Испанские оппозиционеры предрекают государству Испания скорый распад. Поводом к тому стало упорство Каталонии - одной из семнадцати автономных областей страны - в ее стремлении превратиться фактически в субъект федерации. В конце сентября это стремление оформилось в проекте нового Устава Каталонии, который немедленно вызвал бурю протеста в консервативных кругах страны. Однако настоящую тревогу оппозиция забила после того, как премьер-министр Испании Хосе Луис Родригес Сапатеро согласился рассмотреть предложения каталонцев и убедил в необходимости их обсуждения парламент.
Что касается вопросов менее отвлеченных, чем национальное самосознание, то тут амбиции Барселоны (каталонская столица) идут также далеко. Проект предусматривает значительную финансовую самостоятельность Каталонии по отношению к государственному бюджету, независимость судебной и правоохранительной систем, наделение правом вносить изменения в общегосударственные законы.
Под финансовой самостоятельностью области подразумевается в первую очередь передача функций сбора и распределения налогов в руки местных властей. Ведь в отличие от Страны Басков, также борющейся за независимость, правда гораздо более радикальными методами, Каталонии приходиться перечислять все налоговые сборы в общий бюджет, откуда они распределяются по более бедным провинциям. Таким образом, за счет богатой Каталонии кормятся многие ее менее успешные соседи, что, конечно же, каталонцев не устраивает.
Сейчас Каталония является третьей по степени самостоятельности областью Испании после Наварры и Страны Басков. Область включает четыре провинции - Барселону, Лериду, Таррагону и Жерону. Правительство автономии, Женералитат, входит в Испанскую государственную систему Конституционной Монархии и состоит из Парламента и Исполнительного совета. Парламент избирает президента области - сейчас на этом посту находится Паскуаль Марагал.
Женералитат имеет особые полномочия в ряде вопросов сфер транспорта, связи, предпринимательства, общественной безопасности, местного самоуправления, а также культуры и охраны окружающей среды.
Система правосудия Каталонии по большей части подведомственна центральной власти, однако на территории автономии действует особый гражданский кодекс. Постепенно все больше функций переходит в руки собственной полиции Каталонии, которая вытесняет общенациональные полицию и гражданскую гвардию. Тем не менее испанское правительство не собирается предоставлять Каталонии право самостоятельно определять меры по борьбе с терроризмом и нелегальной иммиграцией. Кроме того многие вопросы образования, здравоохранения и правосудия Каталония не может решить без участия центрального правительства.
С экономической точки зрения Каталония относится к самым развитым районам Испании. В регионе развита текстильная, химическая, фармацевтическая и автомобилестроительная промышленность.
box#2084133
Что касается сельского хозяйства, то в этой сфере Каталония прославилась своим виноделием. В результате при населении, составляющим 16 процентов от всего населения Испании, автономия обеспечивает стране почти четверть ВВП. Понятно, что Мадриду не хочется терять такой источник дохода так же сильно, как Каталония стремится заполучить свои финансы в собственное распоряжение.
Структура административного разделения Испании на 17 автономных образований была закреплена законом 1978 года, принятым через три года после смерти диктатора Франко. Оставив главную роль за Мадридом, законодатели обеспечили плавную демократизацию оставшейся после Франко жесткой централизации власти. Однако со временем регионы начали высказывать претензии на большую самостоятельность. Наиболее активно это делает Страна Басков или точнее представляющая ее организация ЭТА, которая начала борьбу за независимость еще при диктатуре Франко. Однако методы басков не находят отклика ни у одной из политических сил Испании в виду их радикализма. Другое дело - влиятельная и богатая Каталония, которая нужна центральной власти не только для единства нации, но и для материального благополучия.
box#2084134
Именно поэтому каталонскому руководству удалось в конце концов пробить брешь в стене, отделящей его от широкой автономии. Если находившиеся у власти в течение восьми лет консерваторы из Народной партии противились любым переменам в принятой структуре власти, то пришедшие в конце 2004 года социалисты хорошо осознавали назревшую необходимость реформ. В результате проект каталонской конституции получил поддержку премьер-министра Хосе Луиса Родригеса Сапатеро, который, в свою очередь, предложил парламенту обсудить выдвинутые автономией требования.
Голосованию, в результате которого парламентарии приняли проект к рассмотрению, предшествовала многочасовая дискуссия между консерваторами и частью социалистов во главе в Сапатеро. Премьер-министр отметил, что законопроект, несомнено, должен подвергнуться переработке для того, чтобы его положения не расходились с общенациональным законодательством. Однако сама идея изменения региональных уставов встречает с его стороны полную поддержку. Между тем оппоненты социалистов, ряды которых возглавляет лидер Народной партии Мариано Рахой, предрекают правительству развал государства в случае, если оно пойдет навстречу Барселоне.
По глубокому убеждению Рахоя, расхождения между амбициозными предложениями Каталонии и конституцией страны настолько велики, что говорить тут просто не о чем. Консерваторы уверены, что стоит дать Каталонии хоть немного свободы, как она, согласно известной пословице, "всю руку откусит", то есть отделится от Испании вовсе. Бывший премьер-министр страны Хосе-Мария Аснар, также консерватор, заметил, в свою очередь, что Испании грозит судьба Югославии и назвал сложившуюся ситуацию одним из самых критических моментов в современной истории страны. В проконсервативной испанской прессе даже появляются эмоциональные утверждения, что действия Сапатеро положат конец эпохе процветания Испании, начавшейся в 1978 году.
В то время как политики спорят в парламенте, обычные граждане Испании уже составили свое мнение о происходящем. Как выяснила испанская газета El Mundo, 55,6 процента испанцев считают аппетиты Каталонии чрезмерными, тогда как поддержку в ее адрес высказало лишь 21,8 процента. Среди населения уже бродят антикаталонские настроения, в частности, людей призывают не покупать один из символов Каталонии - игристое вино под названием кава, - отказаться от каталонских курортов и банков. Кампания против "мятежной" области развернулась в Интернете, а также на экранах мобильных телефонов - абонентам приходят сообщения с призывами бойкотировать каталонские товары.
Учитывая мнение наблюдателей, предсказывающих, что обсуждение законопроекта продлится не один месяц, Каталония может понести значительные убытки, хотя вряд ли это скажется на ее общем благосостоянии. Рано или поздно парламенту придется вынести какое-то решение. Если вспомнить, что первое чтение документ прошел с 197 голосами "за" и 146 - "против", можно предположить, что Каталония таки добьется значительных привилегий. Вопрос в том, какой силы последует "цепная реакция".
Екатерина Рогожникова