta.ru

В дальнейшем оказалось, что представители Демпартии напрасно пытались уверить общественности, будто власти не дали рейсу из Лондона разрешения на посадку - самолет в конечном итоге сел, но Гулиева в нем не оказалось. К этому времени экс-спикер уже был арестован, только не в Баку, как следовало ожидать, а в Симферополе - сотрудниками украинского Интерпола. Не будем забывать, что Гулиев был объявлен в международный розыск. В Киеве по поводу дальнейшей судьбы азербайджанского оппозиционера заявили, что данный вопрос находится в компетенции МВД и Генпрокуратуры Украины (причем последняя, напомним, вообще не имеет руководителя после увольнения Святослава Пискуна).

Руководство блока "Азадлык" в официальном обращении призвало Украину "действовать в соответствии с нормами международного законодательства и удержаться от вовлечения в искусственно созданную властями Азербайджана ситуацию, которая может повредить имиджу Украины как демократической страны", проще говоря - освободить Гулиева и ни в коем случае не экстрадировать его на родину. По всей видимости, в Киеве еще не совсем забыли свое "оранжевое" прошлое, поскольку Гулиев все же был отпущен на свободу. Суд посчитал, что азербайджанская сторона, настаивавшая на экстрадиции, все же руководствовалась политическими мотивами, а не стремлением наказать по закону растратчика госсредств. И хотя президент Ильхам Алиев категорически отверг политическую подоплеку в этом деле, Гулиев благополучно вернулся в Лондон.

Тем временем в самом Азербайджане правительство сделало все, чтобы у оппозиционного лидера больше не возникало кощунственных идей вернуться на родину и пошатнуть могущество клана Алиевых. 20 октября президент заявил, что не боится "цветной" революции у себя в стране. "Проведение каких-либо сравнений между ситуациями в Грузии и на Украине с Азербайджаном невозможно, и я не вижу каких-либо проблем в связи с предстоящими парламентскими выборами", - заявил Алиев, указав на то, что основное отличие Азербайджана от стран, где победили "цветные" революции, состоит в том, что народ здесь "поддерживает политику властей".

Президент довольно пренебрежительно отозвался об азербайджанских оппозиционерах - по его мнению, они "неорганизованны и слабы". Алиев особо подчеркнул, что "у оппозиции нет лидера, пользующегося доверием народа". Чтобы его дальнейшие действия не пошли вразрез со сделанными заявлениями (зачем арестовывать "слабых", "неорганизованных", не имеющих лидера оппонентов?) глава государства отметил, что недостаток политического веса, необходимый для победы на выборах, оппозиция может компенсировать насилием. "Но все это будет серьезно пресечено в рамках закона", - резюмировал президент и начал действовать.

20 октября по обвинению в финансировании подготовки государственного переворота были отправлены в отставку ряд членов правительства. Своих постов лишились министры труда Али Нагиев и образования - Мисир Марданов, а главы ведомств экономического развития и здравоохранения Фархад Алиев и Али Инсанов сразу после увольнения еще и арестованы. Уволен был и управляющий делами администрации президента Акиф Мурадвердиев. Также арестован президент крупнейшей азербайджанской нефтяной компании Azpetrol, контролирующей около 70 процентов розничного рынка нефтепродуктов страны, Рафик Алиев. Глава Azpetrol, которую журналисты уже успели окрестить "азербайджанским ЮКОСом", был задержан в Бакинском аэропорте при посадке на рейс в Стамбул. По неофициальным данным, сейчас он, как и другие арестованные, находится в следственном изоляторе Министерства национальной безопасности (МНБ). Не удовлетворившись арестами, азербайджанские власти взяли под усиленный режим охраны все стратегические объекты страны.

Любопытно, что большинство арестованных выбились в руководители еще при Алиеве-старшем, то есть, как и Расул Гулиев, представляют "старую гвардию". Нынешний президент, по мнению экспертов, мог просто испугаться, что обладающие серьезными капиталами и авторитетом политики возжелают перемен и перейдут на сторону оппозиции. Поэтому не исключено, что кадровая чистка будет продолжаться вплоть до дня выборов, пока все руководящие посты не займут особы, приближенные к президенту.

Даниэль Фрид, фото сайта usembassy.de
Lenta.ru

Наступление, предпринятое Алиевым против оппозиции, пока не вызвало острой реакции со стороны Запада. Хотя официальный представитель Государственного департамента США Шон Маккормак и заявил о том, что последние события в Азербайджане вызвали беспокойство на Капитолийском холме, его слова трудно расценить как предупреждение Баку. "Такие действия вызывают вопросы по поводу приверженности правительства Азербайджана демократии", - это самое грозное, что сказал Маккормак. Тем более что в настоящее время в Азербайджане находится помощник государственного секретаря США Даниель Фрид, и отсутствие с его стороны жесткой критики должно вселять уверенность в Ильхама Алиева. Фрид, которого в кулуарах окрестили "серым кардиналом оранжевых революций", заявил, что США не собираются заниматься экспортом демократии в Азербайджан.

Помощник госсекретаря высоко оценил тот факт, что после указа Ильхама Алиева о проведении парламентских выборов за 125 мест в парламенте борются около 2 тысяч зарегистрированных кандидатов, а власти дали согласие на проведение exit polls при финансовой поддержке США. Похвалив, Фрид затем и попенял Алиеву, заметив, что аресты политиков ставят под сомнение взятые на себя властями обязательства по проведению свободного и демократичного голосования. Но при этом, добавил Фрид, обязательства есть и у оппозиции, которая должна проводить четкие и открытые дебаты. О том, что оппозиции просто перекрывают возможности вести эти дебаты, Фрид то ли не информирован, то ли предпочел не говорить.

Почти два года назад, утром 15 декабря 2003 года, десятки тысяч граждан Азербайджана собрались у входа во дворец "Республика" в Баку, куда из США был доставлен гроб с телом Гейдара Алиева. Люди прощались с человеком, долгое правление которого хоть и было омрачено смутами и войнами, все же сделало Азербайджан влиятельной региональной державой. Гейдар Алиев передал власть сыну. Спустя два года после начала президентства Алиева-младшего ему приходиться решать серьезную проблему междоусобицы в собственном доме. Пока все говорит о том, что природа не отыгралась на Ильхаме Алиеве и он готов действовать в лучших традициях своего отца. Хорошо это или плохо, должен решать народ Азербайджана.

< Назад в рубрику