31 октября Совет Безопасности ООН единогласно принял резолюцию 1636 по Сирии. Заново отредактированный документ устроил всех - и сторонников жесткой линии по отношению к Дамаску, и тех, кто выступал за взвешенный и осторожный подход в решении "сирийского вопроса". Недовольным осталась только одна страна - Сирия. Но ее дело теперь - подчиняться решениям, которые приняли "большие страны".
Дамаск обязали сотрудничать со следствием по "делу Харири" в полном объеме и без всяких условий. Также Сирия обязана задержать всех своих граждан, которых комиссия подозревает в причастности к теракту, в том числе ряд высокопоставленных лиц, включая и родственников президента Сирии. Сами страны - члены ООН, согласно резолюции, вводят запрет на поездки за границу этих лиц и замораживают их банковские счета. В случает отказа Дамаска сотрудничать, резолюция предусматривает "возможность рассмотрения других мер".
Напомним, что исходной причиной данного заседания Совета Безопасности послужила гибель экс-премьера Ливана Рафика Харири, погибшего 14 февраля 2005 года в результате взрыва бомбы. Для расследования обстоятельств его гибели была создана специальная комиссия ООН под руководством Детлева Мехлиса. 20 октября она опубликовала доклад, утверждавший, что спецслужбы Сирии могли быть причастны к этому преступлению. 25 октября появился крайне жесткий проект резолюции по Сирии, подготовленный США, Великобританией и Францией. Россия выступила против данного варианта документа.
Накануне заседания Совбеза российский министр иностранных дел Сергей Лавров встречался со своей коллегой из США Кондолиззой Райс, чтобы еще раз обсудить позиции двух стран. США намеревались принять к Сирии самые строгие меры и наложить на нее полномасштабные санкции. Россия же, напротив, желала смягчить резолюцию. Встреча закончилась тем, что США попросили дополнительное время для раздумий.
Собственно на заседании СБ позиция Лаврова сводилась к тому, чтобы меры, вводимые против Сирии, были конкретизированы. Россия, по его словам, выступает за теснейшее сотрудничество Сирии с комиссией Мехлиса, но противится тому, чтобы главу комиссии наделили чрезвычайными полномочиями. Москва согласилась с американскими предложениями дать комиссии возможность свободно допрашивать сирийских чиновников (без согласования всех процедур с официальным Дамаском) и ввести санкции против подозреваемых в убийстве Харири.
Но, по предложению российской стороны, время действия санкций будет ограничено, а комиссию лишат права самостоятельно наказывать подозреваемых. Также из документа исчезло положение, делающее возможным в случае невыполнения Сирией требований применить против нее меры, предусмотренные статьей 41 Устава ООН.
Резолюцией остались довольны и США. Из документа не исчезли призывы к президенту Асаду отказаться от поддержки террористов и доказать, что отказ не является пустым звуком. Правда, кому именно предстоит решать, что Асад достаточно привержен делу борьбы с терроризмом, в документе не уточняется. Так что если сирийский президент не сумеет зарекомендовать себя в глазах США бескомпромиссным борцом с мировым злом, всегда найдется повод для того, чтобы обвинить его в будущем, что и подтвердила Кондолизза Райс. "В случае необходимости мы можем рассмотреть и применение дальнейших мер в отношении Сирии", - заявила она. По словам госсекретаря, резолюция принята в духе главы 7 Устава ООН, предполагающей ответ на "действия в отношении угрозы миру, нарушений мира и актов агрессии", и в ней расписаны варианты применения силы.
В целом же итоговый проект резолюции, принятый на заседании Совбеза, ограничился лишь косметическими изменениями отдельных формулировок. На серьезные уступки Москве члены СБ не пошли, видимо, будучи уверенными, что правом вето Россия пользоваться не станет. В самой России, однако, одобрение резолюции расценили как крупный дипломатический успех.
Так, спикер Госдумы Борис Грызлов назвал резолюцию 1636 победой российской дипломатии. "Я думаю, что наша российская дипломатия сумела склонить всех к нужным формулировкам", - с удовлетворением отметил он. Доволен резолюцией и председатель комитета Совета Федерации по международным делам Михаил Маргелов: "ООН приняла самую мягкую резолюцию, которая только была возможна, и это было сделано при непосредственном участии России".
Сирия, как и следовало ожидать, осудила решение международного сообщества. Министр иностранных дел страны Фарук Шараа назвал резолюцию 1636 несправедливой и повторяющей обвинения, изложенные в докладе комиссии Мехлиса. Шараа подверг критике положение доклада, гласящее, что решение об убийстве Харири не могло быть принято без ведома спецслужб Сирии. "Если наличие спецслужб и армии в какой-либо стране означает, что любое преступление или теракт не может произойти без их ведома или участия, то следовало бы обвинить американские спецслужбы в терактах, совершенных 11 сентября 2001 года", - сказал Шараа. Напомним, что на момент убийства Харири в Ливане находился 14-тысячный воинский контингент сирийских войск, который был выведен оттуда весной 2005 года.
Также Шараа поставил под сомнение объективность и профессионализм членов комиссии, заявив, что следователи были предубеждены против Сирии с самого начала: "Употребление в докладе выражений типа "сценарий", "видится" или "вероятная причина" вызывает сомнение в серьезности расследования". Он также не упустил возможность вставить в свое выступление намек на "третью сторону", которая была заинтересована в осуществлении теракта. Сторона эта по имени названа не была, но всем было ясно, что речь идет о стране со Щитом Давида на государственном флаге: "Резолюция учитывает версию, обвиняющую Сирию, но, по неизвестным нам причинам, игнорирует версию о возможной причастности к преступлению третьей стороны".
Доклад комисси МехлисаПолный текст на английском языке в формате .pdf
Дамаск осудил резолюции СБ ООН не только устами своего министра иностранных дел. Как только стало известно о решении Совбеза, Сирия немедленно выступила за проведение экстренного саммита Лиги арабских государств для обсуждения данной резолюции.
В преддверии такого обсуждения Башар Асад попытался сделать упреждающий ход, объявив о создании собственной Национальной комиссии, которая займется расследованием убийства Харири. Ожидается, что Национальная комиссия будет тесно сотрудничать со своими международными коллегами. Но это запоздалое решение вряд ли способно изменить отношение к Сирии большинства стран мира - она уже выбрана мальчиком для битья.
Сергей Карамаев