Российская постановка пьесы "Монологи вагины" перешла из разряда культурологического эксперимента в регулярное театральное событие. Теперь спектакль идет ежемесячными блоками на различных московских площадках. На полтора часа сцена погружается в полумрак для того, чтобы ничто не отвлекало внимания зрителей от трех актрис, заставляющих пережить смущение, смятение, стыд, страдание, облегчение, радость, подъем, восхищение.
Зрители привыкли не доверять названию. Каким бы эпатирующим оно ни было, они всегда ожидают, что эпатаж окажется завуалированным, особенно если речь идет о театре. Ведь на сцене условность почти всегда стоит на первом месте. Другой вариант - их может постичь разочарование, так как весь эпатаж будет заключаться только в названии. Так или иначе, но проверить, что же кроется за интригующим заглавием, стремятся многие.
Так случилось и в этот раз. Перед началом "Монологов" в фойе всегда можно встретить как романтичных барышень, так и серьезных бизнесменов и даже пожилые пары театралов, не пропускающих ни одной громкой премьеры. Большинство из них наверняка ожидают от спектакля чего угодно, кроме того, что им предстоит увидеть. Они не подозревают, что говорить с ними будут именно от лица заявленной в названии героини и на самые откровенные "женские" темы. Для многих присутствие в зале становится серьезным испытанием, другие открывают для себя что-то новое, а третьи, наоборот, недоуменно пожимают плечами, мол, зачем все это?
Официальный ответ на этот вопрос существует. Пьесу "Монологи вагины" - компиляцию опыта более чем 200 женщин со всего мира - написала американский драматург и общественный деятель Ив Энцлер, которая спустя пять лет после премьеры основала движение V-day. Активисты движения противостоят всякому выражению насилия над женщинами и помогают тем, кто от него уже пострадал. А подтолкнули Энцлер к созданию V-day как раз острые вопросы, поднятые ею в "Монологах". Таким образом, пьеса стала своего рода манифестом V-day и, если говорить шире, всех женщин, которые борются за свои права, что в США чрезвычайно популярно.
За семь лет "Монологи вагины" поставили в более чем 50 странах мира, в спектакле сыграло множество знаменитых женщин, известных своей разборчивостью при выборе проектов. Тем самым они автоматически придали "Монологам" статус серьезной постановки на тот случай, если у кого-то могут возникнуть сомнения.
Тем не менее, глядя на реакцию московской публики, понимаешь, что сомнения все равно остаются. Это стало очевидно, когда пьесу не просто привезли в Россию - в 2002 году зрители Чеховского фестиваля смогли увидеть "Монологи" в исполнении актеров Штутгардского театра, - а перевели ее на русский язык. Теперь зритель не может отстраниться от происходящего на сцене как от чуждого проявления западной культуры. Теперь ему приходиться проецировать это на себя. И зачастую это дается нелегко.
Конечно, нельзя не заметить, что в России у "Монологов вагины" априори должна была быть особенная судьба. Ведь огромная часть населения большую часть жизни прожила в обществе, где табу лежало на всех темах, касающихся сексуальных отношений и сексуальности как таковой. С другой стороны в частично обновленном уже российском обществе не находит активного отклика популярная на Западе тема борьбы против угнетения женщины. То есть эффект манифеста в данном случае не работает. Таким образом ни одна из основных линий спектакля - познание женщиной самой себя, ее отношения с мужчиной или с другой женщиной и насилие над женщиной - на оказывается близка сразу всему зрительному залу.
Несмотря на это проект взялся реализовать любитель экспериментов режиссер Йоэл Лехтонен, который родился в Финляндии, но давно живет в России. Он знаком московской публике по спектаклям "Ледяные картины", "4.48 Психоз", а с нынешнего лета еще и по проекту "Арабская ночь" - первому опыту open-air театра в России. "Монологи вагины" - это самый серьезный и ответственный его проект, который, несомненно, следует считать удавшимся.
Независимо от того, насколько противоречивым кажется содержание спектакля, видимая зрителю работа актрис и невидимая работа режиссера заставляет восхищаться. По меньшей мере, - их выдержке, по большей - глубокому отношению к поднимаемым темам, которое влечет за собой искреннюю актерскую игру. В данном случае погубить спектакль, который и так оказывается под градом критики за свою "непристойность", легко могла фальшь. Именно ее отсутствие позволяет происходящему на сцене быть театром. Три выразительные темные фигуры - Вера Воронкова, Анна Галинова и Екатерина Конисевич, восседающие на красных креслах в пучках света, - манипулируют вниманием зрителя, то давая ему отдохнуть, то натягивая нервы до предела и изумляя мастерскими перевоплощениями. Даже тем, кому страшно подвергнуть себя испытанию откровением, стоит увидеть эту вызывающую красоту.
Екатерина Рогожникова