Экономика
21:20, 8 ноября 2005

Профком наносит ответный удар Противостояние рабочих и администрации всеволожского завода "Форд" достигло апогея

Александр Амзин (журналист, независимый медиаконсультант)

Если бы не агенты иностранного влияния, электросварщик Алексей Этманов вряд ли бы устроил забастовку на всеволожском заводе Ford, что в Ленинградской области. Вряд ли бы он стал и главой профсоюза. Однако именно он поехал в Бразилию по приглашению TIE (Transnational Information Exchanging) – независимой организации по обмену информацией в рабочем и профсоюзном движении.

По возвращении из Бразилии Алексей Этманов решил добиться гораздо лучших условий труда для работников завода. Он рассказал другим рабочим о том, что в Бразилии принято выплачивать тринадцатую зарплату, а также подчеркнул, что рабочие за рубежом могут получать долю в прибыли завода.

Это разожгло профсоюзное пламя, которое охватило большинство рабочих завода. Вообще говоря, профсоюз на заводе существует уже три года, однако до августа 2005 года в нем состояло всего 112 человек. После возвращения Этманова из Бразилии число членов профсоюза увеличилось почти в 10 раз – в настоящий момент в него входит около 1100 человек.

Членов профсоюза на завод не пускать

Датой перехода конфликта в открытую фазу стало решение руководства завода не пускать на территорию председателя ЦК профсоюза машиностроителей РФ Геннадия Трудова и председателя областной профорганизации Виктора Калинина. Им было заявлено, что они не могут посетить завод. Формальной причиной для запрета явилось "расширение объемов производства".

Профсоюзные деятели заявили менеджерам , что такого рода запреты на посещение завода являются нарушением российского законодательства и напомнили, что заранее устно и письменно уведомили о своем визите руководство завода.

Это не принесло результатов, и тогда в обеденный перерыв у проходной завода состоялся митинг членов профсоюза, в котором приняли участие около 300 человек.

На митинге рабочие составили резолюцию, в которой поддержали требования профкома по повышению зарплаты и предложили администрации завода немедленно вступить в переговоры. В противном случае участники митинга пообещали создать забастовочный комитет и начать подготовку к предупредительной забастовке. И, конечно, осудили действия руководства по отношению к профсоюзным лидерам.

Отдельное письмо с требованиями членов профсоюза Алексей Этманов направил генеральному директору завода.

Двадцать два рубля в секунду

В подтверждение серьезности своих намерений члены профсоюза в 22 часа 30 минут 2 ноября устроили предупредительную часовую забастовку и остановили конвейер. В забастовке приняли участие примерно 350 из 400 рабочих ночной смены.

Простой конвейера обошелся заводу в 78 тысяч рублей, то есть в 22 рубля в секунду. Рабочие целиком остановили покрасочный конвейер, добились остановки на 70 процентов сборочного цеха и на 95 процента – кузовного цеха.

Формальным поводом для проведения забастовки стали следующие требования, от выполнения которых руководство завода отказалось:

1) выровнять оплату труда работников по новой сетке грейдов (разрядов) к оплате труда работников по грейдам, существовавшим до марта 2005 года. Речь идет о том, что работник, которого завод нанял после 1 марта, получает на 1-2 тысячи рублей меньше, чем сотрудник, нанятый до марта;

2) повысить на 30 процентов заработную плату в связи с повышением производительности и интенсивности производства, а также ростом инфляции;

3) ввести для работников завода тринадцатую зарплату, равную среднемесячной.

Когда конвейер был вновь пущен, руководство завода поспешило заявить, что не собирается принимать никаких мер к участникам забастовки. Впрочем, не пообещали они и выполнить требования бастующих.

Менеджеры подчеркнули, что намерены продолжать переговоры, добавив, что забастовка никак не повлияла на сроки выпуска автомобилей. Профсоюз в ответ заявил, что готовит документы к подаче в трудовой арбитраж Северо-Западного федерального округа.

По-итальянски

Так как руководство завода никак не отреагировало на часовую предупредительную забастовку, рабочим пришлось выйти на работу для того, чтобы скоординировать свои действия и дождаться встречи с руководителем ЗАО "Форд мотор компани" Тео Штрайтом.

В результате было решено устроить забастовку "по-итальянски" – точно выполнять указания руководства без малейшей инициативы со своей стороны. В данном случае это означает – не нагонять случающиеся простои конвейера продолжительностью в 5-10 секунд.

Правда, такие простои не очень опасны для производства, так как учтены в технологическом процессе. Таким образом рабочие сократят выработку примерно на 1-2 автомобиля в день, то есть в худшем случае – на 500-600 автомобилей в год. Для сравнения, в прошлом году завод произвел около 30 тысяч автомобилей Ford.

Интересно, впрочем, что "итальянский" вариант пока работает не в полную силу. Дело в том, что простои конвейера целиком покрываются субботними сменами, которые оплачиваются в двойном размере. Любопытно, что от них рабочие отказываться не собираются.

Заключение

Восьмого ноября должна была состояться встреча гендиректора ЗАО "Форд мотор компани" Тео Штрайта и главы профсоюза всеволожского завода Алексея Этманова. На момент написания комментария не удалось ничего узнать о ее итогах ни на заводе, ни в профсоюзе.

Впрочем, очевидно, что "итальянская" забастовка долго не продлится – ведь по плану производительность труда рабочих в 2006 году должна значительно вырасти (завод собирается фактически удвоить объем производства автомобилей) – и здесь без адекватной компенсации не обойтись.

Наконец, не вполне понятно, как будет действовать профсоюз в том случае, если не сможет добиться своего. Очевидно, что "сытый" бунт гораздо более опасен для забастовщиков, так как на их места уже сейчас претендуют гораздо менее привередливые работники машиностроительной отрасли.

Надо думать, самое интересное произойдет, если им удастся добиться своего. Профсоюзное пламя может охватить всю страну. В конце концов, недаром же в 2005 году исполнилось ровно 100 лет со дня революции 1905 года. Lenta.Ru следит за событиями.

< Назад в рубрику