В День единения будет символично рассказать о нескольких инициативах российского правительства, которые в 2006 году приведут к уменьшению экономической самостоятельности российских регионов.
Недавно федеральные чиновники внесли несколько предложений, которые делают слово "Федерация" в названии нашей страны все более формальным. Речь идет о создании вертикали экономической власти путем передачи соответствующих полномочий федеральным органам власти.
Стоит подробно остановиться на трех подобных инициативах. Во-первых, это изменение процесса расчета и установки тарифов на жилищно-коммунальные услуги в регионах и на местах. Во-вторых, это формирование идеи отрицательных трансфертов для благополучных регионов. И, наконец, это назначение временных финансовых управляющих для регионов бедных и неблагополучных.
В ближайшее время благодаря министру экономического развития и торговли Герману Грефу полностью поменяется сама идея установки тарифов ЖКХ – одного из самых острых вопросов в современной России.
Как известно, жилищно-коммунальные услуги не вполне рентабельны, темпы роста цен на них ежегодно повышаются на двузначную величину, а федеральное правительство обнаружило, что именно рост цен на эти услуги провоцирует инфляцию. Так, в январе 2005 года повышение цен на услуги ЖКХ достигало кое-где 80 процентов. В результате правительство не уложилось в плановые показатели инфляции.
Сами тарифы ЖКХ рассчитываются в регионах – размер платы за тепло- и электроснабжение определяют региональные энергетические комиссии, а за воду и вывоз мусора – муниципалитеты. Федеральному правительству ничего не остается, как утвердить эти цифры.
Кроме того, ранее регионы могли рассчитывать на поддержку федерального центра – они частично компенсировали плату за услуги ЖКХ и получали средства от федеральных властей. С начала 2005 года этого не происходит, и затраты легли на хрупкие плечи потребителей.
В теории, правительству бы хотелось, чтобы рынок ЖКХ работал по общим для других рынков правилам – чтобы там существовала конкуренция, чтобы работающие там предприятия приносили прибыль и чтобы за счет конкуренции у потребителя была возможность выбрать себе "провайдера" услуг ЖКХ.
Уже сейчас чиновникам приходится признать, что из этой затеи ничего не выйдет – жилищно-коммунальная инфраструктура выходит из строя быстрее, чем ремонтируется, естественные монополии не позволяют выбирать между ценой и качеством, а региональные власти устанавливают невыгодные населению тарифы.
При этом стоит отметить, что правительство пока еще может сопротивляться давлению популистов, требующих увеличения расходов на социальные нужды, что приведет к украинскому варианту развития событий – увеличению доходов населения на 30 процентов и сокращению темпов роста ВВП в 3 раза.
Однако все ближе 2008 год, когда правительство может быть распущено, а социальные реформы – напротив, запущены. К этому моменту нужно решить, что делать с непомерными расценками на жилищно-коммунальные услуги.
Идея Грефа проста – не следует позволять регионам взимать с потребителей столько, сколько хотят регионы. Вместо этого министр предлагает самостоятельно рассчитать, сколько средств необходимо данному региону по максимуму и спустить эти цифры в орган исполнительной власти субъекта Федерации.
Предполагается, что, действуя в пределах федерального лимита, регион сможет дифференцировать ставки оплаты ЖКУ, спустив соответствующие лимиты в муниципалитеты, которые, в свою очередь, должны будут в них уложиться.
Вряд ли надо говорить, что предложение главы МЭРТ основано на твердой уверенности, что цифры, получаемые сейчас от регионов, "неправильные", а правильные должны быть гораздо ниже. Вряд ли стоит также допускать, что федеральный центр никогда не ошибается в расчетах. Это означает, что тарифы федерального центра обязательно приведут некоторые регионы к дефициту в сфере ЖКХ.
При этом никто не знает, по какой методике будет рассчитываться новый тариф для конкретного региона, а некоторые эксперты даже предполагают, что федеральные чиновники могут поставить перед предприятиями ЖКХ задачу выжить, установив предельную рентабельность.
Вряд ли методика оценки и расчета тарифов будет готова в ближайшие месяцы – это задача не из легких, а потому из инициативы Грефа следует интересный вывод – новые правила могут быть использованы для того, чтобы одновременно снизить нагрузку на потребителей региона и заставить регионы частично или целиком компенсировать дефицит, образовавшийся в результате такого тарифного управления. Это вплотную подводит нас к следующему пункту программы правительства.
Как известно, исторически российские регионы неравны – например, Тюменская область или Москва сильно отличаются от бедных субъектов Федерации. Правительственные чиновники, наконец, решили уравнять регионы при помощи такого инструмента, как "отрицательные трансферты".
Речь идет о том, что некоторые регионы страны бюджетно обеспечены лучше, чем остальные. В правительстве в настоящий момент по этому поводу разгорается настоящее сражение – с одной стороны, министры хотят создать большое количество особых экономических зон, которые станут своеобразными магнитами деловой активности, а с другой – стремятся избежать возникновения еще большего экономического неравенства в стране.
Защитники идеи равенства регионов долгое время никак себя не проявляли – и вот недавно предложили механизм "отрицательных трансфертов", который бы сократил объем расходов федеральных властей на субсидии регионам.
Чиновники предложили богатым и обеспеченным регионам поделиться с бедными и необеспеченными, перечислив половину своей прибыли в фонд, средства которого распределит федеральное правительство между бедными областями.
Кто попадет в список богачей, уже понятно. Это нефтеносные районы страны, Москва, и, возможно, Санкт-Петербург, который Валентина Матвиенко надеется поднять не за счет, собственно, развития, а за счет прихода крупных налогоплательщиков.
Идея очень благодатна для федерального правительства – ведь сейчас предлагается зачислить в регионы-богачи те области, чья бюджетная обеспеченность превышает среднероссийскую в 2 раза. Однако со временем этот коэффициент будут снижать, чтобы доноров стало больше.
Однако распределение денег в бедные регионы кому попало не доверишь. Есть Чечня, в которую уже ушли миллиарды долларов, есть сильно удаленные от центра регионы, где проследить за распределением средств нереально. Наученные горьким опытом бескорыстной помощи, федеральные чиновники не доверяют нынешним менеджерам регионального масштаба (это одна из причин, по которой Владимир Путин теперь сам назначает губернаторов).
В результате полпред президента Дмитрий Козак предложил в ближайшем будущем ввести в сверхдотационных регионах временных финансовых управляющих. Речь идет, в частности, о Корякском автономном округе, Ингушетии и Чечне. Очевидно, власть надеется, что ей удастся назначить финдиректорами регионов таких людей, которые не будут воровать полученные средства.
Аналогичные меры применяются, например, к банкам, находящимся на грани банкротства. В них вводится временная администрация, которая занимается улаживанием банковских дел и представляет из себя в зависимости от объема долговых обязательств кредитной организации либо крепких кризис-менеджеров, либо похоронную команду.
В случае регионов речь о последней, конечно, не идет.
Тот курс, который наметили для себя члены федерального правительства, опасен и не лишен недостатков. Так, увеличение давления на регионы может привести к тому, что субъекты Федерации задумаются о том, нужна ли им эта Федерация. Такие мысли уже не раз приходили в голову лидерам, например, Татарстана – вряд ли они утихнут, когда татарам придется направлять значительную часть своих денег в Корякию или Чечню.
С ЖКХ тоже не все так просто. Администрации многих регионов и муниципалитетов могут и не захотеть поддержать "коммуналку" из своего кармана – даже в таком относительно благополучном регионе как Московская область сплошь и рядом встречается банкротство предприятий коммунального хозяйства.
В свою очередь, политическим кризисом может обернуться и введение временных финансовых управляющих, которые наверняка могут вскрыть сотни злоупотреблений в ходе процесса распределения федеральных средств.
К сожалению, единственное, что пока реально может объединить регионы для цели увеличения темпов экономического роста – это праздник 4 ноября и Новый год, который положит начало всем вышеперечисленным инициативам.