Россия
22:25, 25 октября 2005

Заложники рыбы У Шпицбергена арестованы траулер "Дмитрий Покрамович" и транспортное судно "Капитан Горбачев"

Упустив мурманский траулер "Электрон", власти Норвегии не теряют надежды заставить российских рыбаков вести промысел в водах Баренцева моря по своим законам. В понедельник, 24 октября, в районе архипелага Шпицберген норвежская береговая охрана арестовала два российских рыбопромысловых судна. Рыбаки считают действия норвежских властей незаконными и ждут дальнейших указаний владельцев. Погасить конфликт без вмешательства политиков едва ли удастся.

Траулер "Дмитрий Покрамович" и транспортное судно "Капитан Горбачев" были задержаны в понедельник утром в районе, который объявлен норвежцами рыбоохранной зоной, но не признается "норвежским" Россией. Как рассказал "Коммерсанту" владелец "Покрамовича" Владимир Загородский, около десяти утра, когда траулер в районе острова Медвежий перегружал улов на транспортное судно "Капитан Горбачев", к ним подошел норвежский корабль береговой охраны W320 Nordkap. Двое норвежских инспекторов рыбоохраны поднялись на борт траулера, проверили трюмы и судовые документы, никаких претензий к грузу не предъявили, но через некоторое время заявили об аресте судна. При этом норвежцы изъяли у капитана промысловый и судовой журналы и предложили проследовать в порт Тромсе.

Капитаны судов отказались. Памятуя о случае с "Электроном", который увез двух инспекторов в территориальные воды России, норвежцы не стали дважды наступать на те же грабли, и в этот раз на суда был высажен более солидный десант. В районе Медвежего появился второй корабль норвежской береговой охраны. С его борта на "Покрамовича" высадились 11 военных и два инспектора. Капитан траулера Владимир Евсеев расценил действия норвежской береговой охраны как захват судна, о чем в радиотелеграмме доложил владельцу - компании "Мурманрыбпром". Так же поступил и капитан "Горбачева".

Кадр телеканала "Россия"
Lenta.ru

Хозяева судов объявили действия своих капитанов правильными и заявили о незаконности действий норвежцев. Как объяснили журналистам в представительстве Архангельского тралового флота и "Мурманрыбпроме", по международному законодательству уведомление о перегрузке рыбопродукции необходимо лишь при заходе судна в территориальные воды Норвегии, то есть в трехмильную зону вокруг острова Медвежий. В данном же случае, утверждает российская сторона, задержание судов проходило за ее пределами в международных водах.

Версия норвежцев отличается от российской. Как рассказал "Ведомостям" командующий северной эскадры береговой охраны Норвегии Стив Олсон, в субботу инспекторы береговой охраны проводили обычную проверку двух судов "Капитан Горбачев" и "Дмитрий Покрамович". В это время с траулера "Капитан Горбачев" на транспортный корабль "Дмитрий Покрамович" перегружалась рыба. Инспектора велели капитанам прекратить погрузку, а в понедельник, когда вся рыба была перегружена на борт "Дмитрия Покрамовича", арестовали эти суда за то, что они не уведомили власти о перегрузке.

"Капитан траулера "Капитан Горбачев" признался инспекторам береговой охраны, что знал о необходимости уведомить норвежские власти, но не сделал этого по указанию владельца судна", - говорит Олсон.

"Наши суда никогда до этого не уведомляли норвежцев о начале разгрузки. Это их новоизобретение. Российские суда пользуются в этом районе точно такими же правами, как и норвежские", - говорит директор государственного предприятия "Архангельский траловый флот" Юрий Никулин. Предприятие уже уведомило о произошедшем МИД России и Федеральное агентство по рыболовству и теперь надеется на вмешательство официальных инстанций. Так же поступил президент "Мурманрыбпрома" Павел Виноградов. Он пожаловался на действия норвежских властей сразу в 11 министерств и ведомств - от МИД России до Министерства сельского хозяйства.

Представитель Росрыболовства Константин Макеев еще в понедельник дал понять, что ведомство не видит нарушений в действиях наших рыбаков. Действующие в Норвегии правила противоречат Договору о Шпицбергене от 1920 года, в соответствии с которым наши рыбаки ведут там промысел, говорит руководитель департамента продовольствия, рыбного и сельского хозяйства администрации Мурманской области Вячеслав Зиланов.

Гендиректор "Мурманрыбпрома" Владимир Загоровский. Кадр телеканала "Россия"
Lenta.ru

По словам представителя Росрыболовства, которого цитирует РИА "Новости", арест будет законным только в том случае, если российские суда вошли в территориальные воды Норвегии. В этом случае нашим соотечественникам могут инкриминировать пересечение госграницы без предупреждения. Пока ведомство не выяснило точные координаты задержанных норвежцами судов. "Сейчас мы выясняем с судовладельцами координаты - это где-то недалеко от территориальных вод Норвегии", - сказал представитель Росрыболовства. Во второй половине дня во вторник первый секретарь нашей дипмиссии в Норвегии Алексей Шацкий сообщил, что претензии норвежской стороны обоснованы: моряки вели промысел не в нейтральных, а в норвежских территориальных водах. Однако на Смоленской площади пока эту информацию не подтвеждают.

Еще в понедельник временный поверенный в делах Норвегии в Москве был вызван на Смоленскую площадь. Как сообщает "Интерфакс", главе норвежской дипломатической миссии дали понять, что очередное задержание двух российских судов близ Шпицбергена не способствует нормализации отношений между Москвой и Осло. По словам официального представителя МИД РФ Михаила Камынина, на фоне недавнего задержания траулера "Электрон" данный инцидент в очередной раз диктует необходимость "в самые сжатые сроки урегулировать проблему работы в районе Шпицбергена российских рыболовных судов".

Моряки уверены, что конфликт в Баренцевом море не случайно совпал с днем начала работы смешанной российско-норвежской комиссии по рыболовству. "Подобные "закидоны" со стороны норвежской стороны начинаются каждый год накануне проведения морской двусторонней комиссии", - говорит Никулин. И действительно, если за весь прошлый год норвежские власти арестовали 10 российских судов, то только за один октябрь этого года задержаны четыре судна.

В МИДе пообещали поднять проблему Шпицбергена в ходе заседания Смешанной российско-норвежской комиссии по рыболовству, которая в понедельник начала работу в Калининграде. Однако инициатива российского внешнеполитического ведомства, похоже, не вызвала особого энтузиазма у чиновников. В понедельник они так и не нашли время обсудить ситуацию с "Электроном" и новый инцидент с "Покрамовичем" и "Горбачевым".

Упустив "Электрон", власти Норвегии не теряют надежды заставить российских рыбаков вести промысел в водах Баренцева моря по своим законам. Кадр НТВ
Lenta.ru

Пока чиновники заседают, власти Шпицбергена "шьют" дело российским морякам. Во вторник вице-губернатор Шпицбергена Руне Борд Хансен (Rune Bard Hansen) заявил, что решение о начислении штрафа уже принято, осталось только определить сумму. А на декабрь назначен суд по делу двух задержанных траулеров. По словам Хансена, арест с российских судов может быть снят во второй половине дня в среду, 26 октября. Чиновник также уточнил, что рыбаки будут отпущены только в том случае, если судовладельцы предоставят гарантии выплаты штрафа. Сумма залога определена в 100-200 тысяч долларов.

Пока капитанам удается контролировать ситуацию на судах. Капитан-директор архангельского траулера "Капитан Горбачев" Николай Белоусов отказался подписывать протокол задержания судна, составленный норвежской стороной. Не отстранен от управления и экипаж "Покрамовича", на котором находятся два норвежских инспектора и швартовая команда корабля береговой охраны. "Статус-кво судна как российского остается, но мы не можем быть уверены в сохранении такого положения, пока норвежские моряки находятся рядом с нашими на командном мостике", - говорят владельцы транспортного судна.

По их словам, они пока не получали официального уведомления от норвежских властей. И даже если получат, платить не станут. "Решение о выплате штрафа являлось бы признанием нашей вины, но вины мы не признаем", - заявил гендиректор "Мурманрыбпрома" Владимир Загоровский. А раз так, то капитанам арестованых судов остается либо последовать примеру "Электрона", либо продолжать уповать на помощь сверху. Что они выберут, станет понятно совсем скоро - едва ли российские моряки настолько богаты, чтобы терять по 10 тысяч долларов в день - а именно столько стоит день простоя траулера.

< Назад в рубрику