Культура
22:02, 31 октября 2005

Уйти, чтобы остаться Французский актер Жерар Депардье пригрозил оставить кинематограф

Жерар Депардье собирается оставить кинематограф. Об этом он сообщил в интервью парижскому журналу Le Parisien Dimanche. Если известный своим средиземноморским темпераментом актер сдержит слово, во что решительно не хочется верить, то зрители останутся без самой колоритной французской кинозвезды последних тридцати лет.

Полный сил и энергии 56-летний актер снялся в стольких фильмах в кино и на телевидении, что их перечень занял бы не одну страницу. Но в последние годы он получил (или принял) не слишком много достаточно лестных предложений. Он работает в камерных или комедийных проектах: похоже, будто режиссеры забыли о его замечательном драматическом даровании.

Enfant Terrible

Жерар Ксавье Марсель Депардье родился в небольшом городе Шатору, центре департамента Эндр, в 1948 году. Подростком он сбежал из дома, несколько лет бродяжничал, перебиваясь мелкими кражами, и в 16 лет поступил на платные драматические курсы Шарля Дюлена, а затем в парижскую театральную школу Theatre National Populaire. Однокашниками Депардье в этой школе стали Миу-Миу и Патрик Деваэр. Втроем они влились в труппу маленького любительского театра "Cafe de la Gare".

Первую роль в кино Депардье исполнил в 1965 году в 20-минутной картине "Битник и барышня", где сыграл, разумеется, битника. В 1970 году он изобразил безымянного хиппи в фильме Агнес Варды "Навсикая". Актера заметили, и он исполнил несколько ролей второго плана на телевидении и в кино, в том числе в экранизации романа Франсуазы Саган "Немного солнца в холодной воде" и в известном фильме "Двое в городе" с Аленом Делоном и Жаном Габеном в главных ролях.

Кадр из "Вальсирующих", с сайта cinemovies.fr
Lenta.ru

Первую большую роль в кино Депардье сыграл в фильме Бертрана Блие "Вальсирующие" в 1974 году. Это была экранизация небольшого романа того же Блие о похождениях обаятельных молодых шалопаев и хулиганов в поисках женщин, денег, автомобилей и удовольствий. Вместе с Депардье у Блие снялись его друзья по театральной школе Миу-Миу и Патрик Деваэр.

В том же 1974 году Депардье снялся в фильме "Венсан, Франсуа, Поль и другие" Клода Соте. Главные роли в этой картине сыграли такие звезды как Мишель Пикколи и Ив Монтан. Хотя Депардье досталась роль второго плана, его нервного персонажа, боксера Жана, запомнили многие. Так сложился первый экранный образ актера: молодой, угловатый хулиган, обаятельный, но опасный.

Большое кино

Во второй половине 70-х Депардье обнаруживает новые грани своего таланта, работая у крупных итальянских режиссеров. Так, в 1976 году он сыграл у Марко Феррери в "Последней женщине" и в эпопее "1900" Бернардо Бертолуччи. В "Новеченто", как часто называют "1900", партнером Депардье стал американец Роберт де Ниро, считавшийся у себя на родине исполнителем брутальных ролей. Но у Бертолуччи Де Ниро сыграл отпрыска аристократа, выглядевшего весьма рафинированным на фоне крестьянина, героя Депардье.

Депардье и Де Ниро в "1900". Кадр с сайта schnitt.de
Lenta.ru

Характерным признанием таланта и обаяния актера стал фильм "Барокко" с ним и совсем юной Изабель Аджани в главных ролях. Стилизованная под "фильм-нуар", картина, по мнению большинства критиков, была очень слабой и ходульной, но Депардье, сыгравшей в ней две роли - боксера и его двойника-убийцы, вновь очень понравился всем своей непривычной для экрана яростью и редким обаянием одновременно.

В 1978 году на экраны вышла комедия "Приготовьте ваши носовые платки", принесшая Депардье первый громкий международный успех. Эта работа его старого друга Бертана Блие получила "Оскара" как лучший иностранный фильм, награду Национальной ассоциации кинокритиков США, номинировалась на "Золотой глобус". На родине фильм получил "Сезара" за музыку.

В конце 70-х - начале 80-х Депардье с удовольствием снимали такие мэтры, как Франсуа Трюффо и Ален Рене. У Трюффо актер сыграл в знаменитой картине "Последнее метро", где его партнером стала Катрин Денев. "Метро" имело оглушительный успех: картина получила десять "Сезаров" в 1980 году, в том числе и за лучшие мужскую и женскую роль. У Рене Депардье сыграл в не менее известном фильме "Мой американский дядюшка". Не забывал о Депардье и Бертран Блие, занявший актера в своей знаменитой черной комедии "Холодные закуски".

Постер к фильму "Последнее метро" с сайта cinaff.com
Lenta.ru

В эти годы Депардье снимался и в менее шумных картинах. Так, в фильме "Лулу" Мориса Пиала (1980) он играет все того же хрестоматийного себя образца начала 70-х: молодого, обаятельного, безработного, без труда соблазняющего женщин (в данном случае - героиню Изабель Юппер).

Режиссер Франсис Вебер в 1981 году снял первый фильм с восхитившим Францию, а вслед за ней и другие страны, комическим дуэтом Жерар Депардье - Пьер Ришар. За дебютными "Невезучими" последовали "Папаши" (1983), "Беглецы" (1986).

"Невезучие" завершили формирование образа Депардье: он оказался по-настоящему универсальным актером, способным к героическим, интеллектуальным, трагическим и комическим образам. Ничто, при этом, не мешало ему смешивать все амплуа в одном.

На лаврах

В 80-е и 90-е годы Жерар Депардье продолжает оставаться желанным актером у многих ведущих режиссеров. Он снялся в "Дантоне" Анджея Вайды, в "Соседке" Трюффо, в "Вечернем платье" и "Спасибо жизнь" Блие, в "Двое" Клода Зиди и десятках других фильмов. В 1985 году Депардье получил награду за лучшую мужскую роль в фильме Мориса Пиала "Полиция" на Венецианском кинофестивале.

Фото с сайта kinomania.ru
Lenta.ru

В 1990 Депардье сыграл главную роль в "Сирано де Бержераке" Жан-Поля Раппно, "самом французском фильме", как его немедленно окрестили в Америке. Картина получила массу премий, в том числе "Оскара" за лучшие костюмы, "Золотую пальмовую ветвь" в Каннах, "Золотой глобус", несколько "Сезаров". Сам Депардье получил в Каннах приз за лучшую мужскую роль ("Сезара" он тоже удостоился). В 1997 году ему вручили "Золотого льва" в Венеции за достижения в кино.

После "Сирано" Депардье стал часто появляться на съемочных площадках в США и других странах. Так, в 1991 году он сыграл в "Виде на жительство" в паре с Энди Макдауэлл, в 1992 году - в фильме Ридли Скотта "1492: Покорение рая", в 1996 - в "Богусе" у Нормана Джуисона (вместе с Вупи Голдберг). В том же 1996 году англичанин Кеннет Брана пригласил Депардье поучаствовать в "Гамлете". В 1998 актер снялся в американском костюмном фильме "Человек в железной маске", сыграв в нем Портоса. В 2000 году актер почтил российское кино, сыграв небольшую роль у Владимира Меньшова в "Зависти богов".

В 2000 году зрители увидели Депардье в роли великого и несчастного повара Вателя в одноименном англо-франко-бельгийском фильме Ролана Жоффе. Годом позже он появился во нашумевшем французском мистическом блокбастере "Видок".

Кадр из фильма "Натали" с сайта zelluloid.de
Lenta.ru

Перешагнув пятидесятилетний рубеж, Депардье перестал сниматься с той же интенсивностью, как в 70-е - 80-е. Он всерьез занялся виноделием, открыл два ресторана в Париже, написал поваренную книгу (в сентябре 2005 ее издали в Великобритании, предварив выход несколькими развернутыми публикациями в одной из крупнейших газет - The Independent). Чаще всего он играет в необременительных комедиях и телевизионных мини-сериалах, вроде "Проклятых королей". Последняя крупная драматическая роль актера - в фильме "Натали" Анн Фонтен (2003), где его партнершами стали Фанни Ардан и Эмманюэль Беар.

С конца 1990-х имя актера многократно появлялось в печати в связи с серией скандалов: то он избивал папарацци, то оказывался пьяным во время прямых телетрансляций, то его уличали в использовании электронного суфлера.

Кадр из фильма "Астерикс и Обеликс: миссия Клеопатра" с сайта zelluloid.de
Lenta.ru

В удивившем всех интервью от 30 октября 2005 года, которое цитирует агентство Associated Press, Жерар Депардье сказал, что начал расставание с кинематографом, поскольку после 170 фильмов ему "нечего больше терять и нечего доказывать".

Хочется думать, что угроза Депардье оставить кино подействует на продюсеров и сценаристов и кто-нибудь предложит ему большую, интересную и яркую роль. Ведь наверняка все дело в том, что актер остался без интересных предложений. Не бывало еще, чтобы сцену или экран оставляли только ради любви к виноделию или написанию поваренных книг (оставим тайну ухода Греты Гарбо в этих скобках). Может быть, французские кинематографисты подумают, наконец, об экранизации "Гаргантюа и Пантагрюэля"?

Юлия Штутина

< Назад в рубрику